Людмила Воробьева
Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе по теме «Дымковские игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщить детей к русскому народному творчеству.
Познакомить детей с народной игрушкой (на примере дымковской игрушки).
Задачи:
*Образовательные: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством, воспитывать интерес к народной культуре, народному творчеству, расширить представления детей о народной игрушке.
*Развивающие: развивать творчество, чувство цвета, эстетические чувства, моторику руки.
*Воспитательные: воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе по теме „Дымковские игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Игрушки
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
*Обучающая: учить детей украшать гуашью силуэт лошадки, наносить точки, рисовать круги, волнистые линии.
Оборудование и материалы: презентации «Дымковская игрушка», бумажные силуэты дымковских лошадок, гуашь, кисточки, стаканчик с водой.
Методические приемы:
Словесный: беседа.
Наглядный: рассматривание иллюстраций, поделок.
Практический: практические действия детей (рисование узоров)
Предварительная работа: ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами, ознакомление с дымковской игрушкой, чтение стихов, потешек о Дымке, загадок, рассматривание иллюстраций дымковских игрушек. Материал: дымковские игрушки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек.
Ход:
1. Часть. Вводная.
Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
Воспитатель:
-Чудо всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие, в мастерскую народных умельцев. Я вам расскажу историю о том, где и когда жили и живут мастера народной дымковской игрушки….
…Давным-давно жили люди в деревне на берегу реки Вятка. Берег реки был глинистый. И это была удивительная глина, так как из нее можно было лепить. Люди научились лепить разные игрушки: коней, оленей, барышень, птиц. Лепили, как правило, зимой, когда в поле не было работы. Над каждой избой поднимался голубой дымок над трубой. От того и назвали эту деревню мастеров Дымково, а игрушки – дымковскими. Как же делали такие игрушки? А вот как: «Берёт мастер кусок красной глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая! Мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь! От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек. Остынет игрушка после печи - мастер красит её всю в белый цвет. Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство». Продавали игрушки в разных городах и селах.
2. Часть. Основная.
Воспитатель: Посмотрите сколько здесь красивых, ярких, нарядных игрушек. (Воспитатель предлагает посмотреть иллюстрации дымковских игрушек). Про каждую игрушку сложили стишки, вот послушайте некоторые из них:
1. Дымковский я петушок,
Пышный хвост и гребешок.
Точки, клеточки, кружки.
Краски сочны и ярки.
2. Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
3. Дымковские барышни прекрасны,
Узоры на юбках разнообразны
Полосы, волны, овалы, круги и точки-
Словно волшебные строчки
Символы природы они обозначают
Здоровья, счастья, добра желают.
4. Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Воспитатель:
- Дымковскую игрушку расписывают кружками, кольцами, полосками, волнистыми линиями, клетками, точками. И каждый элемент росписи имеет свое значение: круг означает солнце, волнистые линии – воду, пересечение прямых линий – землю, клетка – поле.
-Ребята, посмотрите и скажите, каким цветом раскрашены игрушки?
- Ответ детей: красным, оранжевым, желтым, малиновым, синим.
Воспитатель:
-Правильно. Еще коричневый и черный, но совсем немного. Этими игрушками не только играли, но и украшали свой дом.
Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами сегодня превратимся в Дымковских мастеров. Хотите попробовать стать Дымковскими мастерами и раскрасить вот эти игрушки? (Показываю вырезанные из бумаги трафареты дымковского коня). Тогда я предлагаю сначала немного отдохнуть, а затем приступим к работе.
Физкультминутка:
Мы игрушки расписные, (Стойка прямо, небольшие покачивания головой)
Хохотушки вятские (повернуться друг к другу и улыбнуться)
Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя на носочках)
Кумушки посадские. (Руки развести в стороны при приседании)
У нас ручки крендельком (Руки на пояс)
Щёчки будто яблочки, (Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком (Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке. (Поклон)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Проходим и садимся за столы.
3. Часть Практическая.
Воспитатель: (раздает напечатанные трафареты каждому ребенку).
Сейчас мы будем украшать игрушку узорами. Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов.
Давайте-ка вспомним еще раз, какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках? (Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи). А расположены они в ряд, в шахматном порядке, в клетке между линиями.
Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку. Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.
4. Часть. Заключительная. (Анализ детских работ).
Воспитатель: – Ребята, какие замечательные работы получились у всех!
– Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными?
При анализе работ отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.
Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «На лугу пасутся кони».
Воспитатель (заканчивая занятие) Ребята, давайте еще раз посмотрим на наши работы:
-Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Все ребята молодцы, дымковские удальцы!