Ирина Желонина
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель первой квалификационной категории Желонина И. А.
МБДОУ д/с №45 «Сказка»
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе
Тема: «Путешествие по сказкам»
Программное содержание:
Цель: Развить мышление детей, внимание, речь.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Уточнить и расширить представления детей о сказках разных народов
- Развивать связную речь.
- Воспитывать познавательный интерес к чтению.
- Развивать память и внимание.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, получать удовольствие от выполнения заданий
- Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в группах.
- Расширить словарные возможности по теме Зима, совершенствовать словообразовательные умения по образованию разных частей речи, учить соединять части в целое.
- Воспитывать заботу и трудолюбие, уважительное отношение к окружающим.
Предварительная работа : Чтение сказок «Падчерица», «Храбрый мальчик», «Морозко», беседа «Традиции разных народов», беседа «Вежливое слово"
Оборудование: звезда, клубок, платок, экран, магнитофон, елка.
Ход занятия:
Организационный момент:
В одном городе, перед Рождеством…
(Вьюга влетает в зал, видит елку, на ней красивую рождественскую звезду)
В: Какая красивая звезда, заберу я ее себе, без нее праздник не состоится.
(Вьюга забирает звезду и улетает)
(В зал входят дети с воспитателем)
В: Дети, а вот и наша елка красавица, а где же наша рождественская звезда? Ее наверное забрала Вьюга, я слышала как она улетала! Дети, нужно спасать нашу звездочку!
Д: Да, нужно спасать!
В: Чтобы отыскать замок Вьюги нам нужно отправиться в сказку и пройти испытания, вы готовы?
Д: Да
В: Мы с вами знаем волшебные слова, давайте их произнесем и окажемся в сказке. «Раз, два, три вокруг себя повернись и в сказке очутись»
(Играет татарская мелодия. Дети попадают в народную татарскую сказку «Падчерица», на экран выводиться картинка из сказки, падчерица ходит, собирает ягоды, воспитатель зачитывает небольшой фрагмент)
Воспитатель : Прислушалась девушка - тихо кругом.
"Видно, брат кончил работу. Пора и мне возвращаться", - подумала девушка и вернулась на полянку.
Смотрит она: на полянке никого нет, только щепки свежие белеют.
Заплакала девушка и пошла по лесной тропинке, куда глаза глядят.
Шла она, шла. Вот и лес кончился. Вышла девушка в поле. Вдруг клубок, который она держала в руках, выпал и быстро покатился. Девушка пошла искать клубок. Идё т и приговаривает:
-Укатился мой клубочек, не видал ли кто его?
Так дошла девушка до пастуха, который пас табун лошадей.
- Укатился мой клубочек, не видал ли ты его? - спросила девушка у пастуха.
- Видел, - ответил пастух, - Поработай у меня один день: я подарю тебе коня, на нём ты поедешь искать свой клубочек. Согласилась девушка. Целый день она присматривала за табуном, а вечером пастух подарил ей коня и показал дорогу.
В: Дети, вы узнали, что это за сказка?
Д: Да, это сказка «Падчерица»
В: Каких героев этой сказки вы знаете?
Д: Сын, дочь, падчерица, пастух, ведьма-убыр.
В: А кто падчерице показывал дорогу?
Д: Волшебный клубочек!
(падчерица увидела детей, подходит, здоровается)
П: Здравствуйте дети!
Д : Здравствуй падчерица!
В: Скажи пожалуйста падчерица, не пролетала ли здесь вьюга? Она забрала нашу рождественскую звезду, нам надо ее вернуть
П: Пролетала, я помогу вам ее найти, мой волшебный клубок покажет нам дорогу в ее замок.
В: Спасибо падчерица, но сначала давайте поиграем.
Физкульт минутка (проводиться татарская игра «Тимербай»)
Игра «Тимербай»
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Игра проводиться под музыку. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались.
Хорошенько отмылись
И красиво нарядились.
И не есть, ни пить, не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.)
В: Молодцы дети, какая веселая игра! Но нам пора в путь.
(клубочек покатился и привел детей в сказку. Дагестанская народная сказка «Храбрый мальчик», на экран выводится картинка, играет дагестанская мелодия,воспитатель зачитывает фрагмент)
В: Мальчик сперва очень испугался, а потом пожалел птенцов взял свою крепкую палку, размахнулся и ударил змею. Она развернулась, опять свернулась да как прыгнет на мальчика. Змея была сильная, толстая и длинная. Змея и мальчик бились очень долго, но мальчик победил. Он бросил птенцам змеиное мясо, а сам опять лег под куст и уснул, потому что очень устал
Дети, что это за сказка?
Д: Храбрый мальчик
В: Какой смелый поступок совершил мальчик?
Д: Дают ответ (Спас птенцов от змея)
(Выходит мальчик в национальном костюме)
В: Здравствуй храбрый мальчик, не пролетала ли здесь вьюга? Мы ищем дорогу в ее замок, она забрала нашу рождественскую звезду.
М: Пролетала, я отправлюсь с вами в путь, помогу спасти звезду! Но сначала давайте поиграем в игру
Дагестанская игра «Подними платок»
Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.
Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.
(клубок катится дальше и дети вместе с героями продолжают путь, клубок приводит детей в русскую народную сказку «Морозко». инсценировка девочка под елкой, вокруг ходит Морозко)
В : Дети, в какую сказку мы попали?
Д: Морозко
В: Каких героев этой сказки вы знаете?
Д : перечисляют (мачеха, сестра Марфуша, Настенька, Морозко, баба-яга, Иванушка, разбойники, грибок-старичок и т. д.)
В: А скажите, какие герои добрые, а какие злые?
Д: перечисляют
В: Молодцы
В: Морозко, а ты не видел Вьюгу? Она забрала нашу рождественскую звезду.
Морозко: Знаю, знаю эту проказницу, уж не далеко ее замок. Нужно торопиться, но сначала помогите мне согреть Настеньку.
В: Но у нас нет огня! Как же мы сможем согреть Настеньку? (Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу).
Д: Надо согреть своим теплом.
Игра «Доброе тепло».
Возьмемся за руки и передадим своё тепло соседу, пожав ему руку.
(дети и герои продолжают путь)
В: А вот и замок вьюги.
(вылетает Вьюга)
Вьюга: Не отдам вашу звезду!
В: Но ведь без нее не состоится праздник!
Дети давайте все дружно попросим вьюгу вернуть нам звезду!
Д: Вьюга, верни нам, пожалуйста, звезду!
Вьюга, будь добра!
Вьюга, ты такая красивая, белая, помоги нам, пожалуйста!
(Вьюга добреет от вежливых слов)
Вьюга: Дети, какие вы все вежливые, добрые, я верну вам звезду!
(Вьюга отдает детям звезду, дети и все герои подходят к елке, на елке загорается звезда, хоровод вокруг елки)
Подведение итогов:
В: Дети, вам понравилось наше путешествие? (да)
В каких сказках мы побывали? (Падчерица, Храбрый мальчик, Морозко)
Чему они нас научили эти сказки? (добру, помогать друг другу, быть храбрыми, смелыми)
Литература
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А, Васильева, Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», М. - 2014
2. Т. А. Куценко, Т. Ю. Медянова, «365 веселых игр для дошколят», Р- н –Д, 2004г.
3. Интернет ресурсы https://skazbook.ru/