Фролова Анна Петровна
Конспект НОД в старшей группе по художественной литературе на тему «Малые фольклорные формы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Познакомить детей с одним из разделов русского фольклора : «загадки, пословицы, поговорки». Учить детей понимать смысл загадок, пословиц и поговорок. Заучить некоторые из предложенных. Развивать логическое мышление детей и речь.
Предварительная работа.
Отгадывание загадок.
Чтение пословиц и поговорок.
Материал:
Иллюстрации к загадкам.
Иллюстрации к пословицам ми поговоркам.
Атрибуты к дидактической игре «Составь загадку»
Корзина с овощами.
Ход занятия.
Внесение корзины с овощами.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Ребята, хотите посмотреть, что у меня в корзине? А вы любите отгадывать загадки? У меня в этой корзине отгадки, но я вам их покажу, если вы отгадаете загадки.
Наши поросятки
выросли на грядке,
К солнышку бочком,
хвостики крючком.
Эти поросятки
играют с нами в прятки.
(Огурцы)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь)
Пришел барин с грядки,
весь в заплатках,
кто ни взглянет, всяк заплачет.
(Лук)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
(Капуста)
Открываю корзину. (В ней муляжи овощей)
- А как одним словом можно все отгадки назвать? (Овощи)
- А еще можно как назвать? (Урожай)
- Так скажите ребята, что такое загадка? (ответы детей)
- Загадка, это такая задачка, но без чисел, которую нужно решить.
Загадки бывают разные, похожие на стихи.
- Бывают загадки короткие, из одного предложения. Вот отгадайте.
- Кто родится с усами? (Кошка)
- У кого рога длиннее, чем хвост? (У козы)
(Если дети затрудняются в отгадках, задаю наводящие вопросы)
-Ребята, а чем загадка отличается от рассказа, от сказки? (Ответы детей)
- Загадка короче, чем рассказ и сказка; В загадке не называется предмет, нужно самому догадаться, о чем идет речь;
- А сейчас ребята, мы с вами поиграем, теперь вы будете составлять загадки. Я вам раздам картинки, нужно рассказать про этот предмет, но не называть его. А мы вместе отгадаем вашу загадку.
- У меня тоже есть картинка, послушайте и отгадайте, что на моей картинке.
(Описываю предмет, пример: длинный, деревянный, где им проведешь, там дорожка идет).
После этого дети загадывают друг другу загадки.
Физ. минутка.
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (наклониться, изобразить сбор овощей)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много на грядке овощей уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)
К каждой пословице и поговорке показываю картинку.
- А теперь ребята, послушайте пословицу, ведь, народ сочинял не только сказки и загадки.
Пословица - это народное изречение, которое учит нас как надо поступать и как не надо.
Послушайте:
- «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
- Чему учит эта пословица? (Ответы детей.)
(Если дети затрудняются в ответах, можно рассказать им сказку : «Два друга посеяли пшеницу.
Один хорошо землю вспахал, щедро землю засеял, каждый день ухаживал и богатый урожай собрал.
Другой вспахал тяп - ляп и посеял кое- как. Мало зерна собрал, бедный урожай получил.
Далее выводы детей)
- Ребята, как другими словами можно сказать о трудолюбивом человеке?
- А о ленивом? (ответы детей)
- Вот еще одна пословица: «Как аукнется, так и откликнется?»
(Обсуждение пословицы. Если требуется приводим пример со сказкой)
Поговорки - употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.
- «Голоден, как волк».
- О чем говорит эта поговорка? (Человек очень голоден.)
-«Друзья — не разлей вода». (Верные друзья.)
- «Друг познается в беде». (другу нужна помощь)
- «Не котёл варит, а стряпуха». (готовит повар, о не плита)
- «Дело мастера боится» (Умелый человек)
А теперь ребята, я буду вам читать пословицы и поговорки, а вы должны сказать что это?
-«Умел ошибиться, сумей и поправиться». (пословица)
- «Земля заботу любит» (поговорка)
- «Будет хлеб - будет и обед». (поговорка)
- «Тот труда не боится, кто умеет трудиться». (пословица)
- «За много дел не берись, а в одном отличись». (пословица)
- «Друг познается в беде». (поговорка)
Молодцы! Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу. А теперь к нашей ситуации подходит пословица, которая звучит так:
- «Сделал дело – гуляй смело».