Лариса Мишина
Конспект занятия по лепке из соленого теста для детей старшей группы «Русский пряник»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы
Лепка декоративная из соленого теста
"РУССКИЙ ПРЯНИК "
Педагог: Мишина Лариса Евгеньевна
ЗАДАЧИ.
Образовательные: Продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства. Активизировать приемы декорирования лепных образов. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Развивать чувство ритма и композиции.
Публикация «Конспект занятия по лепке из соленого теста для детей старшей группы „Русский пряник“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Пряники. Лепка, пластилин
- Старшая группа
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
Развивающие: развивать умения и навыки работы в технике рельефной лепки, расширять словарный запас, творческое воображение, развивать мелкую моторику рук, развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.
Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, воспитывать желание порадовать мам.
Ход занятия.
Ребята, посмотрите у меня на блюде "Русские пряники". И сейчас я вам расскажу откуда все началось. Мы с вами совершим небольшое путешествие в историю создания пряников.
Пряники распространены на Руси с самых давних времен. Было их множество - медовые, сусляные, сахарные, в каждой местности свои фирменные. Особенно пряники любили дети. Для них делали специальные пряники с изображением птичек, рыб, различных животных,а пряничные буквы служили своеобразной вкусной "азбукой". Пряники дарили ко дню рождения, в знак уважения, любви. Некоторые были так велики, что весили по нескольку пудов. Чтобы такой подарок доставить по назначению, его везли на санях. В некоторых местах, например в Саратове, пряники имели совсем неожиданное применение - они были предметами игры. Во время ярмарок и базаров люди собирались в группы и кидали пряники. Пряники подбирали размером не более 20 см. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и не разбивался. Пряничное дело в 18-19 веках было очень распространенным народным промыслом. Особенно славились этим промыслом в России города Тула, Вязьма, Городец. Пряники выполнялись различными способами. Можно выделить печатные, врезные и лепные пряники.
В первой коробке лепные пряники. Были распространены более всего на Севере. Их лепили руками, иногда даже не из теста, а из простого хлеба. Из-под рук неизвестных скульпторов появлялись лошадки, птички, олени. Называли такие пряники в старину "козули".
Печатные пряники делали при помощи деревянных форм, которые изготавливали из твердых пород дерева, чаще всего из груши, березы и назывались пряничными досками. Такая доска накладывалась на тесто, и рельефное изображение отпечатывалось на нем. Рисунки, вырезанные на досках, были очень разнообразны. На них выполнялись не только орнаменты и сюжеты, но и надписи с пожеланиями.
Вырезные пряники выполняли при помощи металлических форм, которые как бы контуром обводили изображения на тесте. Большие подарочные пряники изготавливали самые искусные мастера вручную, ножом вырезая их контур. Эти пряники делали из медового теста,обильно украшали затейливым узором из розового и белого сахара и даже покрывали специальной позолотой.
Искусство изготовления пряников не умерло, оно продолжает жить и в наши дни. Форма пряников очень разнообразна. Лучше всего лепить руками. А еще про пряники сочиняют и песни, и стихи, и загадки.
Формы разной он бывает
И глазурью весь сверкает
Вытекает в печи
Но совсем не калачи!
Испечь он в печке жаркой
Из муки. Сам вкусный, сладкий
Мягкий, ароматный, пряный-
Потому зовется. пряник!
Вот мы в тесто положили
И корицы и ванили
И гвоздику и медок
Вышел славный пирожок.
Пряники русские, мятные, вкусные
К чаю ароматному угощение знатное!
Давайте немного отдохнем и продолжим дальше
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Большое озеро леплю я
Леплю я рыбку золотую
И камыши их ветер гнет
И распрямиться не дает
Вот птицы по небу летят
Дождинки по стеклу стучат
Вот утром солнышко встает
Плывет по морю теплоход
Теперь леплю я что хочу
Сестренку я лепить учу
Картины в рамы помещу
И гвоздик в стену вколочу
Готова выставка моя
Я приглашаю вас друзья!
Ребята, а вы ничего не слышите?
(Звучит классическая музыка с пением птиц).
Я слышу, прислушайтесь, закройте глаза.
Чтение стихотворения А. Плещеева
Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою
Чиста небесная лазурь
Теплей и ярче солнце стало
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Шумят леса, цветет земля
Поет - звенит ручей
Пришла весна, пришла весна
В одежде из лучей
Ликует детские сердца
Стремясь в простор лугов
Пришла весна, пришла весна
В веночке из цветов!
- Какое время года наступило?
- А какой самый замечательный праздник мы отмечаем весной?
- А подарки для мам у вас готовы?
Давайте сделаем маме пряник-сувенир!
Разберем этапы работы:
1. Возьмем основу из коричневого цвета. Скатаем шар, расплющим, выкладываем на сердечко.
2. Начнем украшать пряник цветными жгутиками, ягодами. Чтобы ваши украшения приклеились к прянику надо то место смочить чуть-чуть водой.
Но прежде чем приступить к работе, сделаем гимнастику для глаз.
Применяем здоровьесберегающие технологии:
Чтобы глазки не устали
Мы зарядку делать стали
Раз-два -три ты на стенку посмотри
Раз-два-три ты в окошко посмотри
Мы зарядку делать стали
И кружок нарисовали
Поморгали, поморгали
Всю усталость разогнали.
Работа детей под классическую музыку.
Подведение итога занятия :
Что мы сегодня лепили? Как вы думаете, вы справились с заданием? Маме будет приятно? Какой мы делали пряник? Молодцы! Спасибо вам за работу, занятие окончено.