Любовь Коряженкова
Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной к школе группе по программе Л. Г. Петерсон «Путешествие по сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Образовательные: закрепление представлений об измерении площади с помощью условной мерки; уточнение представлений об измерении объема с помощью условной мерки; закрепление умений ориентироваться по плану; пространственных отношений; расширение представлений об использовании символов для обозначения признаков предметов; закрепление представлений о взаимосвязи целого и частей с помощью отрезка - (схемы); уточнение знаний состава числа 9, умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 9; систематизация умений выполнять сложение и вычитание в пределах 9 на числовом отрезке, расширение представлений о равенстве групп предметов;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной к школе группе по программе Л, Г, Петерсон „Путешествие по сказке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Развивающие: развивать память,внимание, вариативное мышление.
Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, умение договариваться.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: метровый числовой отрезок; цифры «1- 9»; знаки «+», «_», «=», «>», «<»; фигуры, составленные из квадратов; коврики, составленные из квадратов; план – карта; картинки к задачам; картинка – портфель с нарисованными символами; схемы к задачам; стаканы разной высоты и разного диаметра, мерный стаканчик, банка для демонстрации опытов; картинки с изображением сказочных персонажей, конверты, большие квадраты.
Раздаточный: числовые отрезки, картинки и схемы к задачам, знаки и цифры, геометрические фигуры разной формы, цвета и размера, простые карандаши, фишки, картинки – портфели.
Оборудование: интерактивная доска, демонстрационная доска, макеты домиков сказочных героев, макеты деревьев и пеньков, елочки, корзинка, макет замка царевны, ключ и замок.
Ход занятия:
1. Организационный компонент:
Воспитатель собирает детей вокруг себя, предлагает им поздороваться с гостями и спрашивает: «Ребята, любите ли вы сказки? Хотите там побывать? Давайте прочитаем письмо, которое я сегодня получила». Читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Иванушка из мультфильма «Летучий корабль». Царь Берендей запер в башне царевну Несмеяну, чтобы выдать ее замуж за воеводу Полкана. Чтобы достать ключ, нужно пройти по указанному маршруту и выполнить несколько заданий, которые находятся у сказочных героев. Одному мне не справиться. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, выполнить задания, найти ключ и освободить царевну. Я буду вам очень признателен».
Воспитатель спрашивает у детей: «Ну что, ребята, выручим Иванушку, поможем ему выполнить задания? Тогда вперед!»
2. Содержательный компонент:
I. Измерение площади.
- Ребята, как вы думаете, на чем мы можем долететь до волшебного царства? (На вертолете, самолете, ковре - самолете). Правильно ребята. Посмотрите на доску. (На демонстрационной доске слева и справа расположены два составленных из разноцветных квадратов коврика).
- Ребята, чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо из двух ковриков выбрать больший по площади. Как можно измерить площадь? (Нужно сосчитать, сколько квадратов умещается в коврике). «Так, давайте посчитаем квадраты». Дети считают квадраты и определяют, что площадь коврика слева больше площади коврика справа, так как число 9 больше числа 8. «Молодцы, ребята! Давайте запишем неравенство математически, иначе наш ковер - самолет не взлетит». У доски один ребенок выкладывает неравенство знаками. 9>8. «Ребята, нам пора отправляться в сказочное путешествие». Дети садятся на ковер. Звучит музыкальный фрагмент из мультфильма «Летучий корабль».
II. Ориентировка в пространстве.
Воспитатель сообщает детям: «Ребята, вот мы и прилетели в сказочную страну. Посмотрите, что я нашла. Это депеша от царя Берендея». Ребенок – капитан команды читает: «Если Вы точно проследуете по этому маршруту и выполните все задания, то найдете ключ от замка царевны. Поторопитесь!». Воспитатель обращается к детям: «Ребята, у нас немного времени. Нам нужно успеть выполнить все задания, иначе волшебство закончится, и мы не освободим царевну. Давайте определим по карте наш маршрут». Дети рассматривают план – карту и капитан читает маршрут. Аналогичная карта к замку царевны появляется на интерактивной панели.
План карта к замку царевны Несмеяны.
III. Измерение объема.
Дети идут по указанному маршруту и останавливаются у домика Матроскина и Шарика. Воспитатель вскрывает конверт и сообщает, что Матроскин и Шарик поссорились от того, что не смогли решить, поровну ли у них молока в стаканах. У Матроскина – высокий и узкий стакан, у Шарика – широкий и низкий.
- Ребята, как вы думаете, поровну ли молока в стаканах у Матроскина и Шарика? Как нам проверить? Выслушиваются предлагаемые ответы детей. (Нужно измерить объем молока). Чем можно измерить объем? (Меркой). Ребята, мерка должна быть одинаковой или разной? (Одинаковой). Правильно, молодцы. Ребята, а как мы будем измерять объем? (Сначала нам нужно перелить молоко из стакана Матроскина в пустую банку, большую по объему, затем из банки перелить в мерку, а затем из мерки перелить молоко обратно в стакан (высокий и узкий). Количество мерных стаканчиков мы отложим фишками. Потом посчитаем, сколько всего фишек мы отложили и обозначим число цифрой. Дети измеряют объем высокого и узкого стакана, откладывают фишки, суммируют их и обозначают полученное число цифрой. По тому же принципу измеряется объем второго стакана (широкого и низкого).
- Ребята, что мы теперь можем сказать о количестве молока в стаканах Матроскина и Шарика? (И там и там молока поровну, так как в обоих стаканах уместилось одинаковое количество мерок).
IV. Сложение и вычитание на числовом отрезке.
Далее дети вслух определяют дальнейший маршрут по карте и подходят к домику Винни – Пуха. Капитан вскрывает конверт и сообщает, что Винни Пух и Пятачок пошли в гости к Кролику и заблудились в лесу. Чтобы найти дом Кролика, нужно на числовом отрезке отследить путь Винни – Пуха и Пятачка и определить, в какой точке находится дом Кролика.
На интерактивной панели – числовой отрезок с точкой. Педагог обращает внимание детей на пример и сообщает путь Винни Пуха и Пятачка.
(9-2+1-3-2+2+2-1-4+1+2-1+3).
Дети садятся за столы и работают на числовых отрезках.
- Ребята, какое действие мы выполняем при движении по числовому отрезку влево? (Вычитание). А при движении по числовому отрезку вправо? (Сложение). – Правильно, ребята, молодцы.
- Из какой точки мы начнем движение по числовому отрезку? (Из точки 9). Определите на числовых отрезках точку, в которой находится дом Кролика. Один ребенок работает у доски. Ответ – дом Кролика находится в точке 7. Педагог хвалит детей и предлагает им пойти дальше.
V. Закрепление действий сложения и вычитания, состав числа.
Дети читают маршрут по карте и отправляются к домику Красной Шапочки. Вскрыв письмо, Капитан сообщает, что Красная Шапочка испекла для бабушки пирожки с малиной и черникой и не может их сосчитать. Дети садятся за столы.
На интерактивной панели – прямоугольник с нарисованными на нем 5 красными и 4 синими овалами.
- Ребята, посмотрите на картинку. Что мы здесь видим? (5 красных и 4 синих овала). А теперь придумайте задачу.
«Красная Шапочка испекла для бабушки 9 пирожков, из них 5 пирожков с малиной. Сколько пирожков с черникой испекла Красная Шапочка?» Нам известно целое – всего 9 пирожков, и первая часть – 5 пирожков с малиной. Как вы думаете, что здесь нужно найти? Вторую часть. Как мы будем ее искать? Предлагаются ответы детей. (От целого отнимем первую часть, получится вторая. (9 – 5 =4). Получилось 4 пирожка с черникой. Ребята, но у нас стоит знак «+». Как по – другому можно решить задачу? Сколько нужно прибавить к 5, чтобы получилось 9? Какие числа нужно сложить, чтобы получить число 9? (5 и 4). Как нам ответить на вопрос задачи? (5 + 4 = 9). Красная Шапочка испекла 4 пирожка с черникой. Правильно, ребята, молодцы. Какое число мы запишем в пустое окошко? (Число 4). Допишите равенство. Один ребенок работает у доски.
На интерактивной панели – прямоугольник с нарисованными на нем 9 овалами (5 красных и 4 синих).
Воспитатель сообщает детям, что в корзине Красной Шапочки поместилось только 7 пирожков и предлагает им придумать еще одну задачу.
«Красная Шапочка испекла 9 пирожков, из них 7 пирожков поместилось в корзине. Сколько пирожков осталось на подносе?» Что нам известно? (Нам известно целое – 9 пирожков и одна часть - 7 пирожков). Что неизвестно? (Вторая часть). Как нам найти вторую часть? (Нужно из целого вычесть известную, т. е. первую часть). Как нам ответить на вопрос задачи? (9 - 7 = 2) На подносе осталось два пирожка. Правильно, ребята, молодцы. Какое число мы запишем в пустое окошко? (Число 2). Допишите равенство. Сколько лишних овалов нам нужно зачеркнуть? (2). Зачеркните лишние овалы. Один ребенок выполняет задание у доски.
Физкультминутка (проводит ребенок)
Руки ставим мы вразлет-появился самолет.
Мах крылом туда- сюда, делай раз и делай два.
Руки в стороны держите, друг га друга посмотрите,
Опустили руки вниз, и на место все садись.
VI. Составление задач по схемам.
Следующая часть пути, обозначенная на карте, приводит ребят к домику Незнайки, который пока еще не научился решать задачи. Дети работают с раздаточным материалом.
На интерактивной панели - картинки с изображением 7 черных и 2 белых лебедей, плавающих на озере.
- Ребята, давайте придумаем задачу по картинке. Сначала давайте вспомним, из чего состоит задача? (Задача состоит из известных и неизвестных данных. Из условия, вопроса и решения). Что такое условие? (То, что нам известно). Что такое вопрос задачи? (То, что нам нужно найти, неизвестное). Что такое решение? (Решение – это ответ на вопрос задачи. Чтобы найти ответ, нужно знать условие и вопрос задачи). Правильно, ребята, молодцы.
«На озере плавали 7 черных 2 белых лебедя. Сколько всего лебедей плавали на озере?» Ребята, что нам известно в задаче? (Сколько черных (7) и белых лебедей (2) плавали на озере). Что нам нужно найти? (Сколько всего лебедей плавали на озере). Давайте запишем условие и вопрос задачи с помощью отрезка.
Ребенок рисует на демонстрационной доске отрезок, отмечает части и целое.
- Ребята, Посмотрите на чертеж. Что мы обозначим числами 7 и 2? (Части отрезка). Откуда мы возьмем эти числа? (Из условия – на озере плавали 7 белых и 2 черных лебедя). А что мы обозначим знаком вопроса? (Целое). Как его найти? (Чтобы найти целое, части нужно сложить). Как нам ответить на вопрос задачи? (7 + 2 = 9). На озере плавали 9 лебедей. Правильно, ребята, молодцы. Подберите соответствующую схему и запишите решение задачи. Один ребенок работает у доски.
- Ребята, посмотрите на следующую картинку. Что мы здесь видим? (Ягоды малины и клубники) Придумайте задачу.
"Маша нашла 6 ягод малины и 3 ягоды клубники. Сколько всего ягод нашла Маша?». Что нам известно в задаче? (6 ягод малины и 3 ягоды клубники. Это - условие задачи). Что неизвестно? (Сколько всего ягод нашла Маша. Это – вопрос задачи.) Правильно, ребята. Давайте запишем условие и вопрос задачи с помощью отрезка.
Ребенок рисует схему у доски:
- Ребята, посмотрите на чертеж. Сколько малины нашла Маша? (6). Сколько ягод клубники нашла Маша? (3). (Это будут 1 и 2 части). Откуда мы взяли эти числа? (Из условия – того, что нам известно). Правильно. А что нам неизвестно? (Неизвестно, сколько всего ягод нашла Маша, т. е целое). Правильно. Обозначим его знаком вопроса. Посмотрите на чертеж. Что мы с вами здесь ищем? (Целое). Как нам найти целое? (Нужно сложить части). Как нам ответить на вопрос задачи? (6 + 3 = 9). Всего Маша нашла 9 ягод. Правильно, ребята, молодцы. Подберите соответствующую схему к задаче и запишите решение.
Дети выкладывают решение задачи цифрами, педагог ходит между столами и просит их прочитать пример. Один ребенок работает у доски.
- Ребята, посмотрите на следующую картинку и придумайте задачу.
«На крыше сидело 9 голубей. Потом 5 голубей улетели. Сколько голубей осталось на крыше?» Что нам здесь известно? (Целое - сколько всего голубей сидело на крыше – 9. Это – условие задачи). Правильно. А что еще нам известно? (Часть - число голубей, которые улетели - 5. Это тоже условие задачи). Правильно, ребята. А что нам неизвестно? (Вторая часть – сколько голубей осталось. Это - вопрос задачи). Правильно, ребята, молодцы. Давайте запишем условие и вопрос задачи схематически, с помощью отрезка.
Ребенок рисует схему у доски:
- - Ребята, посмотрите на чертеж. Что обозначает весь отрезок? (Целое – всех голубей, сидевших на крыше). Сколько их? (9). Что обозначает 1 –я часть отрезка? (Голубей, которые улетели). Сколько их? (5). Что обозначает 2 – я часть отрезка? (Голубей, которые остались). (Мы обозначим неизвестную часть знаком вопроса). Посмотрите на чертеж. Что мы здесь ищем? (Неизвестную часть). Как найти неизвестную часть? (Нужно из целого вычесть известную часть, тогда мы найдем неизвестную). Как нам ответить на вопрос задачи? (9 – 5 = 4). На крыше осталось 4 голубя. Правильно, ребята, молодцы. Подберите соответствующую схему к задаче и запишите решение математически. Один ребенок выкладывает пример цифрами у доски, остальные дети – за столами на раздаточном материале.
Задачи можно усложнить, предложив детям придумать задачи по схемам или подобрать схемы к картинкам, попутно обосновывая свой выбор. Вопросы могут варьироваться по ходу решения задач.
VII. Символы. Дети снова раскладывают карту, определяют дальнейший маршрут и направляются к домику Буратино, которому нужно собрать портфель в школу. На интерактивной панели – разлинованный на квадраты прямоугольник с нарисованными в одной строке и столбце символами, обозначающими цвет, размер и форму предметов. Детям нужно подобрать соответствующие фигуры в пустые квадраты и собрать портфель Буратино.
- Ребята, подберите фигуры по указанным символам.
Дети подбирают подходящие по указанным символам фигуры. Один ребенок выкладывает фигуры на доске.
VIII. Зеркало. Равенство групп предметов.
По указанному на карте маршруту дети отправляются в Королевство Кривых Зеркал. Из письма они узнают, что Оля и Яло разбили одно из зеркал, по форме напоминающее ключ от башни царевны Несмеяны. Точно такой же ключ находится в одной из коробок, на одной из сторон которой он изображен.
- Ребята, Оля и Яло случайно разбили зеркало. Одна половинка, к счастью, осталась целой. Давайте достроим зеркало так, чтобы обе его части были совершенно одинаковы.
Дети выкладывают квадратами вторую сторону так, как выложена первая и соединяют части. В результате получается вот такая фигура ключа.
Воспитатель обращается к детям: - Ребята, посмотрите, на какой коробочке изображен точно такой же ключ? Давайте найдем ее.
Дети осматриваются вокруг и в итоге находят коробку с ключом, открывают замок и освобождают царевну. Царевна выходит и обращается к детям.
- Спасибо вам, ребята, за то, что освободили меня. Я рада, что именно Вы выполнили такие серьезные задания. Вы хорошие, дружные и умные ребята, из вас вырастут достойные люди. За старания и смекалку вам полагается награда. Спасибо вам за все! Ждем вас с Иванушкой в гости! Царевна награждает детей и прощается с ними.
3. Рефлексия. Заключительный компонент.
Воспитатель обращается к детям:
- Ну, что, ребята, понравилось вам путешествие? Что запомнилось? Что показалось особенно интересным? Что порадовало? Молодцы, ребята, вы хорошо поработали! Мы убедились, что у нас есть все для того, чтобы хорошо учиться в школе! А теперь поблагодарите наших гостей, за то, что они к нам пришли, попрощайтесь с ними и пойдем в группу.
Задания могут озвучивать другие дети, переодетые в сказочных героев.