Иванова Мираида
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Ознакомление с геометрическими фигурами»
▼ Скачать
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
на тему: «Ознакомление с геометрическими фигурами»
Тема занятия : «Геометрические фигуры».
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Ознакомление с геометрическими фигурами“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Цель: развитие представления о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
1. Научить распознавать форму геометрической фигуры независимо от размера и цвета фигуры;
2. Учить детей различать квадрат и прямоугольник, познакомить с некоторыми характерными признаками этих фигур : наличие углов, сторон, их количеством, соотношением сторон по размеру;
3. Формировать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному или нескольким признакам;
4. Продолжать учить создавать заданную фигуру из геометрических фигур.
Развивающие:
1. развивать внимание, память, речь, логическое мышление;
2. развивать мелкую моторику рук;
3. развивать смекалку; пространственное расположение.
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес к математике;
2. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая;
3. Воспитывать усидчивость и терпение.
Материалы и оборудование:
• демонстрационный: письмо; фланелеграф и геометрические фигуры; блоки Дьенеша; квадрат и прямоугольник.
• раздаточный: квадрат и прямоугольник из бумаги; тетради; карандаши; танграм.
Словарная работа: согласование существительных с числительными в падеже (три стороны, четыре угла и т. д.).
Предварительная работа: отгадывание загадок по теме «Фигуры»; игра «Танграм»; дидактические игры «Найди фигуру», «Лишняя фигура»; моделирование из геометрических фигур.
Методы и приемы:
• Словесные: беседа, вопросы, объяснение.
• Наглядные: демонстрация, показ.
• Практические: использование сюрпризного момента, предметно-практические и умственные действия, головоломки, физкультминутка.
Форма организации детей: фронтальная.
Работа дежурных: Перед началом занятия дежурные помогают раздать необходимый материал (квадраты и прямоугольники; танграм; тетради; карандаши, в ответ мы напоминаем остальным детям поблагодарить за помощь дежурных.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент (1,5 мин) :
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, весёлое.
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Замечательно! Посмотрите на ваши лица, они сияют от радости и теплоты, я надеюсь, что это настроение у нас будет в течение всего дня.
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе это письмо. (Показывает). Хотите узнать, кто его написал?
Дети: Да.
Воспитатель. Ну, тогда отгадайте загадку.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный.
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт свой длинный,
Кто же это?
Дети: Буратино.
Воспитатель: Правильно. Давайте прочитаем, что нам написал Буратино. (Воспитатель читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам Буратино. Лиса Алиса и Кот Базилио заперли меня в чулане, потому что я не хотел учиться и не слушался Мальвину. Они сказали, что не выпустят меня пока я не решу их задания и не найду Золотой Ключик. А так как я плохо учился, то сам решить задания не могу. Прошу Вас, дорогие ребята, помогите мне, пожалуйста! Ваш Буратино.
Воспитатель: Ну, что. Ребята! Поможем Буратино?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда нам надо отправляться в путь. Нас ждёт увлекательный мир геометрических фигур.
2. Основная часть (20 мин) :
Воспитатель: (3 мин) Ребята, посмотрите на доску, здесь расположены две геометрические фигуры (На фланелеграфе расположены квадрат, прямоугольник) Назовите их.
Дети: Квадрат, прямоугольник.
Воспитатель: Верно. Вы уже научились узнавать прямоугольник и квадрат. Сегодня мы выясним, чем они похожи и чем отличаются. (На столах у каждого ребенка лежат фигуры : прямоугольник и квадрат). Положите слева перед собой прямоугольник, а справа - квадрат. Давайте рассмотрим прямоугольник. У прямоугольника есть стороны. Обведите его пальцем, так как это показываю я (Дети обводят стороны прямоугольника пальцем). Как узнать сколько сторон у прямоугольника?
Дети: Сосчитать.
Воспитатель: Сосчитайте стороны. Сколько у прямоугольника сторон? (Спрашивает 3 ребят, делает обобщение). Правильно дети у прямоугольника 4 стороны. Также у прямоугольника есть углы. Посмотрите, я покажу углы прямоугольника, а вы их сосчитайте. (Показывает, обводя углы прямоугольника двумя пальцами).
Дети: 4 угла.
Воспитатель: Дети, а теперь посчитайте углы своего прямоугольника. Сколько углов у прямоугольника?
Дети: 4 угла.
Воспитатель: По сколько углов и сторон у прямоугольника (ответы 2-3 детей). Дети обведите рукой квадрат. Что есть у квадрата?
Дети: Стороны и углы.
Воспитатель: Сколько сторон, - Сколько углов?
Дети: 4 стороны, 4 угла.
Воспитатель: Дети, чем похожи квадрат и прямоугольник?
Дети: У квадрата и прямоугольника по 4 стороны и 4 угла. Этим они похожи.
Пальчиковая гимнастика «ИГРУШКИ» (20 сек)
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.
Воспитатель: (4 мин) Дети, посмотрите одинакового ли размера все стороны прямоугольника?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте посмотрим есть ли у прямоугольника равные стороны. Для этого мы согнём прямоугольник по противоположным сторонам (Воспитатель показывает и дети повторяют). Совпали они?
Дети: Да.
Воспитатель: Стороны совпали, значит они равны! Дети покажите две другие противоположные стороны! (Показывают). Докажите, что они тоже равны! (дети складывают противоположные стороны). А смежные стороны равны или нет? (педагог проводит рукой по смежным сторонам). Как проверить? Дети: Согнуть.
Воспитатель: Прямоугольник нужно согнуть так, чтобы эти смежные стороны приложить друг к другу. (Воспитатель показывает дети выполняют). Равны ли эти стороны между собой?
Дети: Они не равны.
Воспитатель: Сколько же равных сторон у прямоугольника.
Дети: по 2 равных.
Воспитатель: Как расположены эти стороны?
Дети: друг напротив друга.
Воспитатель: Дети, а что можно сказать о размере сторон квадрата? Как проверить все ли стороны квадрата равны?
Дети: Так же сгибать.
Воспитатель: Верно можно сгибать квадрат, прикладывая одну сторону к другой, и увидеть равны ли они. Проверьте равны ли стороны квадрата.
Дети: Все стороны равны.
Воспитатель: Дети скажите, чем отличается квадрат от прямоугольника?
Дети: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные стороны равны.
Воспитатель: А чем похожи квадрат и прямоугольник?
Дети: У квадрата и у прямоугольника по 4 угла и 4 стороны.
Воспитатель: Что же мы узнали о квадрате и прямоугольнике.
Дети: У квадрата 4 угла и 4 стороны, которые равны, у прямоугольника 4 угла и 4 стороны противоположные равны.
Игра-головоломка «Танграм» (2,40 мин)
Воспитатель: Ребята, у вас у каждого на столе лежит игра-головоломка, которая называется «Танграм». Положите его перед собой. И попробуйте составить из частей танграма лису по образцу.
«Лишняя фигура» (1,5 мин)
Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня на доске расположены 3 геометрические фигуры. Попробуйте догадаться какая здесь фигура лишняя?
Дети: Круг.
Воспитатель: Почему? Чем она отличается от других фигур?
Дети: У квадрата и треугольника есть углы, а у круга нету. А вот здесь попробуйте найти лишнюю фигуру и скажите почему она лишняя.
Физкультминутка «Будем прыгать и скакать!» (1 мин)
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Дети: Лишняя фигура прямоугольник, у которого 4 угла и 4 стороны, а у треугольников по 3 стороны и по 3 угла.
Воспитатель: Ребята, а здесь какая лишняя фигура и почему?
Дети: Лишняя фигура, у которой 5 углов, а у квадратов по 4 угла.
Воспитатель: (2,5 мин) Ребята, какие вы все внимательные. Следующее задание называется «Второй ряд» (Использовать блоки Денеша). Посмотрите, на расположенные в ряд 5 фигур. Нам необходимо построить под ними второй ряд, но так, чтобы:
1) под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы;
2) такой же формы, но другого цвета;
3) не такая по форме, размеру, цвету.
Пальчиковая гимнастика «Мотор» (1 мин)
Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.
Заводи мотор скорей
И ладони разогрей.
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
Сил, приятель, не жалей.
Ход немного замедляем.
Видно, к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише.
И мотор уже не слышен.
После – покатать по поверхности стола сначала левой, а затем правой рукой. В процессе проговаривают стихотворение:
Карандаш я покачу
Вправо-влево, как хочу.
Работа в тетрадях (4 мин)
Воспитатель: Ребята, положите перед собой тетради. Посмотрите, что изображено на картинке. Здесь вам необходимо найти нужные квадраты и соединить их, как показано в образце. (Дети выбирают и соединяют нужные квадраты). Следующее задание расположено на этой же странице внизу. Обведите непрерывной замкнутой линией только большие, а затем только маленькие квадраты. (Дети выполняют).
3. Итог (3,5 мин) :
Воспитатель: Ребята, мы справились со всеми заданиями. Теперь Лиса Алиса и Кот Базилио выпустят Буратино из чулана. Буратино очень рад, что вы ему помогли. Он теперь тоже будет изучать геометрические фигуры, внимательно слушать Мальвину на занятии, чтобы не попадать больше в такие неприятные ситуации. Спасибо, ребята! Вы были очень внимательными, и я вижу, что вы знатоки геометрических фигур. Вам понравились задания?
Дети: Да.
Воспитатель: Что мы сегодня с вами делали на занятии?
Дети: Сравнивали квадрат и прямоугольник, искали лишнюю фигура, играли с геометрическими фигурами и т. д.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было трудно? Что было самым интересным? (Ответы детей). Молодцы! (Далее оценка деятельности детей, воспитатель подчёркивает и хвалит кто хорошо справился с конкретными заданиями).
Работа дежурных: в конце занятия дежурные помогают убрать все пособия для занятия.