Папки-передвижки

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Ознакомление с геометрическими фигурами»

Иванова Мираида
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Ознакомление с геометрическими фигурами»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

на тему: «Ознакомление с геометрическими фигурами»

Тема занятия : «Геометрические фигуры».

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).

Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Ознакомление с геометрическими фигурами“» размещена в разделах

Цель: развитие представления о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

1. Научить распознавать форму геометрической фигуры независимо от размера и цвета фигуры;

2. Учить детей различать квадрат и прямоугольник, познакомить с некоторыми характерными признаками этих фигур : наличие углов, сторон, их количеством, соотношением сторон по размеру;

3. Формировать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному или нескольким признакам;

4. Продолжать учить создавать заданную фигуру из геометрических фигур.

Развивающие:

1. развивать внимание, память, речь, логическое мышление;

2. развивать мелкую моторику рук;

3. развивать смекалку; пространственное расположение.

Воспитательные:

1. Воспитывать познавательный интерес к математике;

2. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая;

3. Воспитывать усидчивость и терпение.

Материалы и оборудование:

демонстрационный: письмо; фланелеграф и геометрические фигуры; блоки Дьенеша; квадрат и прямоугольник.

раздаточный: квадрат и прямоугольник из бумаги; тетради; карандаши; танграм.

Словарная работа: согласование существительных с числительными в падеже (три стороны, четыре угла и т. д.).

Предварительная работа: отгадывание загадок по теме «Фигуры»; игра «Танграм»; дидактические игры «Найди фигуру», «Лишняя фигура»; моделирование из геометрических фигур.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные: демонстрация, показ.

Практические: использование сюрпризного момента, предметно-практические и умственные действия, головоломки, физкультминутка.

Форма организации детей: фронтальная.

Работа дежурных: Перед началом занятия дежурные помогают раздать необходимый материал (квадраты и прямоугольники; танграм; тетради; карандаши, в ответ мы напоминаем остальным детям поблагодарить за помощь дежурных.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент (1,5 мин) :

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, весёлое.

Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Замечательно! Посмотрите на ваши лица, они сияют от радости и теплоты, я надеюсь, что это настроение у нас будет в течение всего дня.

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе это письмо. (Показывает). Хотите узнать, кто его написал?

Дети: Да.

Воспитатель. Ну, тогда отгадайте загадку.

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный.

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт свой длинный,

Кто же это?

Дети: Буратино.

Воспитатель: Правильно. Давайте прочитаем, что нам написал Буратино. (Воспитатель читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам Буратино. Лиса Алиса и Кот Базилио заперли меня в чулане, потому что я не хотел учиться и не слушался Мальвину. Они сказали, что не выпустят меня пока я не решу их задания и не найду Золотой Ключик. А так как я плохо учился, то сам решить задания не могу. Прошу Вас, дорогие ребята, помогите мне, пожалуйста! Ваш Буратино.

Воспитатель: Ну, что. Ребята! Поможем Буратино?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда нам надо отправляться в путь. Нас ждёт увлекательный мир геометрических фигур.

2. Основная часть (20 мин) :

Воспитатель: (3 мин) Ребята, посмотрите на доску, здесь расположены две геометрические фигуры (На фланелеграфе расположены квадрат, прямоугольник) Назовите их.

Дети: Квадрат, прямоугольник.

Воспитатель: Верно. Вы уже научились узнавать прямоугольник и квадрат. Сегодня мы выясним, чем они похожи и чем отличаются. (На столах у каждого ребенка лежат фигуры : прямоугольник и квадрат). Положите слева перед собой прямоугольник, а справа - квадрат. Давайте рассмотрим прямоугольник. У прямоугольника есть стороны. Обведите его пальцем, так как это показываю я (Дети обводят стороны прямоугольника пальцем). Как узнать сколько сторон у прямоугольника?

Дети: Сосчитать.

Воспитатель: Сосчитайте стороны. Сколько у прямоугольника сторон? (Спрашивает 3 ребят, делает обобщение). Правильно дети у прямоугольника 4 стороны. Также у прямоугольника есть углы. Посмотрите, я покажу углы прямоугольника, а вы их сосчитайте. (Показывает, обводя углы прямоугольника двумя пальцами).

Дети: 4 угла.

Воспитатель: Дети, а теперь посчитайте углы своего прямоугольника. Сколько углов у прямоугольника?

Дети: 4 угла.

Воспитатель: По сколько углов и сторон у прямоугольника (ответы 2-3 детей). Дети обведите рукой квадрат. Что есть у квадрата?

Дети: Стороны и углы.

Воспитатель: Сколько сторон, - Сколько углов?

Дети: 4 стороны, 4 угла.

Воспитатель: Дети, чем похожи квадрат и прямоугольник?

Дети: У квадрата и прямоугольника по 4 стороны и 4 угла. Этим они похожи.

Пальчиковая гимнастика «ИГРУШКИ» (20 сек)

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.

Воспитатель: (4 мин) Дети, посмотрите одинакового ли размера все стороны прямоугольника?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте посмотрим есть ли у прямоугольника равные стороны. Для этого мы согнём прямоугольник по противоположным сторонам (Воспитатель показывает и дети повторяют). Совпали они?

Дети: Да.

Воспитатель: Стороны совпали, значит они равны! Дети покажите две другие противоположные стороны! (Показывают). Докажите, что они тоже равны! (дети складывают противоположные стороны). А смежные стороны равны или нет? (педагог проводит рукой по смежным сторонам). Как проверить? Дети: Согнуть.

Воспитатель: Прямоугольник нужно согнуть так, чтобы эти смежные стороны приложить друг к другу. (Воспитатель показывает дети выполняют). Равны ли эти стороны между собой?

Дети: Они не равны.

Воспитатель: Сколько же равных сторон у прямоугольника.

Дети: по 2 равных.

Воспитатель: Как расположены эти стороны?

Дети: друг напротив друга.

Воспитатель: Дети, а что можно сказать о размере сторон квадрата? Как проверить все ли стороны квадрата равны?

Дети: Так же сгибать.

Воспитатель: Верно можно сгибать квадрат, прикладывая одну сторону к другой, и увидеть равны ли они. Проверьте равны ли стороны квадрата.

Дети: Все стороны равны.

Воспитатель: Дети скажите, чем отличается квадрат от прямоугольника?

Дети: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные стороны равны.

Воспитатель: А чем похожи квадрат и прямоугольник?

Дети: У квадрата и у прямоугольника по 4 угла и 4 стороны.

Воспитатель: Что же мы узнали о квадрате и прямоугольнике.

Дети: У квадрата 4 угла и 4 стороны, которые равны, у прямоугольника 4 угла и 4 стороны противоположные равны.

Игра-головоломка «Танграм» (2,40 мин)

Воспитатель: Ребята, у вас у каждого на столе лежит игра-головоломка, которая называется «Танграм». Положите его перед собой. И попробуйте составить из частей танграма лису по образцу.

«Лишняя фигура» (1,5 мин)

Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня на доске расположены 3 геометрические фигуры. Попробуйте догадаться какая здесь фигура лишняя?

Дети: Круг.

Воспитатель: Почему? Чем она отличается от других фигур?

Дети: У квадрата и треугольника есть углы, а у круга нету. А вот здесь попробуйте найти лишнюю фигуру и скажите почему она лишняя.

Физкультминутка «Будем прыгать и скакать!» (1 мин)

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Дети: Лишняя фигура прямоугольник, у которого 4 угла и 4 стороны, а у треугольников по 3 стороны и по 3 угла.

Воспитатель: Ребята, а здесь какая лишняя фигура и почему?

Дети: Лишняя фигура, у которой 5 углов, а у квадратов по 4 угла.

Воспитатель: (2,5 мин) Ребята, какие вы все внимательные. Следующее задание называется «Второй ряд» (Использовать блоки Денеша). Посмотрите, на расположенные в ряд 5 фигур. Нам необходимо построить под ними второй ряд, но так, чтобы:

1) под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы;

2) такой же формы, но другого цвета;

3) не такая по форме, размеру, цвету.

Пальчиковая гимнастика «Мотор» (1 мин)

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен.

После – покатать по поверхности стола сначала левой, а затем правой рукой. В процессе проговаривают стихотворение:

Карандаш я покачу

Вправо-влево, как хочу.

Работа в тетрадях (4 мин)

Воспитатель: Ребята, положите перед собой тетради. Посмотрите, что изображено на картинке. Здесь вам необходимо найти нужные квадраты и соединить их, как показано в образце. (Дети выбирают и соединяют нужные квадраты). Следующее задание расположено на этой же странице внизу. Обведите непрерывной замкнутой линией только большие, а затем только маленькие квадраты. (Дети выполняют).

3. Итог (3,5 мин) :

Воспитатель: Ребята, мы справились со всеми заданиями. Теперь Лиса Алиса и Кот Базилио выпустят Буратино из чулана. Буратино очень рад, что вы ему помогли. Он теперь тоже будет изучать геометрические фигуры, внимательно слушать Мальвину на занятии, чтобы не попадать больше в такие неприятные ситуации. Спасибо, ребята! Вы были очень внимательными, и я вижу, что вы знатоки геометрических фигур. Вам понравились задания?

Дети: Да.

Воспитатель: Что мы сегодня с вами делали на занятии?

Дети: Сравнивали квадрат и прямоугольник, искали лишнюю фигура, играли с геометрическими фигурами и т. д.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было трудно? Что было самым интересным? (Ответы детей). Молодцы! (Далее оценка деятельности детей, воспитатель подчёркивает и хвалит кто хорошо справился с конкретными заданиями).

Работа дежурных: в конце занятия дежурные помогают убрать все пособия для занятия.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Домино с геометрическими фигурами»Дидактическая игра «Домино с геометрическими фигурами» Мишина Карина Робертовна Дидактическая игра " Домино с геометрическими фигурами " Геометрическое лото - настольная игра для 2-5 человек,.

Дидактические игры с геометрическими фигурамиДидактические игры с геометрическими фигурами Игры предназначены для детей средней группы. Всем нам известно, что для дошкольников игра - это ведущий вид деятельности. Поэтому, мы стараемся.

Дидактические игры с геометрическими фигурами для средней группы детей с ОВЗДидактические игры с геометрическими фигурами для средней группы детей с ОВЗ Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю пополнить вашу копилочку дидактических игр с геометрическими фигурами и не только в группе детей.

Дидактическая игра с геометрическими фигурами из бросового материала для детей 4–5 летДидактическая игра с геометрическими фигурами из бросового материала для детей 4–5 лет Игра с геометрическими фигурами развивает математические способности, речь, память, мышление ребенка и, конечно, фантазию. Материалом для.

ИОС в первой младшей группе «Поиграем с геометрическими фигурами и цифрами»ИОС в первой младшей группе «Поиграем с геометрическими фигурами и цифрами» И О С в 1 младшей группе Тема: «Поиграем с геометрическими фигурами и цифрами» Задачи: • Продолжать упражнять в различении и назывании знакомых.

Интеллектуальная игра с геометрическими фигурами «Выложи узор» для детей младшего дошкольного возрастаИнтеллектуальная игра с геометрическими фигурами «Выложи узор» для детей младшего дошкольного возраста Цель игры: - развивать умение различать и называть геометрические фигуры, определять их по форме и цвету; -анализировать положение предметов.

Конспект НОД «Знакомство с геометрическими фигурами» Возраст: 3-4 года Форма проведения: образовательное событие Вид детской деятельности: познавательная деятельность Модель организации образовательного.

Развлечение «Путешествие с геометрическими фигурами»Развлечение «Путешествие с геометрическими фигурами» В рамках проекта [h3]"Волшебный мир геометрических фигур[/h3]" мы с ребятами совершили путешествие на пиратский остров. Предлагаю и вам.

Тема недели «Моя семья». Схематичное рисование геометрическими фигурами человека во 2 младшей группе на тему: «Моя мама»Тема недели «Моя семья». Схематичное рисование геометрическими фигурами человека во 2 младшей группе на тему: «Моя мама» Возраст детей: 3 года Задачи. Формировать элементарные представления о семье как о явлении общественной жизни; знакомить детей со словами,.

Занятие по ФЭМП в первой младшей группе «Игра с разноцветными геометрическими фигурами»Занятие по ФЭМП в первой младшей группе «Игра с разноцветными геометрическими фигурами» анятие по ФЭМП в 1 младшей группе «Игра с разноцветными геометрическими фигурами» Цель: Познакомить детей с геометрическими фигурами (круг,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Ознакомление с геометрическими фигурами»
Опубликовано: 2 января 2022 в 21:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Ознакомление с геометрическими фигурами»» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Мираида (УИ 1555416) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД