Харитонова Елена
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе для детей с ЗПР «Морское путешествие. Счёт в пределах 7»
▼ Скачать + Заказать документы
в подготовительной группе для детей с ЗПР
«Морское путешествие»
Учитель-дефектолог Харитонова Е. В.
Задачи:
1. Образовательные:
• закрепить навыки счёта в пределах 7;
• закрепить умение считать в заданных пределах;
• закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание;
• закрепить умение пользоваться математическими знаками >, <, = и читать выражения с ними;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе для детей с ЗПР „Морское путешествие, Счёт в пределах 7“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 7. Состав числа семь, счёт до семи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
• закрепить состав чисел 5, 6 и 7 из двух меньших чисел;
• совершенствовать практические умения и навыки детей.
2. Развивающие:
• развивать когнитивные способности детей (в том числе с помощью использования кинезиологических упражнений);
• развивать познавательный интерес, мыслительную активность;
• развивать восприятие, внимание, память;
• упражнять в умении самостоятельно, грамматически правильно и полно отвечать на вопросы.
3. Воспитывающие:
• формировать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;
• способствовать развитию социальных и коммуникативных навыков;
• воспитывать любознательность;
• воспитывать умение добиваться поставленных целей
Оборудование:
- демонстрационный материал: аудиозаписи (чириканье попугая, шум моря, песня «По морю кораблик плыл», звук дождя, игрушки (попугай, осьминог, крокодил, рыбка, письмо, карта сокровищ, подзорная труба, счётный материал «Морские рыбки», плакат «Состав числа 7» (палочки Кюизенера, игра «Кораблики» (состава числа, математические знаки >, <, =; мольберт с изображением кораллового рифа, игра «Дождик» (решение примеров, игра «Подбери ключ к замочку», сундучок с шоколадными монетами.
- раздаточный материал: воротнички моряков, палочки Кюизенера, ковролиновое поле (15*15, сюжетное рабочее поле «Море», поднос с мелкими предметами (камешки, рыбки, ракушки, игра «Логико малыш», графическое задание «Осьминог»
Ход занятия:
I. Вводная часть:
1. Ритуал начала ООД
Просыпайся голова, чтобы умная была. (поглаживания головы двумя руками)
Просыпайтесь наши ушки, чтобы хорошо послушать. (чередование перекрёстных движения руками, самомассаж ушных мочек)
Просыпайтесь глаза, начинается игра. (разноимённые попеременные движения двумя руками около глаз: сжать кулачок/ раскрытая ладонь)
2. Педагог: Ребята, вы слышите чей-то голос? Кто это?
Запись голоса попугая: Полундра! Полундра! Сокровища, сокровища! Сундук, сундук! (в клюве у попугая письмо)
Дети: Попугай
Педагог: Попугай нам принёс письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем письмо?
Дети: Да.
(Читаем письмо)
«Дорогие ребята, вас приветствует смелый и отчаянный пират Джек Воробей. Тот, кто нашел это послание - настоящий счастливчик! Я приглашаю вас в путешествие по морю к острову, где я спрятал сокровища. Сундук закрыт на несколько замков. Отыскать ключи непросто. Вас ждёт весёлое и увлекательное путешествие! Вас ждут задания-испытания. Они очень сложные, и справиться с ними смогут только те, кто умеет слушать и думать. А не сбиться с пути, вам поможет моя карта, обитатели морей и островов».
Педагог: Ну что ребята, вы готовы к путешествию?
II. Основная часть:
1. Педагог: Нам нужно будет стать настоящими моряками. Моряки – отважные, сообразительные люди. Я хочу проверить, насколько вы сообразительные. Тот, кто выполнит задание – точно готов стать моряком.
Д. и. «Посчитай, как скажу»: посчитай от 3 до 6, от 2 до 5, от 7 до 4 и т. д.
Д. и. «Хитрые вопросы»:
Сколько пальцев на руках(10)
Сколько углов у квадрата(4)
Сколько глаз у попугая(2)
Сколько огней у светофора(3)
Сколько углов у круга (Ни одного)
Сколько дней в неделе(7)
Сколько ушей у двух мышей(4)
Сколько животиков у двух бегемотов(2)
(педагог одевает воротнички моряков тем, кто верно выполнил задание)
Педагог: Ну что ж. Теперь мы готовы к путешествию! А на чем же мы отправимся за сундуком с сокровищами?
Дети: На корабле.
2. Педагог: Конечно, удобнее всего по морю плыть на корабле.
Д. и. «Кораблики» (состав чисел 5,6,7)
Посмотрите, у каждого из вас свой корабль с цифрой. Но на каждом корабле только один парус. Чтобы корабль поплыл, вам нужно найти подходящий недостающий парус так.
Педагог: Отправляемся в морское путешествие. (Звучит песня «Морское путешествие»)
3. Педагог: Ребята, я вижу в подзорную трубу первый остров. Кто нас встречает?
Дети: Крокодилы.
Д. и. «Сравни» (математические знаки >, <, =).
Посмотрите, а крокодилы не обычные, а математические. Что это за знаки?
Дети: Знаки «больше», «меньше» и «равно».
Педагог: Чтобы крокодилы нам не помешали, нужно выполнить задание. Сравните количество предметов, нарисованных на картинках и вставьте нужный знак. (Дети выполняют. Педагог просит «прочитать» полученное математическое выражение)
Педагог: Молодцы. Посмотрите, а что это у крокодила в пасти?
Дети: Ключ.
Педагог: Отлично. Берем его собой. Отправляемся дальше.
4. Педагог: Посмотрим в подзорную трубу. Впереди коралловый риф. Предлагаю сделать остановку и полюбоваться его обитателями - коралловыми рыбками.
Д. и. «Коралловый риф» (состав числа 7)
На мольберте изображение кораллового рифа. Педагог выставляет на мольберт 6 красных рыбок и 1 желтую.
Педагог: Сколько красных рыбок?
Дети: 6.
Педагог: Сколько жёлтых рыбок?
Дети: 1.
Педагог: Сколько всего рыбок?
Дети: 7.
Педагог: Как мы получили число 7?
Дети: 7 – это 6 и 1.
Педагог: Выложите это с помощью «цветных чисел» (палочек Кюизенера)
(Дети выкладывают состав числа 7 с помощью фиолетовой и белой палочек на ковриках)
Аналогичная работа с другими вариантами составления числа 7 из двух меньших чисел: 5 и 2, 3 и 4, 4 и 3, 5 и 2, 6 и 1.
Педагог: Посмотрите рыбка принесла нам ещё один ключ.
Физминутка «В поисках сокровищ»
Мы шагаем, мы шагаем,
Дружно ноги поднимаем.
По дороге мы пойдем
Клад чудесный мы найдем.
Влево шаг и вправо шаг,
Шаг вперед и шаг назад.
Мы по острову шагаем
Пятки выше поднимаем.
Мы торопимся за кладом
Нашим дружным детским садом.
Поочередно коснуться ладонями колен. Движения выполнять перекрестно.
Поочередно коснуться локтями колен. Движения выполнять перекрестно.
Отвести левую ногу и правую руку в сторону.
Отвести правую ногу и левую руку в сторону.
Поочередно достать ладонями до пяток за спиной. Движения выполнять перекрестно. Поочередно выполнять движения: хлопок / дотронуться ладонями до противоположных плечей.
5. Педагог: Посмотрим в подзорную трубу. Впереди остров. Кто нас встречает?
Дети: Обезьяна.
Педагог: Она отдаст нам ключ, если мы справимся с заданием.
Д. и. «Логико малыш» (соотнесение цифры с количеством предметов)
Педагог: Ключ у нас. Отправляемся дальше.
6. Педагог: Ой, ребята, кажется дождь начинается.
Д. и. «Дождик»: (решение примеров на сложение и вычитание в пределах 7)
Педагог: У каждого из вас карточки, на которых нарисованы тучки. На каждой тучке пример. Вам нужно его решить и положить на карточку столько же капель.
(Дети выполняют.)
Педагог: Молодцы. Посмотрите, кажется, в луже я вижу 4ый ключ?
Зрительная гимнастика «Подзорная труба»
Педагог: Дождь закончился. Вокруг снова голубое небо. Давайте посмотрим в подзорную трубу.
Дети вытягивают руку вперед. Большой палец «смотрит» вверх. Дети вместе с педагогом выполняют движения рукой в соответствии с текстом. Задача детей - не поворачивая головы, глазами следить за кончиком большого пальца.
Мы плывем по морю. Посмотрите на остров справа, посмотрите на остров слева. Посмотрите вверх, на облака; вниз, на волны. А теперь мы увидели чайку. Она то приближается, то удаляется от нас.
Педагог: Ребята. А еще я вижу остров. Причаливаем. Кто нас встречает?
Дети: Слон.
Педагог: Слон никогда не плавал в море. И не знает, как выглядит морское дно. Давайте создадим картины с изображением моря и покажем слону.
7. Работа с раздаточным материалом.
Д. и. «Рисуем картину» (состав числа 7).
У каждого ребенка поднос с мелкими предметами (камушками, ракушками, рыбками) и рабочее поле «Море».
Педагог: Предлагаю создать картину «Море» с помощью предметов, лежащих на вашем подносе. Но есть одно условие: всех предметов должно быть по 7.
На морское дно правой рукой положите 6 синих камушков. Сколько нужно добавить зелёных камушков, чтобы всего их стало 7?
Дети: Ещё 1.
Педагог: Положите его левой рукой. Как мы получили число 7?
Дети: 7 – это 6 и 1.
Педагог: Украсим морское дно ракушками. Положите правой рукой 4 маленькие ракушки. Сколько нужно добавить больших ракушек, чтобы всего их стало 7?
Дети: Ещё 3.
Педагог: Положите их левой рукой. Как мы получили число 7?
Аналогично с рыбками двух цветов.
Педагог: Слон с удовольствием рассмотрел ваши картины. Теперь он знает, как выглядит жизнь под водой. Теперь у нас есть еще 1 ключ.
Педагог: Отправляемся дальше. Все на борт. Нам не хватает последнего ключа. Кто же нам поможет?
Появляется осьминог. Ему грустно одному. Он просит детей нарисовать для него друзей.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка в море уплыла.
Правая кисть на столе ладонью вверх. Левая – ладонью вниз. Чередовать движения.
Большой палец одой руки спрятан в кулак. Другой лежит сверху, на кулаке. Чередовать движения.
Имитация движений.
Волнообразные движения 2мя руками.
Большой палец каждой руки поочередно касается остальных
8. Графическое задание «Осьминог»: обвести изображение осьминога по контуру двумя руками одновременно.
Осьминог отдает детям последний ключ.
Педагог: Мы получили все ключи. Теперь мы можем отправляться на остров сокровищ.
Звучит музыка «Морское путешествие»
Педагог: Мы на острове. А вот и сундук. Открывайте замочки.
Д. и. «Подбери ключ к замку».
Педагог: Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились, всем помогли, сокровища отыскали. Пора возвращаться обратно в детский сад.
Звучит музыка Морское путешествие»
Педагог: Вам понравилось путешествие?
А что вам понравилось в путешествии?
Какое задание для вас было самым сложным? (ответы детей)
А мне понравилось, как вы справлялись с заданиями. Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными.