Чернышева Ольга
Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в математику» в подготовительной группе
▼ Скачать
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе №5 «А» Тема: «Путешествие в математику» Воспитатель: Чернышева О. С
Цель: Формирование элементарных математических представлений.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Путешествие в математику“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи Обучающие: • Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, умение называть число предыдущее и последующее названному числу. • Закрепить знания детей о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; • Закрепить знания о последовательности дней недели; • Повторить структуру задачи. • Закрепить умение детей составлять и решать простые, арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10 и правильно выбирать арифметическое действие при решении задач; • Закрепить умение составлять число 7 из двух меньших чисел. • Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ; • Закрепить умение детей выкладывать числовые карточки в нужном порядке. • Формировать навыки определения время по часам с точность до часа. • Закрепить пространственные представления, умение ориентироваться на листе в клетку. Развивающие: • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; • Развивать мелкую моторику пальцев рук. • Развивать смекалку, зрительную память, воображение; • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Воспитывающие: • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно; • Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу. • Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями; • Воспитывать интерес к математическим занятиям. Методы и приё мы: Практические: использование сюрпризных моментов Наглядные:(использование демонстрационного и раздаточного материала); Словесные:(напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); Словарная работа: активизировать в речи количественные и порядковые числительные, названия дней недели. Материалы и оборудование : «письмо», конверты с заданиями, счетные палочки, простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка, карточки с заданиями, листочки в клетку Демонстрационный материал :
2
Цифры от 1 до 10, «Паровоз», набор геометрических фигур, пирамидка, картина с изображением бабочек и цветов, картинки с изображением овощей, карточки с цифрами, математическая лесенка, цветок «Ромашка» для закрепления знаний о составе чисел. Раздаточный материал : Карточки – цифры на каждого ребенка, комплект геометрических фигур на каждого ребенка, карточки с предметами, на каждого ребенка. Ход занятия Ребята у нас сегодня гости давайте поздороваемся. Воспитатель. Утренний сбор Колокольчик наш звенит, заливается Мальчики и девочки в круг собираются! В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево, Топнем левою ногой, Щелкнем правою рукой. В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, И опять играть начнем. (Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.) Педагог: Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать загадку, и определить какое занятие нам предстоит. Загадка Она – царица всех наук Без неё мы – как без рук Научит думать и решать И много действий совершать (математика) Правильно. Это Математика очень важная и нужная наука. Педагог: Ребята! Прежде чем начнем наше занятие, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать. - Ты сиди за партой стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО) - Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ) - Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ) - Хорошо все вспомнили наши правила поведения на занятии. Логика образовательной деятельности Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку. Это кто, за очень странный Человечек деревянный? На земле и под водой Ищет ключик золотой,
3
Всюду нос суёт он длинный. Кто же это? (Буратино). Хотите узнать, о чём он пишет? Дети: Да! Чтение письма: «Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса перехитрили меня и отобрали мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. А чтобы найти кота Базилио и лису Алису и забрать ключик мне нужно выполнить задания. Я боюсь. Что я не справлюсь. Пожалуйста, помогите! Задания находятся в конверте в коробочке с письмом. Первое задание в конверте под номером 1.» Воспитатель: - Ну, что, ребята? Поможем Буратино? Дети: Да! Задание №1 .“Математическая разминка” 1. Вспомнить порядковый счет от 10 до 1 2. Назовите соседей чисел 3,5,7,10 3. Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 8 и 6, 5 и 3 4. Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8 5. Назовите последующее число чисел 2, 5, 9. 6. Сколько ушей у двух кошек(4) 7. Сколько дней в неделе? (7) 8. Сколько глаз у светофора? (3) 9. Сколько пальцев на одной руке? (5) 10. Сколько лап у двух собак? (8) 11. Сколько пальцев на двух руках? (10) 12. Сколько солнышек на небе ночью? (0) 13. Что длиннее неделя или месяц 14. Что длиннее 1 час или 60 минут 15. Сколько месяцев в году 16. Назовите сказки, где упоминается цифра 7. 17. Сколько всего частей в сутках, перечисли их 18. Что длиннее 12 месяцев или год Задание № 2. За столами Работа с ножницами: Вырезать геометрические фигуры. Ориентировка на листе бумаги. Задание: 1. В Середину листа приклеить жёлтый круг. 2. В правом верхнем углу расположите красный квадрат. 3. В левом нижнем углу расположите зелёный квадрат. 4. В правом нижнем углу расположите прямоугольник. 5. В левом верхнем углу синий квадрат. Молодцы с заданием справились. Уберите на край стола листочки с заданием, клей, салфетки. Задание № 3. Состав числа «7». Игра «Ромашка». -Ребята, ветер сорвал листочки с цветочка и разбросал. Нам нужно собрать все листочки. Осталась одна середина и на ней обозначена цифры. Нам нужно собрать листочки, на которых, написаны числа и обозначают состав числа 7. Задание №4. «Веселые задачки»
4
Воспитатель: Нам предстоит с вами решить задачи. 1) Яблоки в саду поспели, Мы отведать их успели: 8 румяных, наливных, 1 с кислинкой. Сколько их(8)
2) На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон(2)
3) Мурка кошка-мышеловка Съела трех мышей в кладовке, И сейчас к норе подкралась. Цап! Еще одна попалась, Вот так Мурка! Сколько ей Удалось поймать мышей. (4)
4) Пять ворон на крышу сели, Две еще к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело Сколько всех их прилетело? (7)
5) С неба звездочка упала, В гости к детям забежала. Две кричат вослед за ней: «Не забудь своих друзей!» Сколько ярких звезд пропало, С неба звездного упало? (3)
6) Я сегодня ночью встала, Звё зды все пересчитала: Три— на окошке, Две— на перинке, Одна в колпачке На зеленом сундучке. Я считала, я трудилась, Но потом со счета сбилась. Помогите мне опять Звёзды все пересчитать! (6 звёзд)
7) Загадали нам загадку, Сосчитаем по порядку:
5
2 звезды и 3 кометы В космосе гуляют где-то Кто поможет отгадать, что за цифра это? (5) Педагог: Структура задач. Из каких частей состоит задача? Для этого соберем пирамидку
Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно) Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти) Что такое решение задачи? (Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить) Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам) - Послушайте задачу: “ На столе лежало 3 огурца и 2 помидора. Сколько всего овощей лежало на столе?”. Где в задачи условие? Условие, это то, что нам уже известно. (на столе лежало 3 огурца и 2 помидоры). Педагог: “Сколько всего овощей?” Ответы детей: Это вопрос задачи, это то, что нам неизвестно, то, что нужно найти. Педагог: Какое решение задачи? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего овощей? Ответы детей: Нужно сложить, объединить, прибавить: 3 + 2 = 5 Педагог: Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим ответ задачи полным предложением. Ответы детей: Всего 5 овощей. “Минутка для отдыха” «Ходят стрелочки по кругу». Здесь вам пригодятся знания о часах и времени. На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит вместе с детьми стихотворные слова. Мы - часы, наш точен ход, (Дети ходят по кругу, взявшись за руки.) Ходят стрелочки по кругу И хотят догнать друг друга. Стрелки, стрелки, не спешите,
6
Вы нам время подскажите! Дети останавливаются и садятся с ближайшей карточкой рядом. Воспитатель. Пять часов! (Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12). Игра повторяется несколько раз. - Вот мы немного отдохнули. Продолжаем наше занятие. Воспитатель:- А теперь откроем следующий конверт. Задание 5. А теперь я из конверта достаю самое последнее задание. Чтобы помочь Буратино вернуть ключик. Нам ребятки, надо нарисовать золотые ключики. На столе лежат листочки и следующее задание. Графический диктант «Ключик» Работа детей на листочках в клетку. Отправляем ключики в конверте с мл. воспитателем. Подводим итог занятия 1. Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось помогать Буратино? Какие задания мы выполняли? Покажите карточку того цвета, как вы себя оцениваете. (красный, синий. Зелёный). Трудно было, выполнять задания или нет. Ответы детей: подводят итог. Воспитатель: Какие молодцы! Я очень довольна вашими знаниями, все дети были очень внимательными, активными и старательными. Вы помогли Буратино в трудной ситуации и справились со всеми заданиями. Заключение Занятие прошло на должном уровне, дети с поставленными задачами справились. На занятии дети обобщили знания и закрепили умения по всему пройденному материалу : умение считать, сравнивать числа, решать примеры и простые арифметические задачи на сложение и вычитание. На занятии были использованы различные виды игровой деятельности. Самоанализ занятия. На занятии присутствовало 13 детей с разным уровнем знаний. При построении и организации занятия были учтены индивидуальные особенности развития детей данной группы. Занятие проходило в форме математического путешествия с элементами сказки в оптимальном темпе, все части были связаны друг с другом. Уровень подготовки детей к усвоению поставленных задач был достаточен. Была проведена предварительная работа в разных видах деятельности. Для активизации работоспособности детей, снижения утомляемости применены следующие приемы: обязательная смена деятельности детей во время занятия, игровые моменты. Так же для достижения поставленных целей и задач, были применены следующие методы: словесный (художественное слово, наглядный, объяснительно – побуждающий, что помогло мотивировать процесс познания. Оказывала своевременную помощь в затруднительных моментах для детей. На занятии старалась поддерживать благоприятную психологическую атмосферу через заинтересованность детей, учет индивидуальных особенностей, опору на уже имеющиеся знания у детей.
7
Считаю, что все поставленные задачи удалось реализовать. Дети были активны. Чувствовали себя раскрепощено, со всеми заданиями справились. Получили удовлетворение от достигнутых результатов и готовятся к новому путешествию.