Татьяна Лучанкина
Конспект занятия по ФЭМП «Счет до двух»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: СЧЕТ ДО ДВУХ
Цель:
1. сформировать представление о числе два, умение считать до двух;
сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
закрепить представления о числе «один», использование слов «один» и «одна» в речи, умение сравнивать и уравнивать численность
групп предметов, сравнивать предметы по свойствам;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Счет до двух“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 2. Состав числа два, счёт до двух
- Темочки
тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, классификацию, аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление,
воображение, творческие способности.
Материалы к занятию :
Демонстрационный: цветы разного цвета и размера.
Раздаточный: изображения двух медведей, круги.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
- Ходите ли вы в гости?
- Бывают ли гости у вас?
- Нравится ли вам принимать гостей?
Воспитатель говорит детям о том, что сегодня к ним пришли гости.
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Гости» (начало).
Дидактические задачи:
закрепить представления о числе один, умение использовать в речи слова «один» и «одна», отсчитывать один предмет от большего количества предметов;
развивать речь, логическое мышление, воображение. Дети садятся за стол, на середине которого находится вырезанные из
картона медведи по количеству детей.
Воспитатель говорит детям, что к каждому из них пришел в гости один медвежонок. Дети берут по одному медведю из общего количества.
- Сколько гостей пришло? (Один.)
- Что всегда делают хозяева, когда к ним приходят гости? (Они сажают гостя за стол.)
- Сколько тарелок нужно поставить на стол для вашего гостя?
(одну)
Воспитатель выкладывает на середину стола круги одинакового цвета и размера, дети берут по одному кругу-тарелке и ставят ее около
медведя.
- Поровну ли медведей и тарелок?
Воспитатель подводит итог: медведь один, тарелка - одна. Один и
один - поровну.
3. Затруднение в игровой ситуации. 3.1. Игра «Гости» (продолжение).
Дидактические задачи:
создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания;
сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
развивать речь, мыслительные операции анализ и сравнение. Вдруг раздается стук в дверь. Пришел еще один гость. Воспитатель
кладет на середину стопа изображения медведей меньшего размера по
количеству детей. Второй медведь должен отличаться от первого: на
пример, на маленького медведя надеты зеленые штаны, на большого -желтые. На желтых штанах есть кармашек, на зеленых штанах его нет. Каждый ребенок берет себе еще по одному медведю.
- Кто еще пришел в гости? (Еще один медведь.)
- Чем отличаются медведи? (Второй медведь поменьше, у него зеленые штаны и т. д.)
- Сколько всего мишек у вас в гостях? Сосчитайте!
Кто—то из детей уже умеет считать до двух, кто—то — еще нет. И уж точно у них не получится согласованных действий, а будет разнобой.
— Смогли ли вы узнать, сколько медведей пришло к вам в гости? (Нет)
— Почему не смогли? (Потому что не умеем считать.)
— Давайте научимся!
4. Открытие нового знания.
4.1. Игра «Гости» (окончание).
Дидактические задачи:
сформировать представление о числе два, умение считать до двух, сравнивать численность групп, состоящих их двух предметов;
сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, развивать творческие способности.
— Кто знает, какое число при счете идет первым?
Если дети не ответят на этот вопрос, воспитатель может показать карточку с одним предметом и спросить:
— Сколько здесь предметов? Молодцы, один!
— Какое число следует за числом один?
Если никто из детей не сможет сказать, можно попросить «помощь друга» — кого—нибудь из тех, кому они помогали раньше — цветных человечков, бабушки и дедушки и т. д. После ответов детей воспитатель хвалит их и подводит итог: при счете за чистом 1 идет число 2.
Затем он вместе с детьми считает, дотрагиваясь пальцем до каждого медведя: один, два.
Воспитатель обводит двух медведей и говорит : всего два медведя.
— Как получилось два медведя? (Был один, потом пришел еще один, и стало два.)
— Но сможем ли мы теперь порадовать обоих медведей угощением? (Нет.)
— Почему не сможем? (Потому что медведей два, а тарелка —одна.)
— Что нужно сделать, чтобы медведей и тарелок стало поровну? (Добавить еще одну тарелку)
После ответов детей воспитатель предлагает детям взять тарелки на
кухне — на другом столе. Дети подходят к другому столу, на котором
находятся круги такого же цвета, но другого размера, чем тарелки на столах у детей. Количество этих кругов больше, чем количество детей.
— Сколько тарелок вам нужно взять? (Одну тарелку.)
Каждый ребенок берет один круг и несет его на свое место. — Сколько теперь тарелок? (Две.)
— Как получилось две тарелки? (Была одна, принесли еще одну и стало две).
— Каждому медведю теперь хватает тарелки? (Да.)
— Что можно сказать о количестве тарелок и медведей? (Их поровну) Воспитатель делает вывод: два и два — поровну.
Если позволит время, можно спросить детей:
— Одинаковые ли тарелки у медведей? (Разные.)
— Чем отличаются тарелки? (Размером.)
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Танцуют все!».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать умение действовать по аналогии, имитировать движения.
Воспитатель говорит детям, что после сытного угошения можно потанцевать. Под веселую музыку дети танцуют.
5.2. Игра «Собери цветы».
Дидактические задачи:
закрепить умение считать до двух, сравнивать численность групп, состоящих их двух предметов, определять и называть цвет и размер предметов;
развивать мыслительные операции, внимание, речь, логическое мышление.
Воспитатель предлагает детям на прощание подарить каждому мед
вежонку по одному цветку
- Сколько всего цветов надо сорвать? (Два цветка.)
Дети подходят к столу, на котором находятся вырезанные из картона цветы. На 10 детей цветы должны быть такими:
2 больших и 2 маленьких красных, оранжевых, желтых, синих, фиолетовых.
Цветы лежат вперемешку
Воспитатель говорит детям, что медвежатам надо подарить цветы
одинакового цвета и размера. Детям предоставляется самостоятель
ность. Задание проверяется индивидуально по мере его выполнения. - Сколько цветов ты сорвал? (Два.)
- Какого они цвета (размера?
Дети с цветами садятся на свои места и дарят цветы медвежатам
кладут по одному цветку около каждого медвежонка.
- Сколько медвежат (цветов? (Два медвежонка, два цветка.) Еще раз дети делают вывод: два и два - поровну
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Кто сегодня приходил к вам в гости?
- Понравилось ли вам принимать гостей?
- Смогли ли вы накормить обоих медвежат, подарить каждому по
цветку?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли угостить медвежат, подарить им цветы, потому что научились считать до двух.