svmagaz
Конспект занятия по ФЭМП «Планы и схемы» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
30 мин
Тема: «Планы и схемы»
Познавательная область, Возраст 6-7л
Вид деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная
Цель: Формирование навыка ориентировки в пространстве (по плану).
Повторение состава числа до 10 из 2х меньших; решение примеров в пределах 20, не переходя через десяток. Составление и решение арифметических задач.
Формирование умения составлять арифметические задачи на сложение, вычитание.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Планы и схемы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи:
Образовательная:
Формировать навык составления арифметической задачи.
Закрепить знание частей задачи.
Продолжать знакомить с измерением величин с помощью условной меры.
Закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 10, соотношения числа с количеством предметов.
Создавать условия для развития воображения, логического мышления, сообразительности, внимания, развитие мыслительных операций (анализ, сравнение).
Развивающая:
Закрепить состав числа до 10 из 2х меньших.
Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.
Развивать внимание и умение следовать четкой инструкции.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к изучаемому предмету, бережное отношение к природе.
Воспитывать усидчивость, любознательность, отзывчивость, целеустремленность, умение рассуждать, понимать и отвечать полным ответом.
Формировать бережное отношение к окружающему миру.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал. Мольберт (фланелеграф, 3 аквариума разной формы, картинки с примерами(4+2=6, 4-1=3). Лист в клетку на доске, фломастеры синий и красный, 4 кубика
Раздаточный материал: Математический набор каждому ребенку. План-схема 3 на команду, рыбка с примером на обороте каждому ребенку.
Методические указания.
Воспитатель:
Ребята, а давайте отправимся с вами на прогулку!
Отправимся? (Да)
Посмотрите на доску, я нарисовала наш дом. Куда пойдем с вами, выбирайте? (на детскую площадку)
Отлично, рисуем детскую площадку.
Ребята, давайте вспомним, из чего состоит задача? Что есть в задаче? (Условие, вопрос, решение, ответ). Очень хорошо!
Перед вами лежат математические наборы, составьте перед собой цифровой ряд от 1 до 9 пожалуйста, и знаки: плюс, минус, равно.
Так, как у меня доска в клетку, давайте сразу договоримся, что 1 наш шаг будет равен 1 клетки.
Хорошо? (Да)
Замечательно! Руслан и Маша, прошу вас подойти ко мне.
Руслан возьми красный маркер. Ребята давайте мы с вами сделаем 4 шага. Руслан прочерти наши шаги (Руслан рисует линию от дома вправо длиной 4 клетки).
Ребята, верно Руслан прочертил? (Да). Хорошо.
Теперь мы сделаем еще 2 шага. Маша возьми пжл синий маркер и прочерти 2 шага. Откуда будешь начинать чертить? (от места, где остановился Руслан)
Ребята правильно? (Да)
Маша чертит линию в 2 клетки.
Ребята, кто может еще раз повторить условие задачи? Поднимите руки.
Никто не поднимает. Леша попробуй ты. (Дети вышли из дома к площадке. Сначала мы сделали 4 шага, потом еще 2 шага). Хорошо.
Ребята, какой вопрос мы можем задать к этой задаче?
Даша: Сколько всего шагов сделали ребята от дома к площадке?
Верно! Какое мы запишем решение? Запишите пожалуйста его у себя.
Дима, скажи, что у тебя получилось (4 шага+2шага равно 6 шагов)
Поднимите руку у кого так же! (дети поднимают руки)
Ребята эта задача на какое математическое действие? Здесь добавили или уменьшили (добавили, значит математическое действие? (сложение)
Верно. А какой математический знак использовали? (плюс)
Умнички!
Кто может сказать ответ к задаче?
Егор повтори сначала вопрос к задаче, потом ответь на него, это и будет ответ к задаче.
Леша: Сколько всего шагов сделали дети от дома к площадке?
Всего 6 шагов сделали дети от дома к площадке.
Молодец, это и будет ответ к задаче!
Другая ситуация.
На детской площадке гуляли ребята, Коля увидел рядом с площадкой кубики и решил построить башню. Он взял 4 кубика и построил башню. Выуди Егор к доске и построй башню.
Но, кто хочет сыграть роль хулигана?.
Алекс, выходи. Но пришел хулиган и забрал себе 1 кубик. (Алекс забирает кубик себе в карман).
Что произошло ребята? Составьте задачу по действиям ребят.
Даша: сначала пришел Егор и построил башню из 4 кубиков, потом пришел Алекс и забрал 1 кубик. Сколько кубиков осталось в башне?
Ребята, все согласны с условием и вопросом задачи? (Да)
Запишите пожалуйста у себя на местах решение задаче. Здесь добавляли или отнимали? (Отнимали, значит математическое действие какое? (вычитание). И математический знак какой будем использовать? (минус).
Лиза прочитай решение к задаче. (4 кубика минус 1 кубик равно 3 кубика)
Поднимите руки, у кого так получилось? Большинство поднимают руки.
Лори, назови ответ к задаче.
Лори: В башне осталось 3 кубика.
Давайте еще раз повторим условие задачи, вопрос, решение и ответ.
Условие задачи скажет Дима.
Дима: Егор построил башню из 4 кубиков. Пришел Алекс и забрал 1 кубик себе.
Вопрос к задаче скажет Оля. Оля: Сколько кубиков осталось в башне?
Решение к задаче назовет Дима. Дима: 4 кубика минус 1 кубику равно 3 кубика.
Ответ скажет Рома. Рома: В башне осталось 3 кубика.
Верно. Браво!
Ребята, давайте немного отдохнем. Ребята переходят на ковер.
Физкультминутка "Повторяй за мной"
Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим, раз, два, три, четыре, пять!
(Руки ставим к плечам, вращение плечами вперёд – назад.)
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.
Мы разминку делать будем при любой погоде.
(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем, а другую вниз опустим.
Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.
(Одна прямая рука поднимается вверх, другая – вниз, плавным движением одна рука опускается вниз, другая – одновременно поднимается.)
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.
(Ходьба на месте.)
Рябята, вы большие молодцы, садимся.
Ребята, мы с вами недавно говорили про экологию, про то, как надо охранять и помогать природе.
Напомните мне пожалуйста, что нельзя делать? (нельзя бросать мусор, нельзя загрязнять воду, нельзя шуметь в лесу)
Спасибо! А что надо делать, чтобы помочь природе? (надо бережно относиться к растениям, надо помогать животным и птицам)
Правильно, нужно всячески оберегать природу!
Вот и сегодня, природе нужна помощь. Вчера, какой-то завод слил отходы в водоем, рыба начала болеть. Давайте мы сейчас превратимся в "айболитов" и поможем рыбкам выздороветь. Поможем? (Да).
А как мы можем помочь ей в условиях группы? (Запустить в воду) Куда? (в аквариум).
Верно, аквариум! Но чтобы его нам с вами найти нужно пройти по плану, они лежат у вас на столах. Будем искать клад! Будем? (да)
Давайте поделимся на три команды и выберем капитана. Капитаны пойдут по этому сложному пути, остальные должны проверять и контролировать его действия.
Первая команда. Леша, возьми план в руки и сориентируйся, посмотри где на плане окна, где двери, пойми откуда у тебя начинается путь.
Да, сразу сообщу на плане есть:
красная точка – это начало пути,
Красный крест - это куда мы идем, конец пути,
зеленые цифры – количество шагов
линии – направление пути,
синие толстые линии - это окна, выходящие на улицу
черные уголки по стене – это обозначение дверей.
Ребята, у вас на столах лежат еще два плана, следите пожалуйста за направлением и считайте количество шагов, помогайте своему капитану.
Леша, определи начало пути и положи на этом месте желтый обруч. (Леша находит начало пути, проходит его с проговариванием направления следования и количества шагов. Дерет свиток и разворачивает.) Аквариум один есть.
Второй капитан делает тоже самое.
У третьего капитана возникают сложности, к нему приходят в помощь 2 помощника из его команды и они справляются с заданием. Дети следят за процессом и считают вместе с капитаном шаги.
Молодцы, все справились. А теперь, чтобы поместить рыбок в ваши аквариумы, нужно решить примеры на обратной стороне рыбки, сказать его мне, я проверю, и только после этого можно отлепить скотч и приклеить ее в аквариум.
На некоторых рыбках необходимо написать состав числа из 2 меньших.
Молодцы, все у нас получилось. Рыбки спасены!
Рефлексия.
Ребята, чем мы сегодня занимались?
Из каких частей состоит задача?
Кому мы сегодня оказали помощь?
Как мы это сделали?