Пяткова Ольга Валентиновна
Конспект занятия по ФЭМП «Составление числа 4 разными способами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с
ПР.
Составление числа 4 разными способами
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 4. Состав числа четыре, счёт до четырех
- Темочки
Методическое пояснение; приступать к составлению числа лучше, когда дети уже знают устный счет до 5 и узнают написание цифр. Как правило, устный порядковый счет, даже детям с ЗПР, дается легче, чем понимание что каждое число можно составить по разному.
Лексическая тема. «Дикие животные».
Цели. Закреплять знания о числовом ряде в пределах 4; закреплять навык пересчета предметов независимо от направления счета; учить называть итог счета, согласовывать числительные с существительными. Развивать умение составлять число 4 разными способами.
Демонстрационный материал. Сюжетная картинка - ствол дерева с дуплом, слева от дупла ветка с четырьмя сучками; картинки: 3 гриба, I гриб и белка. Цифры от 1 до 4. Стилизованная картинка стула (так чтобы если его перевернуть он был похож на цифру 4)
Раздаточный материал: Картинки животных на каждого по 4 и цифры от 1 до 4.
Ход занятия Организационный момент
Игра «Чудесный мешочек». Дети должны на ощупь узнать цифру, достать ее, проверить и прикрепить на доску в ряд (цифры от 1 до 4).
Основная часть
Ребята сегодня у нас будет гостья! Это цифра. Послушайте может вы ее узнаете?
На обычный старый стул, я смотрю в квартире
Взял его, перевернул, получил….? Четыре! (демонстрируется картинка стула, переворачиваем и получается цифра 4)
Дефектолог. Можно ли то, что получилось у нас на доске назвать рядом? (Да, это ряд чисел.)
— Назовите цифры, составляющие этот ряд слева направо. Мы посчитали прямым счетом, а теперь идем обратно от самой большей цифры к меньшей.
— Какой это счет: прямой или обратный? (Обратный.)
Упражнение «Сколько зверей придет к нам в гости?» работа с раздаточным материалом. К вам придут в гости дикие животные. Посчитайте их и назовите, кто к вам пришел. (дети пересчитывают зверей и кладут рядом соответствующую цифру)
Игра «Идем в гости к белочке» ребята к каждому из вас пришли по четыре животных, вы молодцы правильно их посчитали. А давайте и мы пойдем в гости, а вот к кому, слушайте и угадайте.
Рыже-огненный комочек, С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет, Был он там… Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка. Так ведь это… (белочка)
Видео фрагмент как белка собирает орехи.
На доске сюжетная картинка (ствол дерева с дуплом, слева от дупла ветка с четырьмя сучками). Рядом картинки «вразброс» : 3 гриба, 1 гриб и белка.
— Мы идем в гости к белочке. Нужно подарить ей столько грибов, сколько сучков на ветке у ее дупла. Сколько сучков на ветке? (Четыре.)
— Сколько грибов нужно подарить белочке? (Четыре.)
— Сколько у нас грибов? (Три и еще один гриб.) Как получить четыре? (Три да один, получится четыре.) (Дети выполняют действие с карточками.)
— Как можно это же число получить другим способом? (Один да три, получится четыре.) (Карточки меняют местами.)
— Среди карточек с разным количеством грибов : два, четыре, три, один нужно выбрать карточку с таким количеством грибов, которой можно заменить эти две карточки. (Дети выбирают карточку с четырьмя грибами.)
— Из чего белочка делает запасы на зиму? (Из шишек, орехов, ягод.)
— Мы знаем, что белочка нашла четыре орешка за два раза. Вначале она нашла два орешка. (Показ орешков.) Сколько орешков она нашла в следующий раз? (Еще два.) (Показ других двух орешков.)
— Как мы получили четыре в этом случае? (Два да два получится четыре.)
— Мы знаем, что белочка нашла четыре орешка за четыре раза. Вначале она нашла один орешек. (Показ орешка.) Потом — еще один. (Показ орешка.) Затем — еще один. (Показ орешка.) Сколько орешков она нашла в последний раз? (Еще один.) (Показ орешка.)
— Как мы получили четыре в этом случае? (Один да один, да один, да один получится четыре.)
— Какими способами можно получить число четыре? (Три да один; один да три; два да два; один да один да один да один.)
Методическое пояснение: если рассуждение дается детям с трудом, следует разделить его на несколько занятий. Картинки можно менять ежик и грибы, зайчик и морковка и т. п. таким образом будет закрепляться информация кто что ест.
Физкультминутка
Дефектолог указывает на одну из демонстрационных цифр на доске (от 1 до 4) и называет действие (присесть, махнуть рукой, топнуть ногой). Дети выполняют соответствующее количество движений.
Пальчиковая гимнастика: –разучим считалочку- Раз, два, три, четыре (сгибаем и разгибаем пальчики) – жили белки на квартире (показываем уши белки, чай пили (пьем чай, чашки били (бросаем чашки, по три денежки платили (кладем денежки на ладошку) кто не будет платить, тому и водить.
Для детей более старшего возраста можно провести работу над крылатым выражением: - «Жить в четырех стенах». Три варианта смысла выражения: не общаться ни с кем; сидеть в комнате, в которой четыре стены; жить в пустой комнате (без мебели).
Дефектолог. Скажите, у каких предметов у нас в группе по четыре одинаковых части? (Четыре ножки у стола, стула; четыре стены, четыре угла.)
— А в природе? (Четыре лапы (ноги) у животных, четыре крыла у бабочки, стрекозы, мухи.)
Работа в тетради – Обводим цифру 4 по трафарету, у кого навык лучше самостоятельно.
Итог занятия
Обобщающие вопросы по теме занятия.