Любовь Гущина
Конспект занятия по ФЭМП для детей 5–7 лет «В космос с математикой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление и совершенствование умений и навыков детей в области формирования элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Образовательные: формировать пространственные представления, умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу).
- Формировать умение решать простые арифметические задачи. - Формировать умение сравнивать числа на основе конкретных множеств.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП для детей 5–7 лет „В космос с математикой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Закреплять счётные умения в пределах 10 в прямом и обратном порядке, знания цифр, разных способов счёта. - Закреплять знание геометрических фигур. - Закреплять представление о времени суток.
- Совершенствовать счётные умения на слух.
2. Развивающие:
- Развивать зрительную память, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, координацию движений;
Продолжать развивать умение разгадывать загадки.
3. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятиям математикой, усидчивость, умения доводить начатое дело до конца. Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки. Воспитывать в детях гордость за свою страну и любовь к Родине.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы : демонстрационный материал,
Раздаточный: карточки с цифрами, геометрические фигуры, счётные палочки, карточки со знаками «больше», «меньше», прямоугольный лист бумаги, простой карандаш; линейка.
Методы и приё мы: наглядные, словесные, практические.
Структура и методические приё мы:
Вводная часть: создание интереса, эмоционального настроя детей на помощь Математической страны; создание проблемной ситуации.
Основная часть:
Цель: реализация задач программного материала.
Заключительная часть:
Цель: подвести итог, получить чувства удовлетворения от проделанной работы.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, в нашу группу пришло письмо: «Дорогие ребята группы «Капелька», я приглашаю вас принять участие в путешествии в математическую страну». Королева Математика».
- Принимаем приглашение?
- Но как нам в эту страну попасть?
- Ваши предложения? (выслушиваю мнения детей, нахожу, еще одно письмо с загадкой от Королевы Математики)
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту
Межпланетную… (ракету).
- Я поняла, Королева Математика предлагает нам отправиться в математическую страну на… ракете!
Путь нам предстоит долгий, давайте для начала немного разомнемся.
Ребята, в космосе постоянно темно, поэтому космонавтам нужно хорошо знать дни недели, времена года и части суток (дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос на закрепление предыдущего материала).
Разминка:
- Какое сейчас время года?
- Какой сейчас месяц?
- Какое время года сменила весна?
- А после весны что будет?
- Сколько дней в неделе?
- Назовите, какой сегодня день недели. - Какой день недели был вчера? - Какой день недели будет завтра?
- Когда мы завтракаем? (утром)
- Когда мы ужинает? (вечером)
- В какое время суток люди спят? (ночью)
- Сколько всего частей в сутках? (4 части)
- Перечислите все части суток
- Кто стоит справа от тебя?
- Кто стоит слева от тебя?
Воспитатель: - Молодцы ребята, справились с заданием, наша разминка прошла отлично! А сейчас приглашаю вас пройти за столы на свои места
– Я предлагаю вам сегодня стать настоящими инженерами-конструкторами, перед вами счётный материал
- Отсчитайте 10 палочек и выложите каждый для себя ракету, на которой вы полетите в космическое путешествие в математическую страну.
- Путешествие наше интересное, но трудное. Поэтому берем с собой только смелых, дружных, сообразительных ребят. - Среди вас есть такие? Это мы сейчас проверим.
- Что у вас получилось?
Дети – Ракета!
- А как называется человек, который летит в космос на космическом корабле?
Дети – Космонавт. Вот и мы с вами станем сегодня космонавтами.
В: – Посмотрите, все готово к космическому путешествию, ракеты на старте.
Можно отправляться в полет.
За нашим полётом будут следить операторы, чтобы в случае чего прийти нам на помощь, но я думаю, помощь нам не понадобится, мы со всеми трудностями справимся сами.
- Как известно, ракетой управляют при помощи бортовых компьютеров, давайте сделаем кнопки для управления бортовым компьютером, чтобы запустить нашу ракету.
Изготовление бортового компьютера ( по заданию воспитателя: - дети выполняют задание на листе А4)
- положите квадрат в правый верхний угол;
- положите прямоугольник в левый нижний угол;
- положите треугольник в верхний левый угол;
- положите овал в правый нижний угол;
- положите круг в середину.
Воспитатель предлагает проверить правильность сбора бортового компьютера друг у друга.
- А сейчас мы с вами дети, улетаем на ракете.
Внимание! К взлету космического корабля приготовиться!
- Включить приборы! Начать обратный отсчет от 10 (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1)
- Почему – то наши ракеты не поднимаются. Смотрите, а в конверте еще какая – то записка «Ракеты поднимутся в космос, в том случае, если вы выполните задание».
- Готовы к выполнению задания?
Задание 2.
«Случай редкий, цифры в соре,
Вот беда!
Со своей стоять соседкой
Не желает не одна!
Нужно цифры помирить
И их строй восстановить!»
- Что нам сделать? Как нам быть, чтобы строй восстановить? (дети выполняют задания, потом проверяем). Молодцы!
- Следующее задание. «Разрешить спор цифр».
Встретились три цифры: 5, 6, 7.
Цифра 5 говорит цифре 6: «Я меньше тебя»
Цифра 6 говорит цифре 7: «Я меньше тебя»
Цифра 5 говорит цифре 7: «Я меньше тебя»
Вопрос что скажут все три цифры друг другу? (дети решают пример с помощью карточек со знаками «Больше, меньше» (5 меньше чем 6, 6 меньше чем 7. Семь больше чем 5)
А теперь чтобы цифры больше не ссорились, давайте с ними поиграем. Я буду загадывать загадки, а вы убирать нужную цифру в конверт.
- Уберите цифру, которая стоит после 5;
- Уберите цифру обозначающую количество хвостиков у трёх котиков; (3)
-Уберите цифру, которая обозначает количество домишек у ста муравьишек; (1)
-Уберите цифру, которая обозначает количество дней в неделю; (7)
-Уберите цифру, которая обозначает количество пальцев на одной руке; (5)
-Уберите цифру, которая обозначает количество спинок у двух свинок; (2)
-Уберите цифру, которая обозначает количество лап у двух собак (8)
-Уберите цифру, которая обозначающую количество хлопков (4)
- Какая цифра осталась? (9).
Молодцы и с этим заданием справились!
- Ну, что же, задание мы выполнили, наши ракеты могут взлетать.
Физминутка: «Космонавты» (проводит ребенок)
Раз-два, стоит ракета (поднять руки в верх)
Три-четыре, скоро взлёт (развести руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (руки на вески, покачать головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибать руки в локтях)
Пролетая над землёю (развести руки в стороны)
Ей передадим привет (поднять руки вверх и помахать).
Дети садятся.
Воспитатель – Наш космический корабль поднимается все выше и выше! Полет проходит нормально!
- А чтобы в полете нам было не скучно, я предлагаю поиграть.
Задание 1. Предлагаю поиграть в игру «Бывает – не бывает». Я буду задавать вопросы, на которые нужно ответить словами «бывает» или «не бывает» (вопросы задаются в умеренном темпе).
Бывает у кошки 4 лапы?
Бывает ночью яркое солнце?
Бывает у волка 3 глаза?
Бывает у стола 4 ножки?
Бывает так, что весна приходит за летом?
Бывает у собаки 2 хвоста?
Бывает на небе 2 солнца?
Бывает на небе много звезд?
Бывает кошка меньше мышки?
Бывает у машины 2 руля?
- Дети, пока мы с вами играли, наши ракеты приземлились на планету геометрических фигур и цифр.
Задание 2. (Выставляется рисунок инопланетянина, из геометрических фигур)
- Смотрите ребята, нас встречает инопланетянин. Скажите, из каких геометрических фигур он состоит?
Задание 3. Ребята, мы с вами на планете веселых задачек.
Инопланетянин хочет проверить, умеете ли вы решать задачки
Три пушистых кошечки
Сидели на окошечке,
Еще одна к ним прибежала
Сколько кошек вместе стало? (4)
Как получилось 4 кошки? (К 3+1=4)
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера 7 штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук? (6)
- Сколько конфет дал дед внуку? (7) - Сколько конфет съел внук? (1)
- Меньше или больше стало конфет у внука?
- На сколько? (предложить ребенку записать на доске пример решения, как получилось 6 конфет. 7-1=6)
Ёжик по лесу шел,
На обед грибы нашел.
Два – под березой, один – под осиной.
Сколько их будет в плетёной корзине? Покажите цифрой
Четыре спелых груши
На веточке качались.
Две груши сорвал Павлуша,
А сколько груш осталось?
Покажите цифрой – сколько груш осталось на ветке?
У мышки два ушка.
Сколько мышей у двух ушей?
Сделайте из пальцев мышку. Сколько у нее ушей?
Следующее задание №4
«Инопланетянин просит отыскать его домик – ракету. Известно только то, что его ракета под номером «6».
Первая карточка: ракеты не по порядку – дети считают ракеты, но замечают, что каждый из них показывает на разную ракету.
- Задаю вопросы, наводящие на решение проблемы: «надо пронумеровать ракеты - домики», но тогда у каждого получаться разные варианты ответов. Подвожу к выводу, что при таком разбросанном положении карточек, нельзя отыскать ракету инопланетянина.
Показываю следующую картинку, где ракеты – расположены по порядку. Аналогично с первым случаем, подвожу к выводу, что если ракеты находятся по порядку. То номер ракеты найти можно, считая их слева направо по очереди.
Спасибо ребята, помогли найти ракету – домик инопланетянина.
Настало время для дыхательной гимнастики.
Медленно делаем глубокий вдох через нос. Задерживаем дыхание. Затем делаем медленный выдох через рот и одновременно считаем до 10. Старайтесь, чтобы воздуха при выдохе хватило до конца счета (упражнение повторяется 3 раза).
- А сейчас наш путь лежит на Луну.
На луну лететь мы будем,
В небе скучно ей одной.
Непременно нужно людям
Познакомиться с луной.
- Ой – ой – ой! С луной что-то не так. Поняла. Это лунное затмение. Посмотрите, видно только часть луны.
- На сколько частей разделена луна? (На две).
- Они одинаковые? Как называется каждая из этих частей? (одна вторая часть)
- Смотрите, луна почти вся потемнела. Видна только ее какая часть? (четвертая) Как она называется? Давайте поможем луне снова стать жёлтой и красивой. (Назовем части луны в порядке возрастания ; 1/3; дети называют, я открываю части у луны)
– Задание 5
- Наше путешествие заканчивается. Пришла пора возвращаться домой. Но у нас случилась беда. Пульт управления сломался, и мы не сможем вернуться обратно.
Что бы нам починить пульт, нужно выполнить следующее задание (дети берут линейку).
Назвать соседей числа. 3, 5, 7, 2, 4 и т. д.
Итог: Ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями во время полета. Из вас получились хорошие космонавты. Наш полет подходит к концу. В иллюминаторах я вижу Землю. Приготовьтесь к посадке. До конца полета осталось 10 секунд. Ведем отсчет времени (прямой счет).
- Мы приземляемся. Закройте глаза. Откройте. Мы приземлились. Вот мы снова в детском саду. Молодцы. Вы выполнили все задания. Были дружны, внимательны, сообразительны. И может кто-то из вас, когда вырастет, будет космонавтом.
(Ребенок читает стихотворение «Космонавт» А. Степанова)
В темном небе звезды светят
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной!
- Понравилось вам путешествовать?
А что вам больше всего понравилось?
А какое у вас сейчас настроение?
Положите свои кружочки – личики в «коробочки настроения».
А на память о нашем полете вы все можете примерить космический костюм.