Наталья Украинская
Конспект занятия по ФЭМП «В гости к сказке» для детей второй младшей группы
(«Пространственное расположение предметов»)
Задачи: создать условия для формирования умений определять пространственное расположение предмета: «впереди», «сзади», «между», закрепить пространственные представления, счётные умения в пределах 3, умение соотносить цифру с количеством предметов, умение определять размер предмета и расставлять предметы в убывающем (возрастающем) порядке, развивать мыслительные операции, внимание, воображение, память, речь.
Ход занятия:
Введение в игровую ситуацию.
Звучит музыка – «В гостях у сказки»
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „В гости к сказке“ для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Воспитатель собирает детей около себя.
— Любите ли вы сказки?
— Какие сказки вы знаете?
Приходит письмо. Воспитатель читает: «Созрел урожай. Помогите убрать. А то мы тянем-потянем, а вытянуть не можем».
- Ребята, поможем убрать урожай?
— Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказке. А поедем мы туда на поезде.
Игровая деятельность.
Игра «Поезд»
Дидактическая задача: закрепить умение правильно понимать смысл слов «впереди», «сзади», «между», и грамотно употреблять их в речи, развивать фантазию, воображение, речь.
Воспитатель просит детей встать друг за другом.
После того, как поезд построен, воспитатель спрашивает детей :
— Кто едет позади поезда?
— Кто едет перед тобой?
— Между кем ты едешь?
Воспитатель уточняет, что позади или сзади находится то, что он видит.
Дети берутся друг за друга, образуя поезд, едут по группе. (Звучит музыка).
Игра «Репка».
Дидактическая задача: закрепить умение понимать смысл слов «впереди», «сзади», «между» и грамотно употреблять их в речи. Развивать внимание, память, речь.
Дети приходят к столу, на котором в рассыпную стоят игрушки-персонажи сказки «Репка».
— Отгадайте, к какой сказке в гости вы пришли?
(К сказке «Репка»)
— Давайте вспомним эту сказку. Какие герои в ней живут? Давайте расставим героев по порядку. Кто первый начал тянуть репку? А за дедкой кто? А кого позвала бабка? Кто встал за внучкой? А позади Жучки? А кто прибежал последний?
Вспоминая сказку, дети расставляют игрушки по порядку. После выполнения задания воспитатель задает детям вопросы с использованием терминов «впереди», «сзади», между и их заменителей, например:
— Кто стоит за бабкой, перед Жучкой, позади кошки, между дедом и внучкой?
Игра «Бабушкины запасы».
Дидактическая задача: закрепить счетные умения в пределах 3, умение соотносить цифру с количеством предметов, упорядочивать предметы по размеру.
Воспитатель говорит детям:
— Большая репка выросла у деда с бабкой, и не только репка, но и другие овощи. Как вы думаете какие? (Дети перечисляют овощи).
— А огурцов выросла столько, что без нашей помощи бабушке не обойтись. Поможем ей засолить огурцы? Возьмите банки. Чем они отличаются? (Цветом и размером)
— Какого цвета банки? Покажите самую маленькую банку. А самую большую? Разложите банки от самой маленькой до самой большой.
Банки раскладываются слева направо.
— Сколько всего у вас банок?
— В красную банку бабушка попросила положить вот сколько огурцов (3).
Дети отсчитывают- 3 овалов и кладут на красную банку.
— В синюю банку-1 огурец.
— Сколько огурцов находится в красной банке?
— В какой банке лежат два огурца?
Дети работают за столами и у доски.
Физкультминутка. Игра «Засолка капусты».
Дидактическая задача: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, мелкую моторику рук и лица.
Воспитатель показывает детям еще одну баночку, рядом с которой лежат капуста и морковь.
Воспитатель предлагает детям помочь бабушке засолить капусту. (Дети выходят из-за стола).
— Мы помогли бабушке засолить капусту, а теперь поможем заготовить капусту.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту мнем, мнем.
Мы капусту солим, солим.
Мы морковку трем, трем.
Дети стучат ребром ладони о ладонь.
Сжимают и разжимают кулачки.
Делают движения пальцами, как будто посыпают соль.
Делают движения, как будто трут на терке.
Воспитатель предлагает детям попробовать капусту.
-Не пересоли?
— Оказывается, что соли многовато: дети показывают это мимикой лица.
— Что можно сделать, чтобы исправить положение?
Выслушиваются все предложения детей, после чего решаем нарубить еще капусты и добавить ее в уже готовую.
Игра проводится еще раз.
Бабушка благодарит детей за помощь.
5. Игра «В гости к внучке».
Дидактическая задача: закрепить понимание смысла слов «впереди», «сзади», «между», «под», «над».
Воспитатель благодарит детей за помощь и сообщает, что бабушка отвезет баночки с солениями внучке в город. А поедет она на поезде. Давайте покажем на каком.
Дети выкладывают поезд на столе. Воспитатель делает тоже самое на фланеграфе.
— Впереди поезда паровоз, за паровозом — желтый вагончик, за ним – зеленый, а последний вагончик будет красным.
— Какой вагончик едет перед зеленым, а за паровозом? Какой между желтым и красным?
— Едет бабушка, смотрит в окно и видит лес, а в лесу растут елочки. Между елочками – березки. А под березками – грибочки. Наверху светит солнышко, и плывут облака. (Дети выкладывают это на столе).
Итог занятия.
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
— У кого в гостях вы сегодня побывали?
— Кому вы сегодня помогли?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь бабушке засолить огурцы, потому что умеют считать и знают цифры, понимают значение слов «перед», «позади», «между».