Подгайная Татьяна
Конспект занятия по формированию навыков культуры общения у детей и подростков с ОВЗ «Мы живём среди людей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мы живём среди людей»
Автор: Подгайная Татьяна Николаевна
Должность: социальный педагог
Цель. Формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях, развитие навыков межличностного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Задачи:
1. Формировать умение определять роль взрослых по отношению к подрастающему поколению.
2. Учить соблюдать этические нормы поведения по отношению к взрослым.
Публикация «Конспект занятия по формированию навыков культуры общения у детей и подростков с ОВЗ „Мы живём среди людей“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
3. Воспитывать умение не вмешиваться в разговор взрослых, формировать навык построения разговора.
Оборудование: макет «Волшебного дерева», жёлтые, зелёные и красные «яблоки», листы бумаги, фломастеры, цветная бумага, цветной картон, пластилин, ножницы, клей.
Ход занятия.
Вводная часть.
1. Приветствие. Упражнение «Барометр настроения».
Детям предлагается назвать своё имя и показать настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.
Основная часть.
2. Беседа «Эти непонятные взрослые».
Культурного и порядочного человека довольно быстро можно отличить по манерам поведения и общения, особенно если эти проявления вежливости касаются уважительного отношения к людям старшего поколения.
В современном этикете существует большое количество правил, которые касаются уважительного отношения к людям старшего поколения. Давайте познакомимся с некоторыми из них:
Учитывайте настроение и занятость взрослых.
Представьте себе, что ваши родители пришли домой с работы уставшие и взволнованные. Им в первую очередь необходимо отдохнуть и успокоиться. Вы не должны их тревожить своими проблемами, хотя бы некоторое время. Поставьте себя на их место, и вам сразу станет все ясно и понятно.
Чаще говорите вежливые слова.
Вежливые слова украшают человеческую речь и делают человеческие отношения более доброжелательными. Слова «спасибо», «простите», «пожалуйста» абсолютно необходимы. Кроме этого, необходимо помнить: в общении большую роль играет интонация и тон голоса.
Терпеливо выслушивайте замечания взрослых.
Взрослый человек мудрее и умнее вас, так как у него большой жизненный опыт. Он лучше вас разбирается в сложных жизненных ситуациях. Поэтому вам следует прислушиваться к замечаниям и советам взрослых.
Взрослый человек делает вам замечание из добрых побуждений.
Говорите всегда правду.
Ложь не красит человека. Во-первых, лгать невыгодно. Очень велика вероятность того, что ложь будет раскрыта. Но тогда взрослые будут сердиться на тебя не только за сам поступок, но и за что ты им солгал!
Не перебивайте старшего.
Молодому человеку не позволительно не только перебивать старшего, но и самому начинать и заканчивать разговор с людьми преклонных лет.
Мы живем в социуме, то есть в обществе и не можем обойтись без общения, благодаря которому люди обмениваются информацией, жизненным опытом и переживаниями. Без диалога, дискуссии, беседы невозможно представить человеческого существования. Для удобства общения человеком были созданы правила, среди которых есть такие, которые касаются взаимоотношений между людьми разного возраста. Давайте с некоторыми из них познакомимся:
1. Кому из взрослых можно говорить «ты»?
2. Почему на ваш взгляд не спорят со старшими, даже если он не прав?
3. Почему нельзя показывать раздражения и своего плохого настроения взрослому, с которым общается?
3. Упражнение «Быть взрослым – значит»
На мольберте записана фраза "Быть взрослым - значит. " Поочередно дети записывают самые главные, на их взгляд, качества взрослого человека.
4. Подвижная игра «Пожалуйста»
В игре используется волшебное слово «пожалуйста». Детям предлагается выполнить определенные команды. Они выполняют их только тогда, когда произносится слово «пожалуйста».
-поднимите руки вверх, пожалуйста.
-попрыгайте на одной ножке.
-поздоровайтесь с соседом, пожалуйста.
-похлопайте в ладоши.
-подергайте себя за ухо, пожалуйста.
5. Творческое задание «Пожелание самому дорогому для меня человеку»
Детям предлагается изготовить открытку с пожеланием для самого значимого для них человека (мамы, папы, дедушки, тети, учителя).
Заключительная часть.
6. Рефлексия «Волшебное дерево»
Дети называют, что понравилось больше всего, говорят о своем настроении после проведённого занятия. Им предлагаются «яблоки» для «Волшебного дерева», которые они должны выбрать для оценки занятия.
Не понравилось - зеленое,
Не очень понравилось - желтое,
Понравилось - красное.
7. Ритуал прощания. Упражнение «Доброе пожелание».
Все дети садятся в круг. Первый участник встает, подходит к другому, прощается с ним, и говорит ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и т. д. до тех пор, пока каждый не получит пожелание на день. [/i]