Татьяна Савина
Тренинги общения как форма повышения толерантности среди подростков
▼ Скачать + Заказать документы
С 1 сентября 2017 года в школе были объединены 2 класса, бывшие 6А и 6Б. В новом классе, естественно, начались эмоциональные притирки. Нужно сразу отметить, что большинство учащихся бывшего 6А просто и спокойно приняли изменения внутри класса, новых одноклассников. Вместе с тем, появились неадекватные эмоции и агрессивное поведение в адрес новеньких: один подросток стал проявлять себя как активный агрессор, а еще двое примкнули к нему. Поэтому классный руководитель 7А класса Е. В. Гриппа обратилась с просьбой: поработать с классом в психологическом ключе, так как только педагогических инструментов было уже недостаточно.
Публикация «Тренинги общения как форма повышения толерантности среди подростков» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Треннинги для подростков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Мы договорились, что начнем с родительского собрания на тему «Авторитаризм как средство манипулирования в подростковой образовательной среде», где озвучили проблему новых взаимоотношений в классе и предложили план мероприятий по нейтрализации авторитаризма/агрессии, а именно, – адаптированную тренинговую программу на основе программ А. С. Прутченкова «Социально-психологический тренинг в школе» М. 2008 и программы на сплочение и командообразование «Лицом к лицу» С. Прониной М., 2013., цель которой – повышение уровня толерантности семиклассников. К моменту ноябрьского родительского собрания в классе уже была проведена входная диагностика эмоционального состояния учащихся, с результатами которой родители познакомились, просмотрев тетради своих детей. Тренинги общения проводились в рамках классных часов весь декабрь 2017года. Было проведено 4 тренинга. Все тесты, главные выводы по каждому тренингу дети фиксировали в тетрадях.
Работа велась и в кругу, и в группах. Весело, на эмоциональном подъеме прошло упражнения «Скороговорки», когда фразу «На дворе трава, на траве дрова» нужно было воспроизвести : как будто это военная тайна, как доклад у начальника, как лиса Алиса, как трусливый заяц, как Бармалей, как ослик ИА, с завистью, с пренебрежением и т. д. Проговаривание по кругу - друг за другом - высветило актерские данные многих, но были и те, кто не мог преодолеть свою скованность. Но здесь ценно то, что дети видели и слышали друг друга в живом общении, что, конечно, пошло им на пользу. Реакция на упражнение «Испорченный телефон» была однозначно позитивной. Но результат оказался печальным: исходная фраза «Коля любит Олю, а Оля любит колу» потерялась уже после третьего проговаривания по кругу и последний из участников буквально сказал: «Я ничего не понял». Ко всем пришло осмысление того, что игра, конечно, игрой, но проблема внятности проговаривания слов и умения слышать другого, актуальна для большинства. Думаю, самым любимым оказалось упражнение «Карусель». В него мы играли на 2х тренингах. Сначала была дана фраза «В людях я люблю…», а на другом – фраза «Больше всего в одноклассниках меня раздражает…». По первой фразе разброс мнений был огромный. По второй две трети класса сказали, что их раздражает ложь.
Познавательными для подростков оказались такие задания, как выработка списка качеств, полезных для общения, групповое обсуждение преимуществ/недостатков 4х стилей разрешения любого конфликта, и, в частности, возможные варианты разрешения конфликта в сказке «Заюшкина избушка». Здесь 2 группы работали над выработкой вариантов выхода их конфликта от имени сказочного героя «зайца», а 2 другие группы - от имени «лисы». Озвучивали поочередно. После прочтения притчи «Лотерейный билет» в тренинге «Путь к успеху», учащиеся сформулировали мораль притчи («Помоги себе сам, сделай шаг в нужном направлении») и дописывали фразы «Я могу…», «Я думаю…».
После заключительного тренинга все семиклассники в тетрадях писали свои размышления о том, что они получили полезного на этих тренингах, изменилось ли их отношение к одноклассникам, и какими навыками при возникновении конфликта они будут пользоваться. С детскими размышлениями родители также будут ознакомлены на следующем родительском собрании.
Анализ проведенной мной работы в 7А показал, что 47% детей изменили свое отношение к одноклассникам на более позитивное. Оставшиеся 53% -отношения не изменили, но агрессии в их записях нет.
Все учащиеся отметили преобладание положительных эмоций на тренингах («Можно, оказывается, учиться общению, но при этом легко себя чувствовать»). Многие написали, что в общении нужно первым делать шаг навстречу, учиться понимать чувства другого, не быть эгоистом, договариваться, быть более позитивным человеком.
Высказывания детей после проведенной работы:
«Начала меняться».
«Конфликт из сказки – это конфликт из жизни».
«Мое отношение к одноклассникам не изменилось, потому что не вижу изменения в них».
«Мое отношение изменилось: мне стало приятно общаться с большинством».
«Работа в группе дала мне возможность понять, что некоторые мои одноклассники меняются, а вместе с тем и мое отношение к ним».
«Вначале я вообще не поняла, зачем нужен тренинг. А потом я получила удовольствие от всего».