Татьяна Диомидова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Глаголы прошедшего времени единственного числа».
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах.
2. Практическое усвоение (понимание) прошедшего времени глаголов единственного числа.
3. Согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными в роде. 4. Развитие диалогической речи.
4. Подготовка к выделению слова из предложения и схематическому выделению слов в предложении.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие сильной, направленной воздушной струи.
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Развитие чувство ритма.
4. Развитие слухового внимания, памяти, мышления.
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать наблюдательность, интерес, бережное отношение к природе.
Оборудование:
1. Картинки с изображением перелётных птиц, насекомых.
2. Конверты разного цвета и размера.
3. Лупа.
4. Мяч.
5. Полоски 15см -6 штук.
6. ДВД- плеер с записью песни «Птицы-пальчики» Е Железновой.
7. Магнитная доска.
8. Презентация «Назови ласково»
Литература:
*В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР»-М. : «Гном и Д», 2000г. -20с.
*А. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» -М. : «Генезис», 2007г. – 461с.
*Е. Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет»-М. : «Сфера»,2007г. -25с.
* Е. Борисова «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»-М. : «Сфера»2008г. -20с.
Ход занятия.
Оргмомент.
1. Игра: «Имена». Логопед хлопает в ладоши, а дети называют свои имена в ритм хлопкам.
2.-Ребята, когда вы шли в садик какая погода стояла на улице? (холодная, пасмурная, дождливая.)
- В какое время года бывает такая погода? (Осенью)
3. Дыхательно упражнение «Ветер».
- Наступила осень. Подул холодный северный ветер. Давайте мы с вами тоже подуем, как ветер. (Сильный вдох носом. Медленный выдох ртом. Во время выдоха пальцем прерывать воздушную струю.)
4. Артикуляционная гимнастика.
-Я расскажу вам сказку про язычок.
Сценарий.
А) Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик. (Высовывать язык вперёд, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.)
Б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся. (Рот приоткрыт. Облизывать языком губы по кругу.)
В) Вспомнил, как на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел, и слизал остатки варенья с верхней губы. Вот так. (Рот открыт. Облизывать кончиком языка верхнюю губу.)
Г) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так. Кач-кач! (Поднимать язык вверх-вниз, параллельно сэтим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперёд-назад.)
Д) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик-так! (Двигать язык к уголкам рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка)
Е)Решил поиграть в стрелочки. Вот так! (Язык следует за движением руки, а другая рука при этом -на поясе. Это упражнение проводится с ведущей рукой, а потом не ведущей.)
Ж) Замёрз язычок и, чтобы согреться стал прыгать, цокать как лошадка, вот так. (Цокать языком и прыгать. Руки на поясе)
З) А потом стал играть в змейку. Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперёд и обратно спрятал. (С силой выкидываемязык вперёд, изображая жало змеи. Одновременно сжатые в руках руки выбрасывать вперёд и выпрямлять их)
И) Покусал, почесал себя, чтобы не замёрзнуть, вот так! (Сначала кусать, а потм иязык зубами от самого кончика до середины)
К) Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой – обедать и спать. (Цокать, стоя на месте, руки на поясе)
5. Д/ И с мячом «Назови приметы осени» .
-Какие изменения происходят осенью в природе. (Листья желтеют и опадают, идут дожди, солнце светит не ярко, становится холодно, люди одеваются в тёплые одежды.)
- Что происходит с птицами осенью? (Одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать).
2. Садитесь, ребята за столы. Сегодня мне передали конверт и сказали открыть на занятии. Давайте узнаем, что же в этом конверте? Может это письмо от кого-нибудь. Это письмо от ласточки.
Ласточка написала письмо, потому что уже все перелётные птицы улетели в тёплые края. Она скучает по родине и очень ей захотелось напомнить о себе и своих друзьях. Открываем конверт. Но что это? В нем ещё конверт синего цвета. В конверте какие-то картинки. Что же они означают? Это портреты птиц. Нам птицы прислали свои изображения и просили сделать выставку. (Выставляются картинки с изображением перелётных птиц и голубя).
-Кто знает чьи это снимки? (Это -кукушка,, это- утка, журавль, скворец, грач, соловей, журавль голубь).
- Ребята, может ласточка что-то перепутала и какой-то лишний портрет положила в конверт? Догадайтесь, чей снимок здесь лишний? (Голубь-зимующая птица).
4. Конверт жёлтого цвета, в котором лежит виртуальное уменьшительное стёклышко. Д/и «Назови ласково»
-У меня есть волшебное стёклышко. Я предлагаю рассмотреть детям предметы под уменьшительным стеклом.
Кукушка-кукушечка
Скворец-скворушка
Соловей-соловушка
Утка-уточка
Журавль-журавушка
5. Достаём конверт зелёного цвета. Какое задание придумала нам ласточка?
Д\И «Сейчас или раньше»- упражнение в различении глаголов прошедшего времени.
Картинки в конвертах на столе у каждого ребёнка.
-Что делает птица на вашем рисунке сейчас, а что делала раньше?
Кукушка сидит, а раньше она сидела.
Журавль стоит, а раньше он стоял.
Утка плывёт, а раньше она плыла.
Скворец летит, а раньше он летал.
Грач ходит, а раньше он ходил.
6. Динамическая пауза. Пальцы птицы.
7. Достаём оранжевый конверт. Здесь лежат насекомые. Какое отношение они имеют к птицам? (Птицы питаются насекомыми)
Составление предложений с глаголами прошедшего времени единственного числа по двум опорным предметным картинкам и элементам схемы.
Опорные картинки: Утка ---жук
Журавль___стрекоза
Лебедь___лягушка
Кукушка___бабаочка
Скворец___муха
Образец : Чтобы съесть насекомого, птицам надо его поймать.
Утка поймала жука.
Журавль поймал стрекозу.
Лебедь поймал лягушку
Кукушка поймала бабочку.
Скворец поймал муху.
8. Д/И «Эхо» Преобразование глаголов единственного числа настоящего времени в прошедшее по образцу.
-Я вам называю действие, которое происходит сейчас, а вы-действие, которое происходило вчера.
Летает---летал
Плавает---плавал
Стоит---стоял
Клюёт---клевал
Ходит---ходил.
9 . Итог:
-А вот и последний конверт. Ласточка прислала нам фотоаппараты, чтобы мы учились наблюдать за природой и интересоваться тем, какие изменения в ней происходят. О чём мы говорили сегодня на занятии? (О перелётных птицах)
-Возьмите свой фотоаппараты и сфотографируйте птицу, которая вам понравилась. (Мне понравилась кукушка. Мне понравился журавль.)