Инесса Рыжкова
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы по теме «Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Название: «Путешествие в страну звука [Ш]»
Цели:
Коррекционно – обучающие:
- автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях;
- упражнять в определении позиции звука в словах по картинкам.
- закреплять умение делить слово на слоги;
- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
- Закреплять умения образовывать относительные прилагательные в игре : «С какого дерева лист» ;
- упражнять в употреблении предлогов НА и ПОД.
2. Коррекционно – развивающие:
Публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы по теме „Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания;
- развитие общей и мелкой моторики;
3. Коррекционно – воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Логопед говорит: - Ребята, сегодня я приглашаю вас в необыкновенное путешествие, хотите пойти со мной? Мы отправляемся в страну звука [Ш ]. На чем же мы начнем свое путешествие? (на машине) Дети садятся в машину и поют: Ши-ши-ши, ши-ши-ши – ты машина поспеши. Ши-ши-ши-, ши-ши-ши – едут наши малыши. Шо-шо-шо, шо-шо-шо – всем детишкам хорошо. Ша-ша-ша, ша-ша-ша – эх, погода хороша. Стоп.
Логопед:
Посмотрите, здесь река широка и глубока.
Ветер, потрепавший осень
В эту речку листья бросил.
Каждый листик хорошо вместе рассмотрите
И с какого дерева, какой листок, скажите.
II. Игра: «С какого дерева, какой лист?» - образование относительных прилагательных. Логопед: - Этот лист упал с дуба, значит он (какой (дубовый лист). - Этот лист упал с рябины, значит он (какой… - Этот лист упал с липы, значит он (какой… - Этот лист упал с клена, значит он (какой… - Этот лист упал с берёзы, значит он (какой… Логопед: Молодцы ребята все листочки правильно назвали. А теперь нам надо перебраться на другой берег? Да задача не проста, не хватает здесь моста.
III. Упражнение «Построй мост» - определение позиции звука [ш] в словах по картинкам.
Посмотрите по сторонам, может быть мы найдем какой- нибудь материал для постройки моста. (Дети находят дощечки, на дощечках картинки и записка: «Чтобы мост получился прочный, надо сложить дощечки по правилам. Посмотрите на картинки и назовите их. Первыми положите те дощечки, на которых в названии картинки звук [Ш] стоит в начале слова. Затем дощечки, на которых картинки со звуком [Ш] в середине слова и последними дощечки в названии картинок, которых звук [Ш] стоит в конце слова».) На дощечках картинки: шкаф, шляпа, шапка, шина, мешок, лошадь, клюшка, катушка, камыш, ландыш, малыш, мышь. Ребенок берет дощечку и говорит: «В слове шкаф звук [Ш] в начале слова» и так пока не закончатся дощечки.
Логопед молодцы, ребята, хорошо справились с заданием, а теперь пора нам в путь. Идем дальше. Посмотрите ребята, какая чудесная лесная поляна. Давайте остановимся и отдохнем и расскажем, какие животные живут в этой волшебной стране.
IV. Физкультминутка: музыкальная игра- «Ну-ка повтори» - согласование движений со словами песни.
V. Игра «Слоговые ромашки» - деление слов на слоги.
Как-то жарким, летним днем Говорят букашки: «А давайте-ка начнем Собирать ромашки! В холодочке у реки Мы сплетем из них венки». Но пчела сказала вдруг: Логопед показывает картинку. (пчела)
«Ну-ка, погодите!
Муха, бабочка и жук, -
Все ко мне летите!
Выбрав для себя цветок,
Сядьте в серединку (Выкладывает сердцевинки)
Я же каждый лепесток
Превращу в картинку (показывает лепестки)
После их перемешаю (перемешивает лепестки)
Где какой - сама не знаю. (раскладывает лепестки на полу)
Но подумай хорошо, сидя на травинке,
Подойдет ли лепесток к этой серединке.
Их не просто подобрать:
Нужно слоги сосчитать».
Что ж, поможем мы букашкам –
Сами соберём ромашки?
Дети по одному берут перевернутые лепестки, называют изображенную на нем картинку, определяют количество слогов в слове и самостоятельно вставляют лепесток в соответствующую сердцевинку. При затруднении в подсчете количества слогов детям предлагается «отхлопать» слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. «В слове машина три слога» и т. д. После того, как ромашки будут собраны, необходимо еще раз проговорить слова, изображенные на лепестках.
Логопед: Молодцы, но всё же нужно
Повторить картинки дружно. (после повторного называния картинок логопед хвалит детей)
Вы надежды оправдали:
Лепестки все подобрали.
У ромашек яркий вид –
Вас пчела благодарит.
II. Игра «Собери шишки» - автоматизация звука «Ш» в предложениях и закрепление употребления предлогов НА и ПОД. Логопед: Посмотрите ребята сколько шишек вокруг. Давайте соберем их. Не забудьте сказать, что и где вы нашли. Я шла, шла, шла шишку на пеньке нашла. Я шел, шел, шел шишку под елочкой нашел. Я шла, шла, шла шишку на елочке нашла. Я шел, шел, шел шишку под листом нашел… и т. д. пока дети не соберут все шишки. Логопед: Молодцы, ребята, все шишки собрали.
III. Итог. Давайте сейчас вспомним, какие же мы сегодня добрые дела мы сделали: построили мост, помогли букашкам собрать ромашки, набрали шишек. А теперь поспешим в группу и покажем и расскажем ребятам, что мы видели в волшебной стране.