Юлия Буслаева
Конспект занятия по формированию читательской грамоты у дошкольников в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию читательской грамоты у дошкольников в старшей группе.
Часть 1.
Работа с текстом до чтения «Антиципация»
Воспитатель обращает внимание детей на книжный уголок. На столе, на книжной полке книги лежат в беспорядке. Все книги, кроме одной, знакомы детям по обложкам и содержанию. Педагог обращается к детям:
Публикация «Конспект занятия по формированию читательской грамоты у дошкольников в старшей группе» размещена в разделах
-Ребята, а почему в книжном уголке такой беспорядок? Давайте расставим все книги на свои места. Дети активно включаются в работу и раскладывают книги в соответствии с жанром. Неожиданно им в руки попадает незнакомая книга, она привлекает детей, ребята рассматривают иллюстрации. Воспитатель стимулирует детей к тому, чтобы они сами начали задавать вопросы о том, что это за книга, как оказалась здесь, о чем или о ком она? Если ребята затрудняются, педагог помогает детям выдвигать предположения, относительно книги, задавая вопросы: «Как вы думаете, в какую ячейку мы должны положить эту книгу – там, где находятся рассказы или в ячейку со сказками?», «А может быть это энциклопедия или сборник стихов?», «Как же нам узнать о нашей гостье?» Педагог подводит детей к ответу, что нужно сначала прочитать, кто автор книги и её название. Воспитатель прочитывает название книги и автора: «Виктор Драгунский «Друг детства».
-Ребята, узнав название, можете ли вы предположить, о чём или о ком эта книга? А после просмотра иллюстраций? Почему художник изобразил мальчика в боксёрских перчатках, а в названии произведения и слова нет о спорте? И пр. Дети высказывают предположения.
-Чтобы точно всё узнать, предлагаю вам эту книжку прочитать!
Книжка точный даст ответ: правы вы, а, может, нет!
Часть 2.
Работа с текстом во время чтения «Комментированное чтение»
Виктор Драгунский «Друг детства»
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься. (Ребята, а вы часто задаё те себе вопрос: «Кем быть?»)
То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далёкие синие звёзды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далёкий Сингапур, и купить себе там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в начальника станции метро, и ходить в красной фуражке, и кричать толстым голосом:
— Го-о-тов! Или у меня разгорался аппетит, чтобы выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны в лодке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну- другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе, как дым, вот и все дела. (Кем мечтал стать мальчик? Что именно привлекало его в той или иной профессии)
Когда я всё это подсчитал, то решил отказаться от своей затеи. А на другой день мне уже захотелось стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга — просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» — такой продолговатый тяжёлый мяч, по нему надо бить изо всех сил, чтобы развивать в себе силу удара. (Как у мальчика возникло желание стать боксёром? Что именно заинтересовало его, когда он увидел бой) И я так нагляделся на всё, что решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать в случае чего. (Почему мальчик решил стать боксёром)
Я сказал папе:
— Папа, купи мне грушу!
Он сказал:
— Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. (Почему папа посоветовал сыну скушать морковку вместо груши? Какие ещё вы знаете слова, имеющие сходное звучание, но разное значение)
Я рассмеялся.
— Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксёрскую грушу!
— А тебе зачем? — спросил папа.
— Тренироваться, — сказал я. — Потому что я буду боксёром и буду всех побивать. Купи, а?
— Сколько же стоит такая груша? — поинтересовался папа.
— Пустяки какие-нибудь, — сказал я. — Рублей сто или триста.
— Знаешь, братец, — сказал папа, — перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.
И он пошёл на работу.
А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. (Как вы думаете, почему папа рассмеялся? Почему он не принял просьбу сына всерьёз) И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:
— Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.
И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетёную корзину, в неё были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос, и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком. (Почему игрушки мальчика лежали под диваном)
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колёс и на верёвочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлёпкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремух, и много ещё разного игрушечного утиля. (Что обозначает слово «утиль»? Почему автор этим словом называет игрушки мальчика) И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:
— Вот. Это тот самый, что тебе тётя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. (Как вы думаете, что придумала мама) Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не «груша»? Ещё лучше! И покупать не надо! Давай, тренируйся сколько душе угодно! Начинай! (Как предложила мама использовать старого медведя и почему)
И тут её позвали к телефону, и она вышла в коридор.
А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара. (Для чего мальчик удобно усаживал Мишку на диван? Какое настроение было у мальчика и почему)
Он сидел передо мной, такой шоколадный, нос здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, жёлтый стеклянный, а другой, большой белый, из пуговицы от наволочки, я даже не помнил, когда он появился. (Как выглядел Мишка) Но это было неважно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдаётся. (Как вы думаете, что сделал мальчик с мишкой)
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-ни- будь перемазывал. Такая забавная милая мордочка становилась у него, прямо как живая. И я спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки. И я его любил тогда, любил всей душой, я бы за него тогда жизнь отдал. (Какие воспоминания посетили мальчика? А у вас есть любимые игрушки) И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара. (О чём подумал мальчик)
— Ты что, — сказала мама, — она уже вернулась из коридора, — что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились в меня обратно, (Почему у мальчика на глазах появились слёзы? Его кто-то обидел? Как изменилось настроение мальчика и почему) и потом я сказал:
— Ты о чём, мама? Со мной ничего. Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксёром.
Часть 3.
Работа с текстом после чтения:
Беседа о содержании прочитанного.
*Ребята, понравилось ли вам это произведение?
*Почему автор назвал своё произведение «Друг детства»?
*Давайте вспомним, кем мечтал стать мальчик и почему?
*Какую профессию он в итоге выбрал и почему?
*Как отнеслись к его выбору родители?
*Как автор описывает Мишку?
*О чём вспомнил мальчик?
*Как вы думаете, почему мальчик раздумал стать боксёром?
*Попробуйте рассказать, что из прочитанного вам понравилось больше всего.
Воспроизведение текста.
Этюды на выражение эмоций и движений.
-Ребята, перед вами на стульчиках (стоят по кругу) лежат смайлики, изображающие различные эмоции. Предлагаю вам под музыку подвигаться вокруг стульчиков, а по окончании музыки присесть на стульчик и взять в руки, находящийся на стульчике, смайлик. Дети двигаются под музыку.
Внимательно посмотрите на свой смайлик и постарайтесь повторить эмоцию, которую он изображает. Какой герой, прочитанного нами произведения, и в какие моменты тоже выражал данную эмоцию. Дети показывают эмоции (смеющийся папа, обиженный мальчик, задумчивый мальчик, радостная