Дарья Кормилицына
Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе «От зерна до хлеба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в младше- средней группе «От зерна до хлеба»
Цель: формирование у детей первоначального представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Обучающие задачи:
-Расширять и обогащать знания детей о хлебе, о том, как он попадает к людям на стол.
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе „От зерна до хлеба“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
-Познакомить детей с профессиями - хлебороб, комбайнер, тракторист, шофёр, мельник, пекарь.
-Активизировать в речи детей слова-жатва, элеватор, веялка, пекарня, хлебобулочные изделия.
Развивающие задачи:
-Развивать у дошкольников познавательный интерес к труду взрослых, любознательность, стремление к исследовательской деятельности.
-Способствовать развитию связной речи.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям сельскохозяйственного труда.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
-Ребята, я шла утром в детский сад и нашла зернышки. Наверное, машина с поля с зерном ехала, да и просыпала. А я не могла мимо пройти - какие они красивые, взяла и все зерна собрала. Посмотрите сколько? Что это за зерна?
Основная часть.
-Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите какие они на ощупь? Какой они формы, величины и цвета? (Маленькое, твердое, гладкое, посерединке бороздка, как две дольки)
А как думаете для чего людям нужно зерно? (ответы детей).
-Хотите узнать, как появился хлеб?
(Ответы детей)
Это было давным-давно, когда вас еще не было, и даже мам и бабушек ваших не было на свете. Это был каменный век уже тогда люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения стали «прародителями» нынешних злаков – пшеницы, овса, ячменя (показ) т. е. дикие злаки.
В те времена не было еще ни каких мельниц, машин, ни инструментов, люди использовали подручные средства, камни.
И с помощью камней они растирали зерна в муку.
-Хотите попробовать, растереть зернышко камнем?
Возьмите камень в руки и попробуйте растереть зерно в муку. Получается?
Тяжело? -Вот какие молодцы, все зерна растерли в муку. Много силы потратили, чтобы зерно размолоть? (да)
И людям в те времена тоже было очень тяжело. Люди селились недалеко от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно изобрели различные инструменты с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.
У нас на столе лежат картинки, вы внимательно рассмотрите их, подумайте, что сначала крестьяне делали чтобы, появился хлеб, что потом…
1. Что крестьяне делали сначала? – пахали землю. Кто пахал землю? – Пахарь. Вспахали землю, что делали потом?
2. Сеяли. Кто сеял – сеяльщик. Он разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой» с просьбой о том, чтобы все зерна проросли. А для этого нужно тепло, и зёрнышко напоить.
3. Потом ждали, когда поспеет хлеб. Спелость хлеба проверяли на зуб, рвали колоски, вышелушивали - и в рот: если зернышки хрустят, значит поспели. Давайте и мы попробуем спелый ли хлеб у нас в колосках?
(Дети вышелушивают зерно и пробуют на зуб) делают вывод.
Можно собирать хлеб?
4. Самое главное было вовремя собрать урожай. Начиналась жАтва, убирали зерновые косами и серпами. Выходили в поле всей семьей, работали дружно. Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. Некогда лежать, когда пора жать.
5. А когда урожай соберем и хоровод заведем.
(Рассматриваем карточки Жатва и Обмолот зерна)
Урожай убрали - пора и нам с вами поиграть.
«Ой, кажется в амбар с зерном залезли мыши! Они съедят весь урожай хлеба! Давайте их поймаем.»
Хороводная игра «Мышеловка»
Все становятся в круг, взявшись за руки — это мышеловка. Один или двое — «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!
Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" — опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".
6. Урожай убрали, что делают с зерном дальше?
Верно. везут на мельницу. Кто на мельнице работает? Мельник.
Что он делает? (Перемалывает зерно в муку).
У нас тоже есть мельница - посмотрите. Что это? (показать на лопасти). Это лопасти. Как вы думаете, зачем мельнице нужны лопасти? (ответы детей)
-Лопасти мельнице нужны, для того что бы перемалывать зерна в муку. Ветер дует на эти лопасти, и они начинают вращаться, и запускают специальный механизм. Который перемалывает зерно.
-Давайте попробуем запустить нашу мельницу, подуем на нее.
- Хорошо мы поработали! Много муки набрали? (много, целый мешок)
- Какая мука? (Белая.)
- Давайте ее потрогаем. (Мягкая, пушистая, воздушная.) Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (нет)
- Что нужно сделать, чтобы получилось тесто? Смешать воду с мукой.
- Попробуем замесить тесто на хлеб сами.
-Что бы тесто получилось мягким, пышным, делали опару, в теплую воду добавляли дрожжи, соль. Когда дрожжи начинали бродить, подниматься, добавляли туда соль и муку, и густо замешивали.
- Что нам нужно сделать, что бы получилось тесто? (добавить воды в муку)
-правильно, нужно добавить воду в муку и руками перемешать, замесить.
- Ребята, какое тесто у вас получилось? (гладкое, мягкое)
После того как тесто замешено его ставили в теплое место что бы оно поднялось.
-Раньше хлеб пекли в русских печах в специальных формах для хлеба.
Я предлагаю и наше тесто выложить в форму для выпекания и поставить в русскую печь. Пока хлеб запекается давайте помоем руки!
Рефлексия.
-Не легкий путь прошел хлеб от поля к столу, был зерном, а стал душистым хлебом.
Вам понравилось наше занятие? О чем мы с вами сегодня говорили?
-Ой, ребята, а вот и наш хлебушек испекся. (достаю готовую булку из печи)
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас
В добрый путь, счастливый час.
(пробуем хлеб со сладким чаем)