Анна Лаврова
Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе «Снег-снежок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятие по ФЦКМ
в средней группе.
«Снег – снежок».
Воспитатель: Лаврова А. Н.
Пояснительная записка: в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад, является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Образовательная область: познание.
Продолжительность занятия : 20 мин.
Интеграция: коммуникация, художественное творчество.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет).
Форма проведения: занятие – путешествие.
Цели и задачи:
1. Закрепить знания о том, что вода на морозе превращается в лед, а снег и лед в тепле тает и становится водой;
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
3. Развивать тактильные ощущения детей;
4. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, правильное отношение к своему здоровью.
Обогащение словаря: путешествие, снегопад, кипяченая вода.
Материал: Снегурочка-кукла; иллюстрации с изображение зимы, аудиозапись; 2 тазика; салфетки по количеству детей; формочки со льдом; прозрачный контейнер со с снегом; 2 бутылки с водой; воронка; марля, вата; снежинки, вырезанные из бумаги. Темный лист бумаги для выкладывания снежинок (на каждого ребенка).
Предварительная работа: чтение стихов о воде, о снеге, о дожде; рассматривание иллюстраций о временах года и их явлениях, чтение русской народной сказки «Снегурочка», познавательной литературы о воде и ее свойствах, наблюдение в природе, беседы на тему: «Где можно встретить воду?».
Ход занятия:
В: (В группе полукругом стоят стулья по числу детей. Перед стульями - 2 стола). Давайте вспомним наш девиз:
С голубого ручейка начинается река, а занятие - начинается с улыбки! (дети проговаривают вместе с воспитателями). А, давайте мы улыбнемся нашим соседям, чтобы зарядить их своим хорошим настроением (дети поворачивают головы детям, стоящим рядом и улыбаются).
Сегодня я приглашаю вас в путешествие. А вот куда мы отправимся спрятано в моей загадке. Я сейчас ее прочитаю, а вы попробуйте ее отгадать (воспитатель читает загадку).
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? В какое время года?
Д: Зима.
В: Правильно. Отправимся мы в это путешествие не одни. Посмотрите, кто к нам пришел в гости?
Д: Это Снегурочка.
В: А, пришла к нам она в гости из русской народной сказки «Снегурочка». Давайте мы с ней поздороваемся.
Д: Здравствуй, Снегурочка!
В: Теперь мы с вами сядем на стульчики, закроем глазки и начнем наше волшебное путешествие. (Звучит тихая музыка). Ребята открывайте глазки. Посмотрите, вот и зима пожаловала (показывает картинку о зиме) : все кругом белым-бело: и дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки. Говорят: «Пришла волшебница зима!».
В: Ребята, какая погода бывает зимой?
Д: Зимой погода холодная, морозная, т. д.
В: Да, зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной. Морозная погода очень нравится Снегурочке!
А, как вы думаете, почему Снегурочка любит зиму?
Д: Потому, что она сделана из снега.
В: Правильно, ее слепили из снега дедушка и бабушка.
Ой, посмотрите, снег пошел (на ладошку воспитатель себе кладет маленькую снежинку. У каждого ребенка под стульчиком лежит снежинка). Посмотрите у вас, то же, есть такие красивые снежинки (дети берут снежинки в руки).
В: Какие снежинки? (дети рассматривают снежинки)
Д: Белые, красивые, резные, круглые, блестящие.
В: Посмотрите, все снежинки разные. Нет ни одной одинаковой снежинки. А, что делают снежинки?
Д: Летят, кружат и т. д.
В: Правильно, потому что они лёгкие, воздушные. Покажите, как тихо падают снежинки (дети показывают движение снежинок вверх и вниз). Опустились снежинки на землю. И укрыли ее снежным, пуховым покрывалом, чтобы было тепло земле. И не страшны морозы.
В: Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе, и посмотрим какие они красивые! (Ребята кладут свои снежинки на тёмный лист бумаги, рассматривая их строение и форму. Дети любуются красотой снежинок. Можно включить музыку).
В: Ребята, сколько у нас много красивых и разных снежинок. А вы знаете, что когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Давайте повторим это слово: снегопад. Смотрите, какие красивые снежинки нам приготовила Снегурочка (воспитатель показывает детям заранее приготовленные снежинки. Дети берут их в руки). А вы хотите превратиться на время в снежинки?
Д: Да.
В: Сейчас я, вам включу музыку, а вы будете танцевать словно снежинки. (Воспитатель включает музыку. Дети изображают снежинки, танцуют. Музыка выключается, дети садятся на стульчики на свои места и под стул кладут снежинки).
Когда снежинок падает очень много, то на земле образуются сугробы. Посмотрите-ка, сколько много снега у нас под елкой (воспитатель достает из под елки приготовленный в переносном холодильнике снег). Мы с вами тоже намели сугроб. Давайте, мы подойдем к столу и рассмотрим снег, потрогаем его.
(дети подходит к столу).
Какого цвета снег?
Д: Снег белого цвета.
В: А, какой снег на ощупь? Давайте мы его потрогаем (дать потрогать).
Д: Холодный.
В: Как вы думаете, из какого снега можно лепить?
Д: Из влажного.
В: Правильно, из влажного, мокрого. А, что можно слепить из снега?
Д: Слепите снеговика, снежок и т. д. (дети лепят).
В: Дополняет ответы.
Дети, посмотрите, что происходит со снегом в комнате?
Д: Он тает, превращается в воду и т. д.
В: А, почему? Как вы думаете?
Д: Потому, что тепло в группе.
В: Молодцы. И ладошки у нас то же, теплые. Когда мы берем снег в руки, он начинает таять. А, почему ручки у нас замерзли?
Д: Потому, что снег холодный.
В: Поэтому, на улице со снегом мы играем в варежках. А теперь ребятки хотите узнать, что будет со снегом, если он постоит немножко на окошечке?
Д: Да.
В: Поставим ведерко на окошечко и немного подождем (можно поставить на окно заранее растаявший снег).
В: А, сейчас давайте мы немного согреемся, а то пока мы с вами играли со снегом, что то - холодно стало.
Динамическая пауза: «Выпал беленький снежок».
Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии с текстом:
Выпал беленький снежок (приседают)
Собираемся в кружок (образуют круг)
Мы потопаем, мы потопаем! (топают ногами)
Будем весело плясать, (кружатся)
Будем ручки согревать (потирают ладони)
Мы похлопаем, мы похлопаем! (хлопают в ладоши)
Будем прыгать веселей, (прыгают)
Чтобы было потеплей (прыгают).
В: Вот мы с вами и согрелись. Посмотрите, пока мы с вами согревались, снег растаял. Он растаял и превратился?
Д: В водичку.
В: Правильно. Значит снег - это вода. И он тает в тепле.
На улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы его оставили в тепле, он сразу растаял и превратился в воду. И когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снег на улице начнет таять.
Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег (дети подходят к столу). Что вы видите?
Д: Вода от снега грязная (отвечают дети).
В: Значит и снег у нас с вами не много грязный, не смотря на то, что он и белого цвета. Ребята, я видела, что некоторые дети даже едят снег. Правильно ли они поступают? Можно ли есть снег?
Д: Нет.
В: Снег холодный и может быть грязным. Он же падает на землю, где на него попадают микробы.
Сравним: какого цвета вода и снег?
Д: Снег белый. А вот он полежал снег в тепле и стал серый. И вода стала, какая? (отвечают дети).
В: Вода стала от снега серая, мутная, грязная.
Ребята, а как узнать, вода от снега пахнет или нет?
Д: Надо понюхать.
В: Вот смотрите, мы с вами сначала понюхаем фрукты, какие они на запах?
Д: Ароматные, душистые.
В: А теперь воду от снег?
Д: не пахнет.
В: Значит, вода от снега и сам снег без запаха. Он не пахнет.
В: Мы сегодня с вами много путешествуем. И сейчас мы с вами отправимся в лабораторию. Где попробуем очистить эту воду. Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Посмотрите, я беру воронку, в марлю кладу вату и складываю ее в несколько слоев. Через такой фильтр начинаю пропускать грязную воду. – Что же у меня получилось?
Д: Вода становится чище.
В: Правильно. Вода прошла, через марлю и вату, очистилась. Липкая грязь осталась на стенках ваты и марли. Такой очищенной водой можно помыть руки и лицо, но пить нельзя, нужно ее прокипятить, чтобы все до конца погибли микробы и не попали в наш организм. А вот растения будут только рады такой водичке.
Ребята, мы с вами фильтровали водичку от талого снега. Давайте вспомним, почему снег растаял?
Д: Ответы детей.
В: Правильно. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? Превратится она снова в снег?
Д: разные ответы детей.
(Воспитатель вносит в группу, замороженную в формочках воду, и предлагает детям рассмотреть кубики льда).
В: Нет. В снег вода наша не превратиться. Об этом мы с вами поговорим в другой раз. Вода на морозе превратиться в лед.
В: Посмотрите, лёд, какой? (воспитатель дает каждому ребенку потрогать лед, взять его в руки).
Дети определяют свойства льда.
Д: твёрдый, прозрачный, холодный, в ладошке тает.
Воспитатель опускает лёд в воду, и спрашивает: Что происходит со льдом в воде?
Ответы детей: (лёд тает, превращаясь в воду)
В: Дополняет. Происходит все наоборот теперь. Вытирайте ручки и садитесь на свои стульчики.
Итог:
В: Сегодня мы с вами выяснили, что снег в тепле тает и превращается в воду, лёд тает и превращается в воду. Холодной зимой снег покрывает землю, и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода. Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали».
В: А, кто мне скажет, какой скоро будет праздник?
Д: Новый год.
В: Правильно. А, как вы думаете, почему Дед мороз и Снегурка приходят к нам в гости только зимой?
Д: разные ответы детей.
Снегурочка тоже была из снега и поэтому, когда пришла весна, и пригрело солнышко, она растаяла. Но это было в сказке. А вот в нашем сказочном путешествии Снегурочка не растаяла. Жива – живехонька.
Потому, что скоро новый год. А под новый год происходит много волшебства.