наталья Предущенко
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Город Шахты — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Город Шахты – моя малая Родина»
Цель:
Расширение знания детей о родном городе Шахты.
Задачи:
1. Вызвать интерес к изучению памятных мест города Шахты;
2. Развивать
4. Воспитывать любовь к малой Родине.
5. Закрепить правила поведения в общественных местах интерес к познавательной деятельности
3. Познакомить с историей родного города,
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Шахтер. Знакомство с профессией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
расширять и углублять знания об истории возникновения города Шахты, его прошлом и настоящем, символике, названии улиц, о достопримечательностях, о людях.
Оборудование:
Ноутбук; Карта Мира, карта России, карта Ростовской области, карта г. Шахты;
Предварительная работа:
изучение историко-документального материала по родному краю, экскурсия в краеведческий музей, посещение детской библиотеки, проведение бесед о городе и области.
Словарная работа: познакомить со словосочетанием памятные места.
Ход ООД:
Психологический настрой
- Настал новый день. Возьмёмся за руки, передадим друг другу по кругу красивую улыбку и пожелаем друг другу доброго утра. Я желаю сегодня вам узнать много нового и интересного.
Ребята, присаживайтесь. Я вам прочитаю очень красивое стихотворение «Родина» В. Степанова.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которым мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле, у которой удивительно красивое звучное имя. В какой стране мы живём?
Дети: Мы живём в России.
Воспитатель : Страна наша называется Россия. А как называют людей живущих в нашей стране?
Дети: Их называют россияне.
Воспитатель : Россия необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Наша Родина большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою страну.
Я предлагаю вам посмотреть на карте какая у нас большая страна.
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия! Она расположена в двух частях света: в Европе и Азии; омывается тремя океанами: Северно-Ледовитым, Тихим и Атлантическим океаном.
Когда на одном краю наступает ночь, то на другом уже давно утро. Если на севере реки скованы льдом и земля покрыта снегом, то на юге цветут сады, на полях сеют пшеницу и кукурузу.
Наша Родина такая большая, что если мы захотим поехать из края в край, то на самолёте придётся лететь целый день, а на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, если пройти пешком, то придётся путешествовать не меньше года.
Ребята, а кто знает какой город является столицей нашей Родины?
Дети: столица нашей Родины - Москва
Воспитатель : кто управляет такой большой страной?
Дети: президент – Путин В. В.
Воспитатель : Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные символы. Это символы, которые объединяют граждан одной страны называются государственные символы. Какие Государственные символы вы знаете?
Дети: Это герб, флаг и гимн.
Дети читают стихи
1 Ребенок
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный
2 Ребенок
Флаг у нас прекрасный–
Белый, синий, красный!
Белый - мир и чистота,
Синий - верность, небеса,
Красный - мужество, отвага….
Вот цвета родного флага!
3 Ребенок
В стране, где мы с тобой живем,
Флаг гордо реет над Кремлем.
Он белый, как снега России,
Как небеса над нами, синий.
И цвета утренней зари
Внизу полоска, посмотри.
Пока он вьется над Кремлем,
Спокойно мы с тобой живем!
Воспитатель : спасибо, ребята. А сейчас попрошу всех встать и подойти ко мне, размять немного наши ручки и ножки.
Физ-минутка
«Россия»
Небо синее в России,
Реки синие в России.
Васильки и незабудки,
Не растут не где красивей.
Есть и клены и дубы,
А какие есть грибы!
А еще пекут в печи
Вот такие калачи!
Воспитатель : Ребята мы знаем о Родине, о стране, в которой живём, а есть такое понятие «малая Родина».
- Как вы понимаете, что такое «малая Родина»?
Ответы детей.
Воспитатель : Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это область, район, село, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны.
Ребенок читает стихотворение
Там, где сладко пахнет смородиной,
Там, где дом и родная семья –
Это всё называется родина,
Дорогая, родная, земля!
Даже солнце здесь ярче светит
И ромашки красивей цветут
И горжусь я землёю своею –
Здесь хорошие люди живут.
Воспитатель : Спасибо большое, очень красивое стихотворение. Как называется наша «малая Родина»?
Дети; ответы
Воспитатель : сегодня мы будем путешествовать по нашей «малой Родине», по нашему любимому городу- Шахты.
Кто знает, почему наш город получил такое название?
Ответы детей.
Воспитатель : Правильно, название города подтверждает статус одного из самых значимых шахтерских городов Восточного Донбасса.
Когда-то давным-давно на берегу реки Грушевки нашли угольное месторождение. Из центральных губерний устремилось множество крестьян на временные заработки. Некоторые крестьяне остались здесь на постоянное место жительство.
В 1883 году поселение было преобразовано в город Александровск –Грушевский. В название города вошло не только наименование места, где он был заложен, но и имя великого императора, благодаря указам и законам которого горное дело стало ремеслом на этой земле.
Но наши успехи и достижения не только в далеком прошлом. В настоящее время наш город цветет и благоустраивается. Каждый год в августе наш город отмечает свой день рождения.
Наш город очень красивый. В нем много достопримечательностей. Здесь есть парк, где мы катаемся на каруселях, отдыхаем с родителями.
Воспитатель : Чем больше мы будем знать о своем городе, тем больше мы будем любить его. Что есть в нашим городе?
Дети: Библиотеки, магазины, банки, больницы, аптеки, школы, детские сады.
Воспитатель : Какие улицы есть в нашем городе?
Дети: Советская, Шевченко, Победы революции и т. д.
Воспитатель : Я предлагаю побродить по этим улицам.
Физминутка
Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, -
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны)
Воспитатель. Наш город небольшой, и мы пойдем пешком, будем останавливаться у знакомых вам зданий. Но прежде чем отправится в путь, предлагаю повторить правила поведения на улице и в общественных местах.
Повторяют правила.
Воспитатель. Молодцы ребята. Итак, в путь!
Воспитатель. (на экране появляется изображение здания администрации).
Это здание администрации, здесь работают руководители города. На здании развивается флаг, так же расположен герб.
Каждый город имеет свою символику. У нашего города тоже есть свой герб и флаг.
Что изображено на гербе нашего города?
Дети: ответы
Воспитатель : Ребята руководители нашего города прислали нам подарок, но по дороге он рассыпался на детали. Помогите пожалуйста собрать его и мы тогда узнаем, что это за подарок.
Проводится игра «Собери герб». Дети собирают герб города из деталей.
Воспитатель : Так что нам прислали в подарок?
Ответы детей.
Воспитатель : какому городу или стране принадлежит этот герб?
Ответы детей.
Воспитатель : На желтом фоне изображены шахты, крепость, стоящая на голубом поясе, в гербе города шахты подчеркивает значимость города в жизни региона.
Положенные в центре щита фигуры символизируют отрасли промышленности, сыгравшие ключевую роль в становлении и развитии города :
сквозной ромб (веретено) – символ текстильной промышленности города. На протяжении многих лет в городе работал один из крупнейших хлопчатобумажных комбинатов России.
Обушок – символ угле– и рудодобывающей промышленности, шахты не только являлись градообразующим производством города, но и дали ему название.
Молот в гербе города символизирует машиностроение, в городе и на сегодняшний день ряд предприятий работает в данной отрасли.
Птица феникс, возрождающаяся из пепла и огня, символизирует сам город шахты, который на протяжении многих лет справлялся с возникающими трудностями, возрождался и становился еще лучше и краше.
Золото – символ богатства, стабильности, славы, уважения.
Красный цвет – символ труда, силы, мужества, красоты и праздника.
Голубой цвет – символ чести, духовности, возвышенных устремлений.
Черный цвет – символ скромности, мудрости, плодородия, богатства недр.
Молодцы, вы правильно описали герб Города Шахты.
Воспитатель. (на экране площадь Ленина) Ребята кто знает, что это за площадь?
Дети: Это площадь Ленина. На центральной площади проходят праздничные мероприятия, связанные с Новым годом, масленицей, Днем победы.
Воспитатель. Правильно ребята, молодцы. Действительно на площади проходят шумные празднования.
В нашем городе есть различные здания. Вот сейчас вы отгадаете, о чем идет речь.
(на экране Шахтинский драматический театр).
Что за дом, что за дом-
Сказку ты увидишь в нем,
Танцы, музыка и смех-
Представление для всех!
Что это за здание?
(Ответы детей).
Воспитатель : Верно, Какие мероприятия здесь проводятся?
Дети: Концерты, спектакли, вечера встреч, торжественные мероприятия.
Воспитатель : А где еще в нашем городе проводятся цирковые представления, занятия в танцевальных кружках, дискотеки и даже конкурс красоты
Дети: Дворец культуры обувщиков.
Воспитатель : правильно ребята, это центр культуры и духовности. Сейчас предлагаю сыграть в игру «Ручеёк»
Игра «Ручеёк»
Воспитатель. (На экране краеведческий музей).Как называется это здание и что в нем интересного?
Дети: Это музей. В музее можно узнать о том, как жили жители нашего края, о животном и растительном мире, полезных ископаемых.
Воспитатель : Отгадайте ещё загадки.
Вот холодная арена,
Лед коньками режут смело
Быстрый, ловкий хоккеист
И красавец – фигурист. (Ледяной каток)
С виду дом совсем обычный,
Для спортсменов он привычный,
В этом доме круглый год
Плещется в воде народ. (Бассейн)
Воспитатель. Что связывает эти здания?
Дети: Спорт
Воспитатель. Правильно, спорт. Ребята, еще наш город гордится своими спортсменами. Ни в одном городе мира нет такого количества горожан – чемпионов, поэтому город Шахты занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Имена наших олимпийских чемпионов, чемпионов мира, чемпионов Европы золотыми буквами вписаны в историю мирового спорта: Р. Плюкфельдер, А. Вахонон, В. Алексеев, Д. Ригерт, Г. Бессонов Н. Колесников, и др.
А сейчас мы отойдем к самому зеленому уголку города, который находится на улице им. Т. Г. Шевченко. Узнаете?
Дети. Парк
Воспитатель : Да это любимый парк жителей нашего города. Вы бывали здесь с родителями? Катались на каруселях?
Ответы детей
Воспитатель. Кому посвящен памятник, установленный в парке?
Дети: погибшим воинам.
Воспитатель. много наших земляков не вернулось с полей сражений. В их честь и сооружены памятники. В парке горит вечный огонь, сюда возлагают цветы. Скажите, какие памятники, установленные в нашем городе, вы знаете?
Дети: монумент Победы, мемориал жертвам фашизма на шахте им. Красина, и т. д.
Воспитатель. Правильно.
Дети читают стихи:
«Мне кажется, что памятники говорят.
Живущим на Земле напоминая,
Как шли к победе тысячи солдат,
Свою Отчизну грудью защищая».
Г. Еремина
«Промчалась жизнь, как в киноленте,
Не прокрутить ее назад.
И застывает в монументе
Его величество солдат».
С. Афонин
Воспитатель : В этом году исполняется 75 лет победы в Великой отечественной войне.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как разросся наш город. (на экране новые жилые микрорайоны.)
Город Шахты с каждым годом становится все краше, и мы гордимся им. О нем поэты пишут стихи, композиторы сочиняют песни. Послушайте стихотворение
В. Вифлянцева.
Родной мой город, как ты дорог мне!
К тебе иду с особым я поклоном.
Любимый мой,
На Грушевской земле
Ты встал бескрайним терриконом.
Открылся путь в своей судьбе.
Он, без сомнения, искристый.
Еще напомнят о себе
Все судьбоносные шахтинцы.
В тебя поверил я навек
И твердо знаю наперед:
Ты будешь жить всегда, для всех,
В ком сердце о тебе поет!
Воспитатель. Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться в детский сад. Вам понравилась путешествие? Что больше всего запомнилось?
Ребята посмотрите, это карта нашего города. Какой он большой? Посмотрите какой путь мы с вами проделали?
Ответы детей.
Воспитатель. Где бы человек ни жил, он всегда вспоминает свою малую родину потому, что это место остается в его сердце навсегда как самое лучшее и любимое. Вы вырастете и, может быть, уедете в другой город учиться, работать, но будете всегда вспоминать свой город Шахты.
Ребята вам задание на дом, узнайте у своих родителей или бабушек и дедушек какие-то интересные факты о нашем городе и поделится рассказом с нами. Договорились?