Елена Чигрик
Конспект занятия по чтению художественной литературе в подготовительной группе Сказка «Айого»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по чтению художественной литературы.
Сказка «Айого»
Цель: Ознакомление детей с творчеством народов севера.
Подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.
Задачи:
1. Познакомить детей с нанайской сказкой «Айога»
2. Формировать умение понимать и рассуждать о прочитанном
3. Развивать умение делать вывод
4. Продолжать учить детей пересказывать
Публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературе в подготовительной группе Сказка „Айого“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
5. Воспитывать в детях положительное отношение к труду
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Легенда, предание народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают. (сказка)
Молодцы! Подумайте и догадайтесь, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Ребята, вы любите сказки? Я тоже их очень люблю. Сегодня мы окажемся в сказке
- Но прежде ответьте, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей). (передавать зеркало друг другу и в это время задавать вопросы)
- Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?
- Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)
- А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)
- Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой «Айога». Эта сказка про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было. Но прежде хочу рассказать, кто такие Нанайцы. (на компьютере несколько слайдов презентации)
Нанайцы – народы Дальнего Востока. Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа.
Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Они отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, из которых варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные. Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками.
Рассказывание сказки с выставлением иллюстраций. (когда иллюстрации выставлять)
Вопросы к детям:
- Понравилась вам эта сказка?
- Эту сказку можно назвать волшебной?
- Какое волшебство в ней происходит?
- О ком эта сказка?
Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.
Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая из них похожа на Айогу. Какая она была? (ленивая, хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям).
- Какие поступки Айоги вам не понравились?
А соседская девочка, какой была? (Доброй, отзывчивой, внимательной, щедрой, трудолюбивой, бескорыстной, послушной, вежливой, ласковой).
Почему мама отдала лепешку соседской девочке? - О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)
Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая)
Кто помог матери? (Соседская девочка.)
Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему?? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями)
- Мать поступила по справедливости? Да
- Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?
- К кому из героев сказки подходит пословица : «Человек красив не лицом, а поступками».
- Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?
-А кому из вас, ребята, жалко Айогу?
- Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)
- А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?
- В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)
Физкультминутка.
Воспитатель: Сейчас мы отдохнём. Проведём физминутку.
Раз-два-три-четыре-пять
Начинаем мы играть!
Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)
И головки опустили, (приседают)
А когда откроем глазки (встают)
Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
или
А мы с вами не будем лениться:
Раз - вприсядку, два - вприсядку, три - поставим вправо пятку.
Ножкой правой вверх качнем и на место отведем.
Раз - вприсядку, два - вприсядку, три - поставим влево пятку.
Ножкой левой вверх качнем и на место отведем.
Раз - вприсядку, два - вприсядку, три - поставим вправо пятку.
Ножкой правой вверх качнем и на место отведем.
Раз - вприсядку, два - вприсядку, три - поставим влево пятку.
Ножкой левой вверх качнем и на место отведем.
Пересказ сказки (по желанию 3-4 чел. Продолжают друг за другом)
В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Ребята, я просила вас дома подобрать пословицы о труде, доброте, помощи, давайте их сейчас послушаем.
(Ответы детей)
"Жизнь дана на добрые дел", “Не одежда красит человека, а его добрые дела. ” ; "Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. ”; "Не с лица воду пить”; "Всякий человек в деле познаётся. ”; "Без труда нет добра”; "Маленькое дело лучше большого безделья”; "Живи для людей, поживут и люди для тебя” ; "Труд кормит, а лень портит” …
По добру - добро, а по худу - худо.
Не гляди высоко: запорошишь око.
Лениться да гулять - добра не видать.
Не по виду суди, а по делам гляди.
Молодцы! Очень порадовали меня, надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?
Рефлексия
Молодцы, ребята. А теперь мне хотелось бы узнать, о чем мы сегодня говорили? О трудолюбии, лени и т. д.
С какой сказкой мы сегодня познакомились? / «Айога»
Чему учит эта сказка? / Ответы детей
Какой можно сделать вывод? / Лучше трудиться, чем лениться
Спасибо! Будьте трудолюбивыми!