Надежда Степанова
Конспект занятия по аппликации «Русское полотенце» (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: Степанова Н. Е.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
• Развивать мышление, фантазию, творческие способности.
• Познакомить детей с русскими полотенцами : их назначением, символикой, художественными средствами вышивки.
• Продолжать учить вырезывать кружева из бумаги, сложенной гармошкой (композиционное решение «вышивки» в технике аппликации).
• Воспитывать уважение к русским мастерам; самостоятельность в выполнении творческой работы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
• Выставка иллюстраций с изображением вышивки.
Темочки:
- Аппликации. Конспекты
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
• Ручной труд – работа с лоскутками ткани, вышивка нитками и иголкой простых картинок.
• Разучивание подвижной игры «Бояре, а мы к вам пришли».
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ
• Иллюстрации с изображением русских полотенец.
• Х/б белая ткань длиной 5м.
• Карта основных символов в вышивке.
• Тонкая бумага формата А-3 и А-4 (на каждого ребенка).
• Схемы с вариантом изображения петуха в технике мозаика.
• Ножницы, красные квадратики для мозаики 1х1см, клей, кисти, салфетки, клеенки.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети приглашаются на выставку иллюстраций, на которых изображены русские полотенца. Любование.
Рассказ воспитателя:
В России есть обычай встречать гостей хлебом-солью (показ иллюстрации). Подносящие хлеб-соль, должны быть одеты в самую лучшую свою одежду – русский костюм (показ иллюстрации). В руках поднос с хлебом-солью на красивом вышитом полотенце. Такими полотенцами в старину украшались иконы и окна, их дарили близким и родственникам на праздники.
«У рукомойника полотенце висит вышитое. На белом холсте красный петух. Как солнышко сияет он. Стоит на длинных, тонких ногах. На голове корона с деревьями (показ иллюстрации). Может быть это царь-петух? Распустил веером огромный хвост, словно он павлин. Каждое перо расшито полосками и звездочками. Вышивальщицы очень любили изображать петуха. Ведь это он своим «ку-ка-ре-ку» звонко приветствует восход солнца, наступление нового дня.
Полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканным цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блёстками, тесьмой, бахромой, нитками и др.
Размеры полотенца были различны. При постоянной ширине в 39-42 см его длина могла достигать 500 см (показать детям длину и ширину полотенца на примере белой ткани х/б). Полотенце украшалось, как правило, на концах.
Полотенца изготовляли в домашних условиях, и очень редко приобретались в лавках или на ярмарках. Каждая крестьянская девушка могла выткать необходимый для полотенец тонкий белый холст и орнаментировать его так, как это было принято в её деревне. По обычаю, полотенца являлись частью необходимого приданного. Их принято было демонстрировать родственникам мужа на второй день свадебного пира. Молодая жена развешивала полотенца в избе поверх полотенец свекрови, чтобы все могли полюбоваться на её работу.
Количество полотенец, качество полотна, мастерство вышивки - всё это позволяло оценить трудолюбие, аккуратность, вкус молодой женщины.
В русской деревне существовал обычай одаривать полотенцами родственников жениха, участников свадебного праздника. Ко дню свадьбы девушке приходилось заготавливать до ста полотенец».
Продуктивная деятельность.
Практическая работа заключается в изготовлении полотенца из бумаги. Нужно взять бумагу для ксерокса формата А-3, сложить ее пополам (соединение длинных сторон прямоугольной формы листа) и разрезать ножницами по линии сгиба. Затем бумагу для ксерокса формата А-4 сложить пополам, соединив короткие стороны прямоугольной формы листа, разрезать ножницами по линии сгиба. Две длинные полоски нужно склеить друг с другом – получается одно длинное полотно полотенца. Затем из двух оставшихся листа изготавливается в технике художественной резьбы прошва (вязаный край полотенца) и после наклеиваются по краям длинного полотна.
Кайму полотенца (край полотна) оформляем узорами в технике квадратной мозаики - «петух», используя схему:
Подвижная игра «Бояре, а мы к вам пришли».
Детям предлагается после занятия (на прогулке) поиграть в подвижную игру «Бояре, а мы к вам пришли» - потешная игра стенка на стенку, отображающая элементы сватовства на Древней Руси.
Правила игры. Две команды, держась за руки, идут сначала на встречу друг другу, потом назад и так по очереди. И говорят:
- Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли!
- Бояре, а зачем пришли, дорогие, а зачем пришли?
- Бояре нам невеста нужна, дорогие, нам невеста нужна!
- Бояре, а какая вам мила, дорогие, а какая вам мила?
-Бояре, нам вот эта мила (показывают на одного из игроков, дорогие, нам вот эта мила!
-Бояре, она дурочка у нас, дорогие, она дурочка у нас!
-Бояре, а мы плеточкой ее, дорогие, а мы плеточкой ее!
-Бояре, она плеточки боится, дорогие, она плеточки боится!
-Бояре, а мы пряничка дадим, дорогие, а мы пряничка дадим!
-Бояре, у ней зубки болят, дорогие, у ней зубки болят!
-Бояре, а мы к доктору сведем, дорогие, а мы к доктору сведем!
-Бояре, она доктора боится, дорогие, она доктора боится!
-Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
"Hевеста" разбегается и пытается прорвать цепочку из рук в противоположной команде, если не прорвет, остается в команде, если прорвет, забирает одного игрока и уходит в свою команду.