Марина Путилова
Конспект занятия по аппликации «Морские коньки играют в прятки»
▼ Скачать
Конспект занятия по аппликации на тему «Морские коньки играют в прятки».
Подготовила воспитатель Путилова Марина Владимировна.
Цель: познакомить детей с новой рыбой – морской конек, рассказать детям об особенностях ее строения.
Публикация «Конспект занятия по аппликации „Морские коньки играют в прятки“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Темочки
Задачи: учить создавать поделку из бумаги своими руками, развивать творчество, воображение, закреплять навыки составления коллективной композиции, воспитывать бережное отношение к природе, совершенствовать мелкую моторику рук.
Оборудование: иллюстрации с изображением морских коньков и морских обитателей, клей, ножницы, цветная бумага, шаблоны для изготовления морских коньков, салфетки.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чем мы с вами будем разговаривать сегодня, отгадайте загадку:
Здесь – куда не кинем взор –
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? (Море).
Верно, ребята! Сегодня мы будем разговаривать о море и его обитателях. Но сначала давайте вспомним, какие моря вы знаете? (Черное, Азовское, Охотское, Средиземное и т. д.).
Молодцы ребята! Давайте немного пофантазируем. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди — море. Как красиво вокруг! Так хочется опуститься на морское дно и полюбоваться удивительной красотой подводного мира.
Ребята, что интересного можно увидеть под водой? (Разных рыб, осьминогов, раковины, морских звезд, кораллы, морских коньков.) Верно, там целый подводный мир! Так же как мы не можем жить без воздуха, так и морские обитатели не могут жить без воды — это их дом. На дне много разноцветных камешков, ракушек, есть и подводные растения. Как они называются? (Водоросли.) Да, водоросли. Некоторые рыбы питаются ими, а еще подводные растения насыщают воду кислородом, который также необходим обитателям дна.
Ребята посмотрите на картинку вы кого-нибудь узнаёте? Какие молодцы, почти всех назвали на картинке, а я сейчас проверю как вы отгадаете загадки о морских обитателях.
1. Словно кактус на окне, на морском живет он дне? (Морской ёж). Тело морского ежа похоже на шар, с длинными, многочисленными иглами. Морские ежи ползают по дну, и в основном питаются водорослями.
2. Она прозрачна, как хрусталь,
Но очень больно жжётся
И в руки не даётся? (Медуза).
Посмотрите у медузы полупрозрачное тело в виде зонтика или колокольчика. Добычу она захватывает с помощью щупалец. Медузы бывают очень маленькими и очень большими.
3. Кровь у него голубая,
Словно вода морская.
У него восемь ног,
Кто же это.? (Осьминог).
Осьминог может менять форму тела и цвет. В спокойном состоянии он коричневый, когда напуган - белый, а когда раздражён - красный.
4. Она на небе не сияет
А в синем море обитает. (Морская звезда).
Ребята как вы думаете почему у неё такое название? да правильно, многие виды морских звёзд ярко окрашены (в красный, оранжевый, розовый, зелёный и синий цвет). Чаще всего они питаются моллюсками.
Ещё ребята кроме этих морских обитателей в море и океане обитают большое разнообразие красивых рыб, также акулы, киты, дельфины, морские черепахи, скаты и т. д. Вот какой интересный и удивительный морской мир.
А теперь мы поиграем ещё в одну интересную игру «Верно – неверно». Я вам буду говорить высказывания о водных животных. Если они правильные – вы хлопаете в ладоши. Вот так! Если неверные – то изображаете «морскую бурю» - топаете ногами и дуете в трубочки. Покажите, как! Всем понятно?
Итак, начинаем!
1. Черепаха – самое быстрое животное на планете. –
2. У рыб есть жабры, через которые они дышат. +
3. У осьминога десять ног. –
4. Дельфины – самые дружелюбные морские обитатели. +
5. Синий кит – самое маленькое и самое лёгкое животное на земле. –
6. Морская звезда умеет плавать. –
7. Акулы могут нападать на людей. +
8. Когда раку грозит опасность, он прячется в раковину. +
9. Тело рыб покрыто перьями. –
10. Мусор вредит морским животным. +
Молодцы, ребята! Верно справились с заданием! Мы сегодня будем с вами делать одно морское животное, но какое вы должны отгадать, послушав мою загадку:
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок:
Рыбок друг … Морской конёк
Верно, ребята! Это морской конек. Морские коньки очень интересные рыбки – их размер бывает разный от 2 до 20 сантиметров. Посмотрите, ребята. Голова у этих рыбок точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек по-обезьяньи цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он. Как пылесосом, засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность. У них разнообразный окрас, они могут менять цвет так, что их не сразу заметишь. Глаза у морского конька вращаются в любую сторону, и, если один глаз смотрит вправо, другой в это время может уставиться на что-либо слева. Это очень удобно для конька, так как он может одновременно со всех сторон осматривать водоросли в поисках еды и следить за врагами, которые и сами не прочь им пообедать. Плавать морской конек не любит и большую часть жизни проводит, зацепившись хвостом за водоросли. Плавает только в поисках корма, во время свадьбы и спасаясь от врагов.
Плавает он «свечечкой», животом вперед, в вертикальном положении. Попасется морской конек. Покушает, а потом сам себя хвостиком привяжет к стеблю водорослей и опять стоит, отдыхает до следующей кормежки. Вроде бы быстро машет морской конек плавничками, а скорость все равно маленькая. Поэтому спастись бегством коньку удается редко. Успел спрятаться – спасся, а попался врагу на глаза – догонят и съедят.
Рыбаки называют морского конька морской гусеницей. Взгляните внимательно еще раз на фотографию. Как вы думаете, почему его называют морской гусеницей? (Ответы детей). Нижняя часть тела у конька, особенно в движении, похожа на гусеницу. А верхняя часть, по мнению многих, похожа на шахматную фигуру «конь».
Ребята, как вы думаете, какие продукты носит кенгуру в своей сумке? (ответы детей) Да там находятся детеныши. Вот так же и морских коньков, есть мешочек. Менять местожительство морские коньки не любят и обычно на всю жизнь остаются там, где породил их отец. Именно отец, а не мать. У морских коньков самка откладывает самцу в это сумку икринки, и они там находятся, пока не превратятся в маленьких мальков. А начинается все с того, что однажды в прекрасном подводном «парке» конек сначала вежливо раскланялся самочке, а потом пригласил ее на танец. Если она соглашается, то начинается танец. Коньки то приближаются и приветствуют друг друга, то понемногу отдаляются … и затем вновь сближаются. Так продолжается иногда целыми днями. Чтобы было удобнее танцевать, коньки обнимают друг друга концами хвостов и поют, вернее, издают звуки примерно такие. (Прищелкивание пальцами). Попробуйте сами издать такой звук. (Дети прищелкивают пальцами). На этом праздник заканчивается. Самочка откладывает икру в мешочек на животе самца и уплывает навсегда. А отец-конек вынашивает икру. Затем происходит самое удивительное – папа выталкивает своих мальков из сумки. Только что народившиеся коньки внешностью - вылитые родители. И сразу же цепляются хвостиками за водоросли. Держатся они поблизости от своего папаши и в случае опасности. По особому звуковому сигналу, прячутся в его пустой мешочек на брюшке. После того, как опасность минет, шустрые детки вновь выбираются наружу.
Сейчас морских коньков в Черном море становится все меньше. Морской конек даже занесен в Красную книгу. Ребята, а кто знает, что это за книга и кого туда заносят? (Ответы детей). Коньков вылавливают не только специально для приготовления из них лекарств, часто отдыхающие в качестве забавного сувенира ловят, высушивают и везут домой. Конек ведь прибрежный житель. Плавать быстро не умеет, так что поймать его просто. Некоторые пытаются в банках с морской водой увезти коньков для аквариума, но коньки в аквариумах не живут – сразу гибнут.
Я очень надеюсь, что если вам доведется встретиться с морским коньком, то вы ограничитесь наблюдением за ним, а не броситесь ловить. А если увидите, как это делают другие – расскажите им о морском коньке, попросите не обижать этих удивительных рыбок. А сейчас я предлагаю вам сами сделать этих замечательных рыбок, но сначала немного разомнемся:
Физкультминутка «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть. (хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка спинку изогнула, (Руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла. (Приседаем)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)
Когда наши обитатели будут готовы мы их поместим на дно морское. Дети приступают к выполнению творческого задания. Воспитатель при необходимости помогает детям. Педагог вместе с детьми составляет сюжетную композицию.