Стручкова Полина Андреевна
Логоритмический проект «Звуки природы»
Название проекта: «Звуки природы»
Тип проекта: Практико-ориентированный
Сроки реализации: краткосрочный (5 дней)
Возраст: 5-6 лет (старшая группа)
Актуальность: С каждым годом растет количество детей с различными отклонениями в речевом развитии. У многих детей наблюдаются стойкие ошибки в произношении звуков, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха, недостаточное развитие общей и мелкой моторики, нарушения речевого дыхания и чувств ритма. Эти нарушения служат серьезным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы. Занятия, основанные на синтезе звуков, движения и музыки, является дополнительной формой активной терапии по преодолению речевых и сопутствующих нарушений. Занятия были разработаны в соответствии с ФОП АООП.
Публикация «Логоритмический проект „Звуки природы“» размещена в разделах
- Логопедия. Работа логопеда
- Логоритмика. Логопедическая ритмика
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Взаимодействие с природой и использование её звуков в обучении способствует снижению стресса у детей, улучшает их эмоциональное состояние и создает позитивную атмосферу для обучения. Звуки природы, такие как шум дождя или ветер, создают уникальную звуковую среду, которая помогает детям научится различать тонкие оттенки звуков и развивать слуховую внимательность. С помощью сопоставления звуков природы со звуками речи и их дифференциацией будет идти формирование фонематического восприятия, которое необходимо для общего речевого развития и дальнейшего овладения письменной речью. Интеграция физических действий с речевыми упражнениями под музыку помогает детям лучше усваивать информацию и развивать координацию, что особенно актуально для детей с задержкой психического развития. Выполнение пальчиковых игр, совмещенных с рассказыванием стихотворений, позитивно скажется на развитии мелкой моторики, актуализации словаря и развитии чувства ритма. Артикуляционная гимнастика и самомассаж помогут в формировании правильного звукопроизношения, а с помощью дыхательной гимнастики удастся не только развить плавный и сильный выдох, но и закрепить произношение шипящих и свистящих звуков. Нейрогимнастические упражнения, помогут активизировать межполушарные связи, что поспособствует лучшему усвоению материала.
Проект предполагает использование разнообразных методов и приёмов, что позволяет адаптировать занятия под индивидуальные потребности каждого ребенка. Это особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями. Занятия будут проводиться в малой группе (3 человека).
Таким образом проект направлен на комплексное развитие детей, сочетая слуховые и моторные аспекты речи, что делает его актуальным для использования на групповых логопедических и дефектологических занятиях.
Цель проекта: Стимулирование процесса речевой деятельности, развитие мелкой и общей моторики, межполушарного взаимодействия, формирование навыка координации движений и речи, развитие дыхания, артикуляционной и мимической моторики. Развитие любознательности, расширение словаря.
Задачи:
• Совершенствование мелкой и речевой моторики.
• Развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата.
• Формирование навыка координации движений с речью.
• Расширение словаря и знаний о природе.
• Развитие фонематического слуха.
• Развитие межполушарного взаимодействия.
Ожидаемый результат:
– Дети умеют дифференцировать звуки природы, используют в речи новые слова.
– Улучшение речевых навыков, мелкой и общей моторики, артикуляции.
– Улучшение контроля движений в сочетании с речью.
– Развитие речевого дыхания.
План мероприятий по реализации проекта.
I этап Организационный
- разработать комплексную музыкально-педагогическую систему, включающую развитие слухового восприятия, дыхания, межполушарного взаимодействия, речевой и психомоторной деятельности детей;
- составить комплексно-тематическое планирование проекта по развитию речи, моторики, дыхания и фонематического слуха через логопедические упражнения;
- разработать алгоритм занятий с элементами логоритмики;
- познакомить с планированием проекта воспитателей старших групп;
II этап Практический
- реализация проектных мероприятий;
- выработать двигательные, слуховые, речевые навыки;
- развивать мелкую моторику рук, ритмический слух;
- развивать правильное дыхание;
- улучшать фонематический слух с помощью упражнений;
- закрепить произношение звуков [С], [Ш];
- активизировать межполушарное взаимодействие;
- развить общую и артикуляционную моторику.
III этап - Заключительный
Задачи:
- обобщить результаты деятельности по теме проекта.
- провести с детьми викторину на определение степени усвоения материала.
- подготовить фото и видео отчёт по выбранной тематике
- оформление галереи с рисунками детей по теме «Звуки природы».
Реализация проекта:
1 день.
- Здравствуйте, ребята! Подготовьте свои ушки для прослушивания записи.
Включает звуки дождя
- Что это шумит?
- Скажите, ребята, а вы знаете какой бывает дождь?
-Верно, дождь бывает грибной, моросящий, ледяной, грозовой и даже бывает ливень.
- Друзья, давайте разомнем наши пальчики, с помощью дождика.
- Дождик лей, лей, лей.
Помахиваем кистями рук.
- На меня и на людей.
Руки к груди и разводим в стороны.
- На людей по ложке,
Ладошки сложены в «ложки» - углубления.
- На меня – по крошке,
Руки к груди, пальцы сложены в «щепотку».
- А на Бабу Ягу
Руками схватиться за голову.
- Лей по целому ведру!
Руки бросить вниз с наклоном туловища.
- Молодцы!
- Ручки размяли, теперь разомнем наше личико!
- Вдруг закрыли небо тучи!
Ребром ладони растирают лоб
- Начал капать дождь колючий.
Кончиками пальцев массаж щек.
- Долго дождик будет плакать, Массажируем ушки.
- Разведет повсюду слякоть.
Кулачками потирают крылья носа.
- Ребята, а вы знаете, откуда льет дождик?
- Верно, дождик льет из тучки. Посмотрите, какая туча к нам сегодня прилетела и принесла дождик. Давайте ей поможем устроить дождь!
- Сделаем глубокий вдох носиком, дуем через рот, губы трубочкой, воздух холодный, щечки не раздуваются.
- Сперва подуем на тучку легонечко, аккуратно, будто дождик только заморосил.
- Теперь подуем чуть посильнее, ведь начался грибной дождик!
- Дуем сильно, начинается настоящий ливень!
- Дождь ослабевает, снова тихонечко дуем.
- Дождик закончился!
- Вы большие молодцы, помогли тучке!
- Ребята, а что вы делаете, когда начинается дождь?
- Конечно, прячетесь под зонтик!
- Предлагаю вам сыграть в игру. Я сейчас включу музыку, вы можете под нее бегать, прыгать, но как только услышите, что начинается дождь, сразу бегите ко мне под зонтик.
- Согласны?
- Давайте попробуем!
Игра «Зонтик»
- Ух ты! Вы все успели спрятаться, какие вы ловкие!
- Друзья, мы так набегались и напрыгались, что нам нужно немного отдохнуть. Садитесь все на пол в кружок.
- Давайте поучимся показывать дождик.
- Для начала возьмем один указательный пальчик и тихонечко постучим им об пол. Кажется, начинается дождик.
- Теперь добавим указательный пальчик второй ручки. Дождик усиливается.
- Постучим указательным и средним на двух руках. Дождик стал еще сильнее!
- Указательным, средним и безымянным. Вот как шумит дождь.
- Стучим всеми пальчиками! Начался настоящий ливень!
- Стучим ладошками! Настоящий ураган!
- Снова стучим пальчиками. Ураган стал по тише.
- Стучим тремя пальчиками. Ливень ослабевает.
- Стучим двумя пальчиками. Скоро дождь закончится.
- Стучим только одним пальчиков. Дождик стихает
- Ручки сложили на коленки. Дождик закончился.
- Какой хороший получился у нас дождь! Мы большие молодцы.
- Ребята, подойдите ко мне поближе. Сейчас я каждому из вас на ногу наклею цветные кружочки. На одну ногу – красные, на другую – синие.
- Вы должны пройти по дороге из цветных кружочков, наступая только той ногой, которая подходит по цвету.
- Как здорово получилось, вы большие молодцы!
- Ребята, скажите, с каким звуком мы сегодня познакомились?
- Что шумит громче грибной дождь или ливень?
- Какое упражнение вам больше всего понравилось?
- Я очень рада. Вы хорошо позанимались сегодня. До свидания!
2 день.
- Здравствуйте, ребята! Подготовьте свои ушки для прослушивания записи.
Включает звуки моря
- Что это шумит?
- Скажите, ребята, а вы знаете какое бывает море?
-Верно, море бывает тихое, буйное, спокойное, холодное, теплое.
- Ребята, давайте разомнем наши пальчики.
- На морях бывают штормы, там большие ходят волны.
Волнообразные движения сцепленных рук перед собой.
- Выше дома, выше крыш
Увеличить амплитуду волн
- Пароход им - как малыш!
Максимальные волны сцепленными руками.
-Молодцы!
- Друзья, давайте вспомним некоторых морских обитателей, а заодно и разомнем наши личики.
- В море плавала акула, еле все что в нем тонуло! Показываем какие зубки у акулы, широко улыбаемся.
Улыбка.
- Она бежит, она играет, но никуда не утекает – это наша морская вода. Набираем в рот водичку морскую и полощем.
Поочередно надувать правую и левую щеки. Делать вращающие движения.
- В воде живет, а без нее пропадет! Давайте покажем, как рыбки без воды делают.
Медленно опускаем и поднимаем нижнюю челюсть.
- Надвое волну рассечь попыталась рыба-меч! Давайте вытянем язычок, как нос у рыбы-меча.
Иголка.
- По волнам дворец плывет, на себе людей везет. Поднимаем язычок за верхние зубки, чтобы показать парус корабля.
Кораблик.
- Молодцы, ребята!
- Друзья, давайте сядем все вместе. Представим себя на берегу моря. Как море говорит?
Слушает варианты детей.
- Мне кажется самый близкий по звучанию к морю звук – Ш.
- Давайте поговорим как море. Сделаем вдох носиком, улыбнемся, и выдохнем через рот со звуком [Ш] как можно дольше.
- Отлично получилось.
- А теперь закрываем глазки. Мы на берегу моря. Слышите как бегает волна: ш-ш-ш. Накатывает большая и сильная волна, а теперь маленькая, а теперь несколько быстрых волн подряд…
- Давайте повторим.
-Молодцы.
- А теперь ребята мы сыграем в игру. Мне нужны два рыбака, все остальные будут рыбками.
- Рыбаки, возьмите сеть с двух сторон. Ей вы будете вместе ловить рыб.
- Послушайте звуки. Какие они? Пока играет грозная музыка бури, море бушует, и рыбаки боятся идти ловить рыбу.
- Послушайте другую музыку. Когда звуки волн размеренные и тихие, море спокойное, и рыбаки идут ловить рыбу.
Игра «Ловим рыбок»
- А теперь выберем других рыбаков!
Игра «Ловим рыбок»
- Молодцы, все отлично справились с заданием!
- Ребята, давайте встанем вокруг полотна и возьмемся за его края. На середину полотна я положу мяч.
- Необходимо перекатывать мяч друг другу по полотну создавая волны, но не касаясь его руками, так чтобы мяч не падал с полотна.
- Готовы? Начинаем!
- Сейчас я попрошу всех сесть на пол. Закрыть глаза. Слушайте звуки моря. Глубоко дышим.
- Что вы видите перед собой? Я вот вижу чаек.
Слушает ответы детей.
- Давайте сыграем в игру «Море волнуется раз».
- Сперва мы повторим считалочку, а с последними словами вы должны будете замереть в любой позе, которую можете придумать.
- Вставайте в круг и повторяйте за мной:
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура на месте замри.
В такт словам взмахиваем руками. С последними словами замираем, приняв различные позы.
- Какие интересные фигуры получились!
- Ребята, вам понравилось занятие?
- Какие звуки мы сегодня слушали?
- До свидания!
3 день.
- Здравствуйте, ребята. Послушайте внимательно, что это шумит?
- Правильно, такой звук мы слышим, когда ветер сдувает опавшие листья. Давайте запомним, что звук шуршащей листвы называется шелест.
- Повторяйте за мной слова и движения.
- Ветер по лесу летал,
Плавные, волнообразные движения ладонями.
- Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Загибаем по одному пальчику на обеих руках
- Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Быстро опускаем руки вниз
- Ветер бросил на тропинку.
- Отлично получилось!
- Ребята, посмотрите, какие листики я насбирала. Они не простые, а с заданиями. Давайте выполним все!
- На этом листике у нас широкая улыбка, давайте широко улыбнемся.
Улыбка.
- А на этом листике у нас нарисована дудочка, вытягиваем губы вперед.
Дудочка.
- Посмотрите, какой шарик тут нарисован, давайте тоже надуем шарик.
Надуваем щеки.
- А на этом листике у нас вкусное варенье, нужно облизать губы.
Вкусное варенье.
- Это же зубная щетка, давайте почистим зубы!
Чистим зубки.
- Вот и часики. Повторяйте!
Часики.
- Отлично получилось!
- Ребята, а теперь давайте все возьмем в руки листочки. Пока будет играть спокойная музыка – листочки просто лежат у нас в руках, но как только задует сильный ветер, мы должны со всей силы подуть на руки со звуком С и сдуть листочки. Давайте попробуем.
- Ребята, давайте проверим, какие вы сообразительные! Попробуйте отгадать загадки:
- Среди всех зверей малышка
Эта серенькая. (мышка)
- Это плитка, но не в ванной,
Не конфета, хоть и сладко,
Тут без всякого обмана,
Это просто. (Шоколадка)
- В этом доме этажи
Называют полками,
Тут бельё моё лежит,
Кофточки с футболками. (Шкаф)
- Дождик тёплый и густой –
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ)
- Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь)
- Умницы, вы отгадали все загадки!
- А теперь ребята, попробуем сыграть в другую игру. Я всем дам листики разных цветов, тебе – зеленые, тебе – красные, тебе – желтые… Пока играет веселая музыка, мы подкидываем листики над собой, создавая листопад, а когда музыка затихнет, вы должны успеть собрать листики своего цвета.
- Как здорово у вас получилось! Вы очень ловкие, молодцы!
- Так, друзья, а теперь я попрошу вас сесть за стол, взять два карандаша в каждую руку и обвести обеими руками одновременно листок.
- Ребята, расскажите, о каком звуке мы сегодня говорили?
- Как бы вы могли его охарактеризовать?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Отлично! До свидания!
День 4.
- Здравствуйте, ребята! Вы приготовили свои ушки? Давайте внимательно послушаем и определим, что это шумит?
Включает звуки вьюги и скрипа снега.
- Правильно, ребята, это снег!
- Скажите, как называется процесс, когда много-много снежинок падает с неба?
- Верно, снегопад. Какой бывает снегопад? (слабый, сильный, моросящий, метель, вьюга)
- Ребята, давайте немного разогреемся!
- Как на горке снег, снег,
(встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.
(приседаем)
И на елке снег, снег,
(встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.
(обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь,
(покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь
(пальчик к губам, шепотом)
- Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(показывают круг, гладят ладони друг о друга)
И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)
Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх)
Два – поймаем, (хлопнуть в ладоши)
Три – уроним (ручки в стороны)
И … сломаем! (хлопнуть ладошками по коленям)
- Молодцы!
- Размяли с вами ручки, теперь нужно размять лицо!
- Ой, мороз, мороз, мороз-
Щиплет щечки,
Щиплет нос,
Щиплет ушки,
Щиплет губки
Забирается под шубки
Чтоб согреться—посмотри,
Все, как следует, потри:
Щеки, носик, уши, губы
Пар пошел даже от шубы.
- Заморозил нам снег ручки, давайте их согреем! Дуем теплым воздухом на ладошки
Хааа-хааа
- Ой, перегрели мы ручки, давайте теперь подуем холодным воздухом!
Фьюю-фьюю
- И повторим!
- А теперь, ребята, я дам вам снежинки (комочки ваты) и мы будем сдувать их с носа.
- Молодцы!
- Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Посмотрите на своего соседа справа, слева. Запомните. Мы с Вами сейчас превратимся в снежинки, но как только подует ветер и заиграет музыка, мы должны будем разлететься по залу. Когда музыка закончится и ветер стихнет – мы возвращаемся на свои места.
(Игра «снежинки», именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны. Звуки метели Учитель говорит: «Ветер сильный подул. Разлетайтесь, снежинки.» По этому сигналу начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время музыка стихает говорим: «Ветер стих. Возвращайтесь, снежинки.» По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг, каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала занять именно свое место.)
- Друзья, смотрите как много у нас снежков, давайте попробуем попасть ими в ведро!
- Отлично!
- Ребята, вы помните, как звучит зимний ветерок?
- Сейчас каждый из вас будет рисовать ветерок одновременно двумя руками и произносить звук ветра!
- Вы большие молодцы!
- Что вам понравилось больше всего?
- До свидания!
День 5.
- Здравствуйте, ребята! Вы приготовили свои ушки? Давайте внимательно послушаем и определим, что это шумит?
Включаем записи всех пройденных звуков
- Молодцы, вы так хорошо все запомнили!
- Ребята, давайте немного разогреемся!
- Как на горке снег, снег,
(встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.
(приседаем)
И на елке снег, снег,
(встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.
(обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь,
(покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь
(пальчик к губам, шепотом)
- Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(показывают круг, гладят ладони друг о друга)
И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)
Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх)
Два – поймаем, (хлопнуть в ладоши)
Три – уроним (ручки в стороны)
И … сломаем! (хлопнуть ладошками по коленям)
- Молодцы!
- Ручки размяли, теперь разомнем наше личико!
- Вдруг закрыли небо тучи!
Ребром ладони растирают лоб
- Начал капать дождь колючий.
Кончиками пальцев массаж щек.
- Долго дождик будет плакать, Массажируем ушки.
- Разведет повсюду слякоть.
Кулачками потирают крылья носа.
- Ребята, а теперь давайте все возьмем в руки листочки. Пока будет играть спокойная музыка – листочки просто лежат у нас в руках, но как только задует сильный ветер, мы должны со всей силы подуть на руки со звуком С и сдуть листочки. Давайте попробуем.
- Друзья, давайте вспомним некоторых морских обитателей, а заодно и разомнем наши личики.
- В море плавала акула, еле все что в нем тонуло! Показываем какие зубки у акулы, широко улыбаемся.
Улыбка.
- Она бежит, она играет, но никуда не утекает – это наша морская вода. Набираем в рот водичку морскую и полощем.
Поочередно надувать правую и левую щеки. Делать вращающие движения.
- В воде живет, а без нее пропадет! Давайте покажем, как рыбки без воды делают.
Медленно опускаем и поднимаем нижнюю челюсть.
- Надвое волну рассечь попыталась рыба-меч! Давайте вытянем язычок, как нос у рыбы-меча.
Иголка.
- По волнам дворец плывет, на себе людей везет. Поднимаем язычок за верхние зубки, чтобы показать парус корабля.
Кораблик.
- Молодцы, ребята!
- Друзья, сейчас мы с вами отправимся в кругосветное путешествие. Давайте встанем в круг.
Начинаем движения под музыку.
Скрип снега.
- Высоко-высоко поднимаем ноги! Нам нужно пройти через сугробы.
Вьюга.
- Начинается вьюга, дуем вместе с ветром холодным воздухом!
Дождь.
- Ребята, снег закончился начинается дождь! Скорее садимся на корточки, прячемся. Давайте пальчиками постучим, как дождик.
Звуки стихают.
- Ребята, дождь закончился, прыгаем по лужам! Шлеп-шлеп.
- Ветер.
- Слышите, поднимается ветер! Давайте подними руки и покачаем ими как ветками деревьев.
- Свистим как ветер! С-с-с.
Волны.
- Ребята, мы так долго шли и до моря дошли! Давайте покажем с каким звуком волны на берег заходят. Ш-ш-ш.
-Молодцы!
- А теперь мы с вами проверим, кто как хорошо запомнил звуки! Сейчас я буду по очереди каждому давать задание показать звук! А остальные будут отгадывать что это за звук!
- Покажи, как скрипит снег.
- Покажи, как шумит ветер.
- Покажи, как идет ливень.
- Покажи, как звучит море.
- Покажи, как шумит вьюга.
- Молодцы, вы все отлично справились!
- Ребята, давайте немного разомнемся!
И сыграем в игру «Руки-плечи-уши-нос!
- Молодцы!
- Ребята, о каких звуках мы успели поговорить?
- Какой звук вам понравился больше всего?
- Что нового вы узнали?
- Вы большие молодцы, до свидания!