Лучший педагог года

Логоритмический проект «Звуки природы»

Стручкова Полина Андреевна
Логоритмический проект «Звуки природы»

Название проекта: «Звуки природы»

Тип проекта: Практико-ориентированный

Сроки реализации: краткосрочный (5 дней)

Возраст: 5-6 лет (старшая группа)

Актуальность: С каждым годом растет количество детей с различными отклонениями в речевом развитии. У многих детей наблюдаются стойкие ошибки в произношении звуков, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха, недостаточное развитие общей и мелкой моторики, нарушения речевого дыхания и чувств ритма. Эти нарушения служат серьезным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы. Занятия, основанные на синтезе звуков, движения и музыки, является дополнительной формой активной терапии по преодолению речевых и сопутствующих нарушений. Занятия были разработаны в соответствии с ФОП АООП.

Публикация «Логоритмический проект „Звуки природы“» размещена в разделах

Взаимодействие с природой и использование её звуков в обучении способствует снижению стресса у детей, улучшает их эмоциональное состояние и создает позитивную атмосферу для обучения. Звуки природы, такие как шум дождя или ветер, создают уникальную звуковую среду, которая помогает детям научится различать тонкие оттенки звуков и развивать слуховую внимательность. С помощью сопоставления звуков природы со звуками речи и их дифференциацией будет идти формирование фонематического восприятия, которое необходимо для общего речевого развития и дальнейшего овладения письменной речью. Интеграция физических действий с речевыми упражнениями под музыку помогает детям лучше усваивать информацию и развивать координацию, что особенно актуально для детей с задержкой психического развития. Выполнение пальчиковых игр, совмещенных с рассказыванием стихотворений, позитивно скажется на развитии мелкой моторики, актуализации словаря и развитии чувства ритма. Артикуляционная гимнастика и самомассаж помогут в формировании правильного звукопроизношения, а с помощью дыхательной гимнастики удастся не только развить плавный и сильный выдох, но и закрепить произношение шипящих и свистящих звуков. Нейрогимнастические упражнения, помогут активизировать межполушарные связи, что поспособствует лучшему усвоению материала.

Проект предполагает использование разнообразных методов и приёмов, что позволяет адаптировать занятия под индивидуальные потребности каждого ребенка. Это особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями. Занятия будут проводиться в малой группе (3 человека).

Таким образом проект направлен на комплексное развитие детей, сочетая слуховые и моторные аспекты речи, что делает его актуальным для использования на групповых логопедических и дефектологических занятиях.

Цель проекта: Стимулирование процесса речевой деятельности, развитие мелкой и общей моторики, межполушарного взаимодействия, формирование навыка координации движений и речи, развитие дыхания, артикуляционной и мимической моторики. Развитие любознательности, расширение словаря.

Задачи:

• Совершенствование мелкой и речевой моторики.

• Развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата.

• Формирование навыка координации движений с речью.

• Расширение словаря и знаний о природе.

• Развитие фонематического слуха.

• Развитие межполушарного взаимодействия.

Ожидаемый результат:

– Дети умеют дифференцировать звуки природы, используют в речи новые слова.

– Улучшение речевых навыков, мелкой и общей моторики, артикуляции.

– Улучшение контроля движений в сочетании с речью.

– Развитие речевого дыхания.

План мероприятий по реализации проекта.

I этап Организационный

- разработать комплексную музыкально-педагогическую систему, включающую развитие слухового восприятия, дыхания, межполушарного взаимодействия, речевой и психомоторной деятельности детей;

- составить комплексно-тематическое планирование проекта по развитию речи, моторики, дыхания и фонематического слуха через логопедические упражнения;

- разработать алгоритм занятий с элементами логоритмики;

- познакомить с планированием проекта воспитателей старших групп;

II этап Практический

- реализация проектных мероприятий;

- выработать двигательные, слуховые, речевые навыки;

- развивать мелкую моторику рук, ритмический слух;

- развивать правильное дыхание;

- улучшать фонематический слух с помощью упражнений;

- закрепить произношение звуков [С], [Ш];

- активизировать межполушарное взаимодействие;

- развить общую и артикуляционную моторику.

III этап - Заключительный

Задачи:

- обобщить результаты деятельности по теме проекта.

- провести с детьми викторину на определение степени усвоения материала.

- подготовить фото и видео отчёт по выбранной тематике

- оформление галереи с рисунками детей по теме «Звуки природы».

Реализация проекта:

1 день.

- Здравствуйте, ребята! Подготовьте свои ушки для прослушивания записи.

Включает звуки дождя

- Что это шумит?

- Скажите, ребята, а вы знаете какой бывает дождь?

-Верно, дождь бывает грибной, моросящий, ледяной, грозовой и даже бывает ливень.

- Друзья, давайте разомнем наши пальчики, с помощью дождика.

- Дождик лей, лей, лей.

Помахиваем кистями рук.

- На меня и на людей.

Руки к груди и разводим в стороны.

- На людей по ложке,

Ладошки сложены в «ложки» - углубления.

- На меня – по крошке,

Руки к груди, пальцы сложены в «щепотку».

- А на Бабу Ягу

Руками схватиться за голову.

- Лей по целому ведру!

Руки бросить вниз с наклоном туловища.

- Молодцы!

- Ручки размяли, теперь разомнем наше личико!

- Вдруг закрыли небо тучи!

Ребром ладони растирают лоб

- Начал капать дождь колючий.

Кончиками пальцев массаж щек.

- Долго дождик будет плакать, Массажируем ушки.

- Разведет повсюду слякоть.

Кулачками потирают крылья носа.

- Ребята, а вы знаете, откуда льет дождик?

- Верно, дождик льет из тучки. Посмотрите, какая туча к нам сегодня прилетела и принесла дождик. Давайте ей поможем устроить дождь!

- Сделаем глубокий вдох носиком, дуем через рот, губы трубочкой, воздух холодный, щечки не раздуваются.

- Сперва подуем на тучку легонечко, аккуратно, будто дождик только заморосил.

- Теперь подуем чуть посильнее, ведь начался грибной дождик!

- Дуем сильно, начинается настоящий ливень!

- Дождь ослабевает, снова тихонечко дуем.

- Дождик закончился!

- Вы большие молодцы, помогли тучке!

- Ребята, а что вы делаете, когда начинается дождь?

- Конечно, прячетесь под зонтик!

- Предлагаю вам сыграть в игру. Я сейчас включу музыку, вы можете под нее бегать, прыгать, но как только услышите, что начинается дождь, сразу бегите ко мне под зонтик.

- Согласны?

- Давайте попробуем!

Игра «Зонтик»

- Ух ты! Вы все успели спрятаться, какие вы ловкие!

- Друзья, мы так набегались и напрыгались, что нам нужно немного отдохнуть. Садитесь все на пол в кружок.

- Давайте поучимся показывать дождик.

- Для начала возьмем один указательный пальчик и тихонечко постучим им об пол. Кажется, начинается дождик.

- Теперь добавим указательный пальчик второй ручки. Дождик усиливается.

- Постучим указательным и средним на двух руках. Дождик стал еще сильнее!

- Указательным, средним и безымянным. Вот как шумит дождь.

- Стучим всеми пальчиками! Начался настоящий ливень!

- Стучим ладошками! Настоящий ураган!

- Снова стучим пальчиками. Ураган стал по тише.

- Стучим тремя пальчиками. Ливень ослабевает.

- Стучим двумя пальчиками. Скоро дождь закончится.

- Стучим только одним пальчиков. Дождик стихает

- Ручки сложили на коленки. Дождик закончился.

- Какой хороший получился у нас дождь! Мы большие молодцы.

- Ребята, подойдите ко мне поближе. Сейчас я каждому из вас на ногу наклею цветные кружочки. На одну ногу – красные, на другую – синие.

- Вы должны пройти по дороге из цветных кружочков, наступая только той ногой, которая подходит по цвету.

- Как здорово получилось, вы большие молодцы!

- Ребята, скажите, с каким звуком мы сегодня познакомились?

- Что шумит громче грибной дождь или ливень?

- Какое упражнение вам больше всего понравилось?

- Я очень рада. Вы хорошо позанимались сегодня. До свидания!

2 день.

- Здравствуйте, ребята! Подготовьте свои ушки для прослушивания записи.

Включает звуки моря

- Что это шумит?

- Скажите, ребята, а вы знаете какое бывает море?

-Верно, море бывает тихое, буйное, спокойное, холодное, теплое.

- Ребята, давайте разомнем наши пальчики.

- На морях бывают штормы, там большие ходят волны.

Волнообразные движения сцепленных рук перед собой.

- Выше дома, выше крыш

Увеличить амплитуду волн

- Пароход им - как малыш!

Максимальные волны сцепленными руками.

-Молодцы!

- Друзья, давайте вспомним некоторых морских обитателей, а заодно и разомнем наши личики.

- В море плавала акула, еле все что в нем тонуло! Показываем какие зубки у акулы, широко улыбаемся.

Улыбка.

- Она бежит, она играет, но никуда не утекает – это наша морская вода. Набираем в рот водичку морскую и полощем.

Поочередно надувать правую и левую щеки. Делать вращающие движения.

- В воде живет, а без нее пропадет! Давайте покажем, как рыбки без воды делают.

Медленно опускаем и поднимаем нижнюю челюсть.

- Надвое волну рассечь попыталась рыба-меч! Давайте вытянем язычок, как нос у рыбы-меча.

Иголка.

- По волнам дворец плывет, на себе людей везет. Поднимаем язычок за верхние зубки, чтобы показать парус корабля.

Кораблик.

- Молодцы, ребята!

- Друзья, давайте сядем все вместе. Представим себя на берегу моря. Как море говорит?

Слушает варианты детей.

- Мне кажется самый близкий по звучанию к морю звук – Ш.

- Давайте поговорим как море. Сделаем вдох носиком, улыбнемся, и выдохнем через рот со звуком [Ш] как можно дольше.

- Отлично получилось.

- А теперь закрываем глазки. Мы на берегу моря. Слышите как бегает волна: ш-ш-ш. Накатывает большая и сильная волна, а теперь маленькая, а теперь несколько быстрых волн подряд…

- Давайте повторим.

-Молодцы.

- А теперь ребята мы сыграем в игру. Мне нужны два рыбака, все остальные будут рыбками.

- Рыбаки, возьмите сеть с двух сторон. Ей вы будете вместе ловить рыб.

- Послушайте звуки. Какие они? Пока играет грозная музыка бури, море бушует, и рыбаки боятся идти ловить рыбу.

- Послушайте другую музыку. Когда звуки волн размеренные и тихие, море спокойное, и рыбаки идут ловить рыбу.

Игра «Ловим рыбок»

- А теперь выберем других рыбаков!

Игра «Ловим рыбок»

- Молодцы, все отлично справились с заданием!

- Ребята, давайте встанем вокруг полотна и возьмемся за его края. На середину полотна я положу мяч.

- Необходимо перекатывать мяч друг другу по полотну создавая волны, но не касаясь его руками, так чтобы мяч не падал с полотна.

- Готовы? Начинаем!

- Сейчас я попрошу всех сесть на пол. Закрыть глаза. Слушайте звуки моря. Глубоко дышим.

- Что вы видите перед собой? Я вот вижу чаек.

Слушает ответы детей.

- Давайте сыграем в игру «Море волнуется раз».

- Сперва мы повторим считалочку, а с последними словами вы должны будете замереть в любой позе, которую можете придумать.

- Вставайте в круг и повторяйте за мной:

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Морская фигура на месте замри.

В такт словам взмахиваем руками. С последними словами замираем, приняв различные позы.

- Какие интересные фигуры получились!

- Ребята, вам понравилось занятие?

- Какие звуки мы сегодня слушали?

- До свидания!

3 день.

- Здравствуйте, ребята. Послушайте внимательно, что это шумит?

- Правильно, такой звук мы слышим, когда ветер сдувает опавшие листья. Давайте запомним, что звук шуршащей листвы называется шелест.

- Повторяйте за мной слова и движения.

- Ветер по лесу летал,

Плавные, волнообразные движения ладонями.

- Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Загибаем по одному пальчику на обеих руках

- Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Быстро опускаем руки вниз

- Ветер бросил на тропинку.

- Отлично получилось!

- Ребята, посмотрите, какие листики я насбирала. Они не простые, а с заданиями. Давайте выполним все!

- На этом листике у нас широкая улыбка, давайте широко улыбнемся.

Улыбка.

- А на этом листике у нас нарисована дудочка, вытягиваем губы вперед.

Дудочка.

- Посмотрите, какой шарик тут нарисован, давайте тоже надуем шарик.

Надуваем щеки.

- А на этом листике у нас вкусное варенье, нужно облизать губы.

Вкусное варенье.

- Это же зубная щетка, давайте почистим зубы!

Чистим зубки.

- Вот и часики. Повторяйте!

Часики.

- Отлично получилось!

- Ребята, а теперь давайте все возьмем в руки листочки. Пока будет играть спокойная музыка – листочки просто лежат у нас в руках, но как только задует сильный ветер, мы должны со всей силы подуть на руки со звуком С и сдуть листочки. Давайте попробуем.

- Ребята, давайте проверим, какие вы сообразительные! Попробуйте отгадать загадки:

- Среди всех зверей малышка

Эта серенькая. (мышка)

- Это плитка, но не в ванной,

Не конфета, хоть и сладко,

Тут без всякого обмана,

Это просто. (Шоколадка)

- В этом доме этажи

Называют полками,

Тут бельё моё лежит,

Кофточки с футболками. (Шкаф)

- Дождик тёплый и густой –

Этот дождик не простой,

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов. (Душ)

- Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она. (Мышь)

- Умницы, вы отгадали все загадки!

- А теперь ребята, попробуем сыграть в другую игру. Я всем дам листики разных цветов, тебе – зеленые, тебе – красные, тебе – желтые… Пока играет веселая музыка, мы подкидываем листики над собой, создавая листопад, а когда музыка затихнет, вы должны успеть собрать листики своего цвета.

- Как здорово у вас получилось! Вы очень ловкие, молодцы!

- Так, друзья, а теперь я попрошу вас сесть за стол, взять два карандаша в каждую руку и обвести обеими руками одновременно листок.

- Ребята, расскажите, о каком звуке мы сегодня говорили?

- Как бы вы могли его охарактеризовать?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Отлично! До свидания!

День 4.

- Здравствуйте, ребята! Вы приготовили свои ушки? Давайте внимательно послушаем и определим, что это шумит?

Включает звуки вьюги и скрипа снега.

- Правильно, ребята, это снег!

- Скажите, как называется процесс, когда много-много снежинок падает с неба?

- Верно, снегопад. Какой бывает снегопад? (слабый, сильный, моросящий, метель, вьюга)

- Ребята, давайте немного разогреемся!

- Как на горке снег, снег,

(встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег.

(приседаем)

И на елке снег, снег,

(встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег.

(обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь,

(покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь

(пальчик к губам, шепотом)

- Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили

(лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий.

(показывают круг, гладят ладони друг о друга)

И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)

Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх)

Два – поймаем, (хлопнуть в ладоши)

Три – уроним (ручки в стороны)

И … сломаем! (хлопнуть ладошками по коленям)

- Молодцы!

- Размяли с вами ручки, теперь нужно размять лицо!

- Ой, мороз, мороз, мороз-

Щиплет щечки,

Щиплет нос,

Щиплет ушки,

Щиплет губки

Забирается под шубки

Чтоб согреться—посмотри,

Все, как следует, потри:

Щеки, носик, уши, губы

Пар пошел даже от шубы.

- Заморозил нам снег ручки, давайте их согреем! Дуем теплым воздухом на ладошки

Хааа-хааа

- Ой, перегрели мы ручки, давайте теперь подуем холодным воздухом!

Фьюю-фьюю

- И повторим!

- А теперь, ребята, я дам вам снежинки (комочки ваты) и мы будем сдувать их с носа.

- Молодцы!

- Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Посмотрите на своего соседа справа, слева. Запомните. Мы с Вами сейчас превратимся в снежинки, но как только подует ветер и заиграет музыка, мы должны будем разлететься по залу. Когда музыка закончится и ветер стихнет – мы возвращаемся на свои места.

(Игра «снежинки», именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны. Звуки метели Учитель говорит: «Ветер сильный подул. Разлетайтесь, снежинки.» По этому сигналу начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время музыка стихает говорим: «Ветер стих. Возвращайтесь, снежинки.» По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг, каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала занять именно свое место.)

- Друзья, смотрите как много у нас снежков, давайте попробуем попасть ими в ведро!

- Отлично!

- Ребята, вы помните, как звучит зимний ветерок?

- Сейчас каждый из вас будет рисовать ветерок одновременно двумя руками и произносить звук ветра!

- Вы большие молодцы!

- Что вам понравилось больше всего?

- До свидания!

День 5.

- Здравствуйте, ребята! Вы приготовили свои ушки? Давайте внимательно послушаем и определим, что это шумит?

Включаем записи всех пройденных звуков

- Молодцы, вы так хорошо все запомнили!

- Ребята, давайте немного разогреемся!

- Как на горке снег, снег,

(встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег.

(приседаем)

И на елке снег, снег,

(встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег.

(обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь,

(покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь

(пальчик к губам, шепотом)

- Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили

(лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий.

(показывают круг, гладят ладони друг о друга)

И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)

Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх)

Два – поймаем, (хлопнуть в ладоши)

Три – уроним (ручки в стороны)

И … сломаем! (хлопнуть ладошками по коленям)

- Молодцы!

- Ручки размяли, теперь разомнем наше личико!

- Вдруг закрыли небо тучи!

Ребром ладони растирают лоб

- Начал капать дождь колючий.

Кончиками пальцев массаж щек.

- Долго дождик будет плакать, Массажируем ушки.

- Разведет повсюду слякоть.

Кулачками потирают крылья носа.

- Ребята, а теперь давайте все возьмем в руки листочки. Пока будет играть спокойная музыка – листочки просто лежат у нас в руках, но как только задует сильный ветер, мы должны со всей силы подуть на руки со звуком С и сдуть листочки. Давайте попробуем.

- Друзья, давайте вспомним некоторых морских обитателей, а заодно и разомнем наши личики.

- В море плавала акула, еле все что в нем тонуло! Показываем какие зубки у акулы, широко улыбаемся.

Улыбка.

- Она бежит, она играет, но никуда не утекает – это наша морская вода. Набираем в рот водичку морскую и полощем.

Поочередно надувать правую и левую щеки. Делать вращающие движения.

- В воде живет, а без нее пропадет! Давайте покажем, как рыбки без воды делают.

Медленно опускаем и поднимаем нижнюю челюсть.

- Надвое волну рассечь попыталась рыба-меч! Давайте вытянем язычок, как нос у рыбы-меча.

Иголка.

- По волнам дворец плывет, на себе людей везет. Поднимаем язычок за верхние зубки, чтобы показать парус корабля.

Кораблик.

- Молодцы, ребята!

- Друзья, сейчас мы с вами отправимся в кругосветное путешествие. Давайте встанем в круг.

Начинаем движения под музыку.

Скрип снега.

- Высоко-высоко поднимаем ноги! Нам нужно пройти через сугробы.

Вьюга.

- Начинается вьюга, дуем вместе с ветром холодным воздухом!

Дождь.

- Ребята, снег закончился начинается дождь! Скорее садимся на корточки, прячемся. Давайте пальчиками постучим, как дождик.

Звуки стихают.

- Ребята, дождь закончился, прыгаем по лужам! Шлеп-шлеп.

- Ветер.

- Слышите, поднимается ветер! Давайте подними руки и покачаем ими как ветками деревьев.

- Свистим как ветер! С-с-с.

Волны.

- Ребята, мы так долго шли и до моря дошли! Давайте покажем с каким звуком волны на берег заходят. Ш-ш-ш.

-Молодцы!

- А теперь мы с вами проверим, кто как хорошо запомнил звуки! Сейчас я буду по очереди каждому давать задание показать звук! А остальные будут отгадывать что это за звук!

- Покажи, как скрипит снег.

- Покажи, как шумит ветер.

- Покажи, как идет ливень.

- Покажи, как звучит море.

- Покажи, как шумит вьюга.

- Молодцы, вы все отлично справились!

- Ребята, давайте немного разомнемся!

И сыграем в игру «Руки-плечи-уши-нос!

- Молодцы!

- Ребята, о каких звуках мы успели поговорить?

- Какой звук вам понравился больше всего?

- Что нового вы узнали?

- Вы большие молодцы, до свидания!

Публикации по теме:

Исследовательский творческий долгосрочный проект «Мы друзья природы»Исследовательский творческий долгосрочный проект «Мы друзья природы» Департамент образования г. Москвы ГОСУДАРСТВЕННОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГБОУ СОШ №922 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ.

Проект «Есть у природы четыре сестрицы»Проект «Есть у природы четыре сестрицы» Проект «Есть у природы четыре сестрицы» Актуальность. Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога.

Проект «Краски и звуки Осени» во второй младшей группеПроект «Краски и звуки Осени» во второй младшей группе Автор проекта: Сутырина Е. И. Реализация проекта воспитателей Сутыриной. Е. И, Савиной О. А. Тип проекта: информационно-творческий. Срок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмический проект «Звуки природы»
Опубликовано: 17 апреля 2025 в 07:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмический проект «Звуки природы»» (включая файлы) размещена пользователем Стручкова Полина Андреевна (УИ 2767249) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД