Инна Зимина
Конспект занятия «Перелётные птицы» в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматических категорий.
Тема: «Перелётные птицы»
Тема «Перелетные птицы»
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия „Перелётные птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Коррекционно-образовательные: расширять и активизировать словарь по теме; закреплять знания о перелётных птицах, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие», развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы, учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.
Коррекционно-развивающие: Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные: воспитание бережного отношения к природе; формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, магнитофон с записями музыки, картинки по теме, плакат с изображением природы, перелетных птиц, схема для составления описательного рассказа о перелётных птицах : игрушка – зайка (листопадничек).
Предварительная работа: Прогулка в парк, наблюдение за птицами
в природе. Разучивание стихов и загадок о птицах, чтение рассказов и сказок о
перелётных птицах : В. Бианки «Кто чем поёт?», «Хитрый лис и умная уточка», русская народная сказка «Лиса и журавль», Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка», И. Соколов-Микитов «Листопадничек» и др. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметных картинок с изображением различных видов птиц.
Ход:
1. Организационный момент. Развитие мимической моторики. Упражнение «Осень».
- Посмотрите, к нам сегодня пришел в гости обитатель леса – маленький зайчонок – листопадничек, чтобы немного поиграть и узнать что-нибудь новое и интересное.
- Какое сейчас время года? (осень). Правильно, давайте немного поиграем с вами.
- Осенью часто идёт дождь. Нам это не нравится – нахмурим брови. Но иногда солнышко всё же выглядывает из-за туч – улыбнёмся солнышку. Вот оно посветило нам в правый глаз – зажмурим его, теперь в левый – зажмурим его.
- А сейчас выполним все движения поочерё дно: нахмурим брови, улыбнёмся, зажмурим сначала правый глаз, затем – левый.
2. Назвать приметы осени.
- Ребята, а какие приметы осени вы знаете? (перечисляют). Правильно, вы заметили, что одна из примет осени – отлет перелетных птиц в теплые края.
- Вот зайчику очень интересно, а почему птицы улетают? (становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм).
3. Назвать перелётных птиц.
- Давайте вместе вспомним названия перелетных птиц (грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди и др.) и разделим слова на слоги (хлопками).
4. Игра с мячом «Один - много»
Один скворец – много скворцов, один аист – много аистов, Одна ласточка – много ласточек, один журавль – много журавлей и т. д.
5. Составление рассказов о перелётных птицах.
-Вы много знаете о перелётных птицах. Давайте расскажем нашему гостю - листопадничку о них.
- Почему перелётные птицы улетают на юг? (становится холодно и им нечего есть)
- Какие птицы улетают первыми? (те, которые питаются насекомыми, т. е. насекомоядные: скворцы, соловьи, ласточки)
- Какие птицы улетают последними? (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)
- Как улетают журавли? (клином)
- Как улетают гуси, утки? (вереницей)
- Как улетают ласточки, скворцы, грачи? (стаей)
-А какие птицы улетают поодиночке? (кукушки)
- Что перелётные птицы делали весной? (вили гнёзда, выводили птенцов)
- Что перелётные птицы делали летом? (растили птенцов, добывали им пищу, учили летать)
- С кем улетают журавли? (с журавлятами). Грачи? Гуси? Утки? Скворцы? Лебеди? Кукушки? (Составление рассказов детьми с опорой на схему)
-Молодцы! Теперь листопадничек многое узнал о перелётных птицах.
6. Физкультминутка.
Осень-непогодушка (поднять руки вверх,
Тополь пожелтел (наклоны туловища влево-вправо,
Вдруг на ветке скворушка (руки в стороны,
Песенку запел (повороты туловища влево-вправо,
Ветка чуть качается (руки вперёд,
Дождик не кончается (наклоны вперёд-назад).
С нами старый скворушка
До весны прощается (приседания).
7. Загадки о перелётных птицах. (Демонстрация слайдов).
Вдоль по берегу гуляет.
На лягушек нападает.
На носу повисла капля,
А зовется птица… (Цапля)
Клином выстроились птицы,
Им на месте не сидится.
Закурлыкали вдали,
Чудо-птицы - … (Журавли)
Птица белая как снег.
Птица, что красивей всех,
Выгибает грозно шею.
Назови ее скорее. (Лебедь)
Он гогочет и шипит,
Он имеет грозный вид.
На широких красных лапах.
Для гусят он просто папа (Гусь).
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец –
Он и лётчик, и певец…. (Скворец)
Нос у него белый
Сам он чёрный, очень проворный,
Друг садов и полей,
Поедает червей….(Грач)
Никогда не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает… (Кукушка)
8. Итог.
- Я думаю, что сегодня наш малыш – зайка – листопадничек узнал очень много нового и интересного. Сейчас побежит в лес и расскажет своим братишкам – зайчишкам о перелётных птицах.
- Как вы думаете, ему у нас понравилось?
- Мне тоже кажется, что он захочет к нам ещё раз прийти.
- Давайте попрощаемся с ним и пригласим его к нам снова.