Иванова Людмила Викторовна
Конспект занятия педагога-психолога в подготовительной группе «Мы такие разные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять представления у детей о том, что все люди разные – непохожи во внешности, интересах, привычках, увлечениях; развивать наблюдательность и эмпатию в восприятии ровесников и взрослых.
Задачи:
- учить находить сходства и различия во внешних признаках людей;
- развивать осознание ребенком своего места в обществе, своей неповторимости;
- формировать умение чувствовать радость от своего имени, понимать, что оно указывает на половую принадлежность, индивидуальность;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, эмоциональную отзывчивость;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- развивать речь как средство общения, научить выражать свои эмоции при помощи мимики и жестов;
- дать знания о детях с ограниченными возможностями и отношении к ним;
- снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений.
Ход занятия:
Ритуал приветствия: «Доброе животное».
Встаньте дети в круг и возьмитесь за руки. Мы одно большое, доброе животное. Давайте представим, что мы – сердце этого животного. Послушайте, как оно стучит. Тук – тук, тук – тук бьется большое доброе сердце. (Тук - шаг назад, тук – шаг вперед). А теперь, послушайте, как бьется ваше сердце. (Все прислушиваются к биению своего сердца, вот так и сердце животного бьётся чётко и ровно.
Психолог: Дети! Задумывались ли вы над тем, что, несмотря на всё разнообразие человеческих лиц, иногда мы встречаем двух почти одинаковых людей? Как их называют? (Двойняшки, близнецы.) Но похожими между собой могут быть не только двойняшки, но даже мы с вами. Не верите? Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы схожи с соседом справа. Вы можете называть черты сходства во внешности, в поведении, увлечении. (Дети отвечают.)
Педагог : Я предлагаю вам поиграть. Давайте сделаем круг. Посмотрите друг на друга, все мы чем-то отличаемся друг от друга, но между нами есть и что-то общее. Вы согласны со мной, Мы все похожи?
(если дети говорят «нет», то предлагаю поиграть: Сейчас мы с вами поиграем, и вы убедитесь в правоте моих слов; Если дети говорят «да», то предлагаю поиграть: Сейчас мы с вами поиграем и узнаем, действительно ли мы похожи)
Инструкция: Игра заключается в следующем: я произнесу какое - то определение, и те дети, которые решат, что это сказано про них, соберутся вокруг меня. Например: ветер дует на того, у кого есть велосипед,. у кого светлые волосы,. кто обожает мороженое, кто смотрит вечером мультики, у кого карие глаза, кто сильный, кто любит поспать в субботу, кто чистит зубы утром, кто любит бегать, кому нравится прыгать на батуте и т. д.
(После окончания игры педагог подводит итог : у нас есть сходства).
После того как каждый ребенок рассказал о себе, педагог делает вывод : Ребята мы одновременно одинаковые, НО мы все разные : кто- то любит рисовать, кто-то заниматься спортом, кто-то любит читать, а кто-то любит животных. И это просто здорово, потому, что мы дополняем друг друга, нам хорошо вместе.
Фрагменты сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»
«В одном большом городе жил крокодил по имени Гена. (на экране картинка).
Работал он в зоопарке крокодилом.
Однажды крокодил Гена дал объявление, что хочет найти себе друга. К нему по объявлению пришел Чебурашка – неизвестный науке зверь (картинка на экране).
А потом пришли лев Чандр, жирафа Анюта, известный во всем городе двоечник Дима, обезьянка Мария Францевна и практически круглая отличница Маруся (картинка).
И тогда звери и дети решили построить Дом дружбы, в который каждый сможет прийти и подобрать себе друга».
Вопросы:
О чем эта история?
О чем было объявление крокодила Гены?
Кто пришел к Гене?
Как вы думаете, животные, которые пришли по объявлению, отличались друг от друга?
Почему они пришли к крокодилу? Что их объединяет?
Ребята, сегодня мы поговорим о том, чем мы отличаемся друг от друга и что нас объединяет.
Упражнение «Автопортрет»
Каждый из учащихся в течение 2 минут должен составить характеристику себя, включающую самые уникальные личностные психологические особенности, которые отличают данного ученика от других участников группы. В этой характеристике не должно быть внешних примет, по которым можно сразу вас узнать. Это должно быть психологическое описание характера, своих привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей и т. д.
После написания характеристик вы сдадите их ведущему. Перемешав листы, ведущий зачитывает автопортреты. Остальные должны по тексту узнать автора. Учащиеся вправе вносить коррективы в портрет ученика, например, добавить несколько штрихов к особенностям его характера.
Упражнение "Ассоциации"
Один из участников - водящий - выходит за дверь. Группа загадывает одного из оставшихся участников, которого водящий должен угадать. Вернувшись, водящий задает вопросы членам группы и по их ответам пытается угадать человека. Вопросы задаются на ассоциации, возникающие у каждого члена группы в связи с загаданным человеком: С каким животным ассоциируется у тебя этот человек? С какой погодой? Растением? Цветом? И пр. Обычно задается 5 вопросов, и после этого водящий должен назвать того, кого загадали. Дается три попытки. В случае верного ответа загаданный становится водящим, в случае неверного - водящий выполняет это упражнение еще раз.
Игра «Волшебная шкатулка»
Инструкция: «Сейчас мы будем передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получит шкатулку, должен открыть глаза, и заглянуть вовнутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему, и передайте дальше».
После того, как в шкатулку заглянет каждый, задаются вопросы:
Кто самый уникальный и неповторимый человек на свете?
Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
Как мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
«Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в этом роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью, и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какими мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью».
Упражнение «Звездный чемоданчик»
Для данного упражнения ведущий заранее заготавливает листы с именами участников.
Все участники садятся в круг. Листы с именами раздаются участникам таким образом, что лист с именем каждого участника должен быть у участника, сидящего справа от него. Получится, что у каждого участника есть в руках лист сидящего слева от него участника.
Затем ведущий произносит: «Представьте, что вы в ближайшее время разъезжаетесь по разным городам и странам. И больше у вас не будет возможности увидеться и пообщаться. Но у вас есть возможность написать каждому участнику свое прощальное пожелание – мнение. Подумайте, что, по вашему мнению, не хватает каждому из ваших одноклассников для того, что быть успешным, приятным человеком. Вы достаточно неплохо уже знаете друг друга и имели возможность общаться в разных сферах – учебной, досуговой и т. д. Просто подумайте, чего возможно не хватает вашим одноклассникам. Или, какое качество, по вашему мнению развито не в достаточной мере. Ваши пожелания должны быть не материальными. Это должны быть какие-то личностные черты. Например, можно написать «Желаю тебе уверенности, смелости, добра…». Постарайтесь серьезно подойти к выполнению задания. Не нужно слишком критично и категорично писать пожелания. Старайтесь не задеть и не обидеть другого человека. Будьте как можно более корректны. Но в то же время, осознанно попробуйте пожелать что-то важное.
Когда такую карточку заполнят все участники группы, они отдают ее по часовой стрелке до тех пор, пока она не дойдет до своего хозяина.
Затем, карточки возвращаются тем, чьи имена на них написаны. Участникам дается время на то, чтобы ни ознакомились с пожеланиями, которые им написали одноклассники.
По кругу участники высказываются, отвечая на следующие вопросы:
Сложно или легко вам было писать пожелания одноклассникам?
Какие впечатления на вас произвели те пожелания, которые написаны на ваших карточках?
Задание «Что нас объединяет?»
Инструкция: «Ребята, давайте подумаем, что нас объединяет, что у нас общего?»
На экране фото группы.
«А теперь, давайте, сформулируем правило дружелюбного человека. Это правило должно быть очень важным для нас всех, и мы всегда должны его выполнять!
Давайте подумаем, кто такой дружелюбный человек?
Формулируем правило: «Обижать кого-либо за то, что он не такой как ты - нельзя». Это правило, мы сохраним в наших сердцах, делах и поступках»!
Пальчиковая гимнастика “Мои веселые пальчики” (авторы - А. Бейлина, В. Бейлин, В. Шимановский) Мои пальчики расскажут, (Поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь Все умеют, все покажут. и наружу, затем хлопать в ладо Пять их на моей руке. Все делать могут, Всегда помогут. Они на дудочке играют, (Далее подражать движениям, соответствующим Мячик бросают, содержанию текста). Белье стирают, Пол подметают, Они считают, 3 Щиплют, ласкают, Мои пальцы на руке.
Упражнение “Необычное прощание”.
Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить в центр круга, и прощаться с нами каким-нибудь необычным способом. Все мы будем повторять его действия, прощаясь с ним.
Заключительный этап.
Участники садятся в круг и отвечают на вопросы:
«Как вы себя сейчас чувствуете?»,
«С каким животным, в каком состоянии вы себя можете проассоциировать?»,
«Какие упражнения вам было сложно выполнять?»,
«Какие упражнения вам сегодня понравились и почему?».