Людмила Зарубина
Конспект занятия организованной совместной деятельности «Как устроен мир» в подготовительной группе «Вулкан»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие конструктивных способностей детей, расширение представлений о возможностях использования модулей Ф. Фребеля и конструктора «Банбао».
Задачи:
образовательные: актуализировать знания детей о строении вулкана и об их роли в формировании ландшафта Земли;
развивающие: познакомить детей со строением вулкана, закрепить умение передавать форму предмета при работе с модулями Ф. Фребеля и конструктором «Банбао», развивать мышление, расширить словарный запас детей;
Публикация «Конспект занятия организованной совместной деятельности „Как устроен мир“ в подготовительной группе „Вулкан“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
воспитательные: воспитывать стремление достичь желаемой цели, воспитывать умение слушать воспитателя и других детей.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.
Планируемые результаты: дети проявляют интерес к творчеству, инициативу; имеют представление о вулканах; могут использовать модули Ф. Фребеля, передавая форму объекта.
Предварительная работа: беседа о строении поверхности Земли, подготовка схемы строения вулкана, фотографий вулканов; подготовка опыта, демонстрирующего извержение вулкана.
Материалы и оборудование: модули Ф. Фребеля, конструкторы «Банбао», схема внутреннего строения вулкана и фотографии некоторых вулканов мира, материалы для опытов (пластиковые стаканчики с надписями «Фэйри», «Сода», «Лимонная кислота с водой» и соответствующими материалами, пластиковая одноразовая ложка и тарелка (для каждого ребенка и воспитателя); дихромат аммония, тарелка керамическая, спички, глобус, карта России, магнитофон, мультимедийная установка или телевизор, короткая видеозапись о вулканах, мольберт.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, рассказ, вопросы поискового характера, художественное слово, поощрение, наглядный (демонстрация фотографий вулканов, глобуса, карты России, схемы строения вулкана, демонстрация опыта, практический (работа с модулями Ф. Фребеля и конструкторами «Банбао»; проведение опыта совместно с детьми, использование ИКТ-технологий (мультимедийная установка, магнитофон).
Ход непосредственной образовательной деятельности :
1. Организационный момент.
Воспитатель привлекает внимание детей и говорит:
-Ребята, я рада видеть вас на очередном занятии нашей деятельности «Как устроен мир». Надеюсь, у вас у всех хорошее настроение и вы готовы узнавать интересное и самим изобретать что-то новое? (Ответы детей.)
-Если у кого-то сегодня настроение не очень хорошее, то мы попытаемся его улучшить.
Игра на создание положительного эмоционального настроя. Приветствие сопровождается движениями, дети стоят на ковре в кругу:
Здравствуй, небо!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, земля!
Здравствуй, планета Земля!
Здравствуй, наша большая семья! (Руки поднять вверх.)
(Руками над головой описать большой круг.)
(Плавно опустить руки вниз.)
(Описать большой круг над головой.)
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.)
-Ну, как? Теперь у всех хорошее настроение?
-Значит, все готовы к творчеству и изучению нового. И я приглашаю всех вас занять свои места.
Воспитатель и дети садятся на ковер перед мультимедийной установкой.
2. Беседа о вулкане.
-Ребята, вы уже знаете, что наша планета очень большая и красивая.
Воспитатель показывает глобус.
Напомните, пожалуйста, какие природные объекты на ней находятся. (Горы, реки, моря, пустыни, озера.)
-Какими цветами они обозначены на глобусе? (Ответы детей.)
- А сегодня я хочу познакомить вас очень необычным объектом Земли. А что это за объект вы поймете, послушав такую загадку.
Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую?
(Вулкан)
-Действительно, сегодня мы поговорим о вулканах. Каким вы представляете себе вулкан? (Ответы детей.)
-На нашей планете есть большое количество вулканов. Посмотрите, как устроен вулкан.
Демонстрируется схема строения вулкана и фотографии некоторых вулканов на мультимедийной установке.
-В нашей стране тоже есть вулканы. Посмотрите на карту России.
Детям демонстрируется карта России на мультимедийной установке.
-Больше всего вулканов находится на Дальнем Востоке нашей страны.
- Вулканы оказывают большое влияние на то, как будет выглядеть наша планета. Когда вулкан «просыпается», он извергает пепел, дым, из него вытекает лава. Кто знает, что такое лава? (Ответы детей.)
-Лава – это расплавленные камни и минералы, которые «варятся» в жерле, или на дне вулкана. Потом лава вытекает через кратер наружу. Затем она застывает, каменеет, могут образовываться даже горы.
-Я хочу предложить вам посмотреть небольшой видеоролик о вулканической лаве.
Воспитатель демонстрирует видео вулканов на мультимедийной установке.
-Ребята, а вы хотели бы увидеть извержение вулкана?
Демонстрация 1опыта с участием детей.
-Я хочу предложить вам провести опыт, напоминающий извержение. Хотите попробовать? Для опыта нам потребуются: пластиковые стаканчики с лимонной кислотой, растворенной в воде, «Фэйри» и содой; пластиковая тарелка и ложка. В воду с лимонной кислотой мы добавляем «Фейри» и перемешиваем ложкой. Потом ставим этот стакан на пластиковую тарелку и высыпаем в этот стакан соду. Посмотрите, какая происходит реакция: из стакана, как по жерлу вулкана, поднимается пена. Этот опыт можно проводить и дома, но только под присмотром родителей.
-Вот у нас и получилась модель вулкана.
Демонстрация 2опыта.
-Я хочу показать вам еще один опыт извержения вулкана. Для этого опыта мне понадобится химическое вещество, которое называется дихромат аммония, тарелка и спички. Я насыпаю в тарелку дихромат аммония и поджигаю. Получается «извержение» вулкана. Напоминаю, что со спичками и с огнем можно работать только вместе с родителями.
3. Работа с модулями Ф. Фребеля и конструкторами «Банбао».
-Ребята, вам понравились модели вулкана?
-А хотели бы вы сконструировать свою модель?
-Тогда я предлагаю вам поработать с модулями Ф. Фребеля или конструкторами «Банбао». Вы можете пользоваться любыми из них или комбинировать, только обратите внимание, как выглядит вулкан.
Воспитатель предлагает детям перейти к столам, на которых расположены модули Ф. Фребеля и «Банбао».
-Теперь давайте подготовимся к работе.
Физминутка.
На Земле вулкан стоит, Притаился, будто спит.
Но вот вулкан наш просыпается,
Из жерла лава извергается.
Летит по небу пепел, дым,
Планета замерла под ним.
Последний раз вулкан вздохнул
И вновь на сотни лет уснул.
(Дети стоят, руки перед грудью образуют кольцо.)
(Руки через верх медленно разводят в стороны.)
(Над головой машут руками вправо и влево.)
(Глубокий вдох и медленный выдох.)
(Присели на корточки и присели.)
-Теперь можно приступить к работе над вулканом.
Дети выполняют работу. Воспитатель наравне с детьми делает модель. Во время работы звучит негромкая музыка.
4. Рефлексия.
По окончании работы дети показывают друг другу свои модели.
-Ребята, вам понравились наша сегодняшняя работа?
-Что интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей.)
- С чем вам было интереснее работать: с модулями Ф. Фребеля или конструктором «Банбао»?
-Что бы вы еще хотели создать из этих конструкторов? (Ответы детей.)
-Возможно, что-нибудь из этого мы сделаем с вами на следующих встречах нашего кружка.
-Ребята, мы сегодня с вами хорошо, потрудились, а теперь я предлагаю всем нам отдохнуть. Спасибо.