Ирина Шулепова
НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Загадки природы: вулкан»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Загадки природы : вулкан.
Цель: ознакомление дошкольников с природным явлением — вулканом.
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей с природным явлением - вулканом, причиной его извержения.
Развивающие: Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опыта.
Воспитывающие: Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Словарь: гора, вулкан, кратер, лава.
Публикация «НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Загадки природы: вулкан“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: Цикл НОД «Загадки природы» (камни, горы). Чтение детской энциклопедии «Все обо всем», большая энциклопедия «Почемучек», рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Беседы о вулканах с фактами. Изготовление макета вулкана.
Материалы и оборудование: Иллюстрации вулканов (электронная презентация, макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, уксус)
Ход НОД:
- Мы живем на прекрасной планете Земля. Наша планета живая, с ней происходят различные интересные явления, которые изучают ученые.
- Я предлагаю вам сегодня стать учёными - вулканологами.
- Но сначала вы должны отгадать загадку.
«Я плююсь огнем и лавой.
Я – опасный великан.
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня! (Вулкан)
- Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
Ребята, вспомните, что такое — вулкан?
- Правильно, ребята. Вы уже немного узнали о вулканах. А сегодня я вам расскажу легенду о вулкане (слайд)
“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами”
- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.
- А теперь давайте рассмотрим вулкан (макет вулкана)
- Какую геометрическую фигуру напоминает вулкан?
- А на что похожа верхняя часть вулкана?
- Верно, и называется она кратер вулкана. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю - это жерло вулкана.
Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана, и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.
- Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана?
- А перед тем, как пройти в лабораторию, немного отдохнем.
Физминутка: По дорожке мы шагали, и ворон мы не считали,
Смело скачем мы вперед, где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли, можно крикнуть «1, 2, 3».
- А теперь все вместе пойдем в лабораторию и заставим наш вулкан извергать лаву.
- Давайте попробуем это сделать.
Воспитатель подводит детей к столу, на котором находится макет вулкана. Чтобы наш вулкан начал извергать лаву, нам нужна пищевая сода, жидкое моющее средство, теплая вода, красная гуашь, уксусная кислота.
- Во время проведения опыта необходимо соблюдать правила техники безопасности.
- А теперь я предлагаю наш вулкан разбудить. Я знаю формулу приготовления лавы. Для проведения опыта мне нужен помощник.
- В теплую воду добавляем красную гуашь, хорошо размешиваем и выливаем в жерло вулкана. Добавляем 8 капель моющей жидкости. В жерло нашего вулкана насыпаем 4 столовые ложки соды.
- А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? Верно, это означает, что этой жидкостью нужно пользоваться очень осторожно. Осторожно на вытянутой руке добавляем уксус в жерло вулкана и отходим.
- Посмотрите, что происходит?
- Что вы наблюдаете?
- Что происходит внутри вулкана? Уксус – это кислота. Сода - это щелочь. Они вступают в интенсивную реакцию, в результате которой образуется углекислый газ.
- Молодцы ребята. Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными!
- А сейчас мы нарисуем вулкан и заполним нашу папку юного исследователя по теме «Загадки природы : Вулканы»
- Понравилось вам быть учеными?
- Что было особенно интересно?
- Какой опыт сегодня мы с вами провели?
- На этом наше исследование подошло концу, спасибо всем за работу.