Татьяна Ваганова
Конспект занятия ООД по развитию речи «Пришла зима весёлая» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20 «Земляничка»
ул. 40 лет Октября, д. 7а, г. Кстово Нижегородской области, 607651
тел/факс (83145) 7-52-76, email : zemlanika@list.ru
официальный сайт: https://sad20.ru/
Конспект занятия ООД
с использованием здоровьесберегающих технологий
в развитие речи
«Пришла зима весёлая»
Публикация «Конспект занятия ООД по развитию речи „Пришла зима весёлая“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
(старшая группа)
Подготовила: воспитатель
МБДОУ №20 «Земляничка»
Ваганова Татьяна Александровна
г. Кстово 2019 год
Цель: Создание условий для развития коммуникативных качеств дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий.
Образовательные задачи:
• Уточнять, расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима».
• Совершенствование грамматического строя речи за счет образования относительных прилагательных, согласования прилагательных с существительными в роде и числе, составление простых предложений и распространение их прилагательными.
• Упражнять детей в диалогической речи, в выполнении четких движений.
Развивающие :
• Развивать фразовую речь, умение выразительно рассказывать стихотворения.
• Развивать слуховое внимание, память, творческое воображение детей.
• Развивать умение различать эмоции и выражать их мимически.
• Развивать у детей чувство ритма, координацию речи с движением, общую, артикуляционную, пальчиковую моторику, плавный речевой выдох.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.
• Воспитывать интерес к занятию; бережное отношение к одежде.
• Воспитывать навыки сотрудничества в игре, самостоятельность, доброжелательность, ответственность.
Материалы и оборудование: игрушка – Снеговичок, магнитная доска, предметные картинки с изображением зимней одежды, снежки из бумаги, снежинки для дыхательной игры; картины с изображением зимнего пейзажа, зимних забав: мальчик катается на лыжах, девочка катается на коньках, дети лепят снеговика, дети играют в снежки, дети катаются на санках; искусственные елочки для декораций, птицы, «пенечки», зимняя «полянка»; схемы эмоций; микрофон; клубочек; мультимедийная установка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня. Поприветствуем наших гостей, подарим им свои улыбки.
Игра – приветствие:
Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!
Звучит музыкальный фрагмент завывания вьюги и пурги.
Воспитатель: А, сейчас мы с вами сами изобразим, как воет вьюга ( ответы детей: У – у –у-у-у).
Воспитатель: А, метёт пурга ( ответы детей: Ш – ш – ш).
Воспитатель: Ребята, слышите кто - то к нам стучится. (Заходит грустный, недовольный Снеговик). Здравствуй, Снеговик! Ты почему грустный такой?
«Снеговик»
Загрустил я вдруг, друзья, никому не нужен я.
Я одинок, простужен. Я заброшен, позабыт,
У меня несчастный вид. Один стою, скучаю,
Да звёздочки считаю. Надоела мне зима –
Только вьюги, холода. Ветер воет, да пурга.
Из снежинок кутерьма. Был любимцем детворы,
А теперь и нет игры. Все забыли про меня, прочь холодная зима!
Звучит музыка вьюги. (Снеговик исчезает).
Воспитатель: Ребята, спрячемся от вьюги в домик. (Музыка стихает, ребята находят игрушку маленького Снеговичка).
Воспитатель: Что случилось? А куда же большой Снеговик исчез? ( ответы детей: он пропал, растаял, убежал, его украли).
Воспитатель: Дети, налетела вьюга снежная и заколдовала Снеговика, и он превратился в маленького Снеговичка за то, что он зимушку веселую прогнать хотел. Что же нам делать? ( ответы детей: нужно его нам спасти).
2. Основная часть
Упражнение на эмоции. «Найди настроение снеговика».
Воспитатель: Ребята, а какое настроение у Снеговика? ( ответы детей: грустное, дети рассматривают схемы настроения снеговиков, выражающие различные эмоции (радость, гнев, грусть, стараясь изобразить их на своём лице настроение Снеговика.
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
«Пришла зима»
Пришла зима веселая, с коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной, с волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая подольше не кончается!
Вопросы:
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? ( ответы детей: зима). Почему вы думаете, что это зима? ( ответы детей: потому что все покрыто снегом, и на речке лед). А зимой тепло или холодно? ( ответы детей: холодно). Что делают люди, чтобы не замерзнуть? ( ответы детей: надевают теплую одежду).
Снеговичок: Я тоже знаю, что нужно надевать. (Говорит маленький Снеговичок детским голоском)
Летом, в жаркие часы – только майка и трусы.
А зимою нам нужны: свитер, теплые штаны, шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее. Шапка, свитер…
Впрочем, я…Я запутался, друзья! ( ответы детей: сандалии – летняя обувь)
Воспитатель: Ребята Снеговик хочет вас проверить, знаете ли вы какую одежду нужно одевать в зимнее время года, а помогут нам загадки.
(Картинки с ответами выставляются на магнитной доске).
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в садик,
Вечером – домой. (Валенки.)
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежка.)
Его повяжут мне на шею,
И я уже не заболею.
Закутавшись в него до носа,
Я не боюсь теперь мороза. (Шарф.)
Воспитатель: Все загадки отгадали, теперь мы знаем, какую одежду наденем на прогулку зимой. Но всё ли мы наденем на прогулку то, что отгадали?
( ответы детей: нет, панаму носят летом, а не зимой).
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, собираемся снеговика спасать.
Так давайте же скорее одеваться! (все встают).
Игровой самомассаж «Зимняя прогулка».
(выполнение движений за текстом)
Очень холодно зимой (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой (шаги на месте)
Я надену шапку (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу («завязываем» шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые (показываем кисти рук)
Крошки - рукавички на ручки натяну (поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки (ноги поочередно выставляем на, пяточку)
Возьму с собою санки и на горочку пойду (шаги на месте)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь. У-у-у-ух (Быстрое движение рук вниз).
Воспитатель: На чём поедем? ( ответы детей: на лыжах).
Динамическое упражнение «Мы на лыжах в лес идём»
Мы на лыжах в лес идем (Дети машут руками, словно работают лыжными палками)
Мы взбираемся на холм. Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога. Вдруг поднялся сильный ветер (Руки вверх, вращение туловища вправо и влево).
Он деревья крутит, вертит и среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит (Ловим ладошками снег).
По дорожке, по дорожке, скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке, скачем мы на левой ножке (Подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим (Бег на месте)
До лужайки добежим. Вверх потянулись, всем улыбнулись.
Воспитатель: Вот мы с вами и в зимнем лесу. Как много снега. Ребята, слепим из снега Зайчика.
Пальчиковая игра «Лепим зайчика» (согласование речи с движениями)
Мы лепили снежный ком (Имитация движений)
Ушки сделали потом (Показать ушки)
И как раз вместо глаз, угольки нашлись у нас (Указательными пальцами касаться уголков глаз)
Зайчик вышел, как живой! (Поджать руки к груди, кисти опущены)
Он с хвостом и головой! (Показать хвост, потом обе руки положить на голову)
За усы не тяни - из соломинки они! (Погрозить пальцем)
Длинные, блестящие, точно настоящие! (Развести руки от носа в стороны покачать головой).
Воспитатель: Ой, ребята зимушка зима приготовила для нас задание:
Лексико - грамматические упражнения: «Подбери признаки», «Подбери действия».
Заяц предлагает детям рассмотреть картину с зимним пейзажем на мольберте, ответить на вопросы:
1. Какое время года на картине? ( ответы детей: зима – какая : холодная, морозная, снежная, веселая). По какому признак вы догадались, что это зима? ( ответы детей: снег, снег – какой: белый, пушистый, мягкий, чистый). Назовите снег ласково. (Снежок).
2. Что происходит со снегом зимой? ( ответы детей: падает, кружится, летает, порхает, сыплется, тает). Как мы назовем явление природы, когда снег падает? (Снегопад).
3. А если снега намело огромную кучу. Как мы ее назовем? ( ответы детей: сугробы).
4. А когда падает снег и дует ветер, как назвать это явление? ( ответы детей: метель, вьюга, мороз). Мороз – ( ответы детей: что делает: щиплет, трещит, кусает, рисует)
5. Мороз – какой? ( ответы детей: сильный, злой, крепкий, слабый)
Воспитатель: Ребята, какие вы смышленые, сообразительные, умные. Так много про зиму знаете? Зимушка приготовила для нас еще одно задание, она хочет нас с вами запутать
Игра «Путаница»
Если есть ошибки помогите их исправить.
«Первый зимний месяц называется сентябрь ( ответы детей: нет)
Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают тё плую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы ( ответы детей: нет)
Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользя по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – 8 марта ( ответы детей: нет).
ЕСТЬ такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах ( ответы детей: нет)
Воспитатель: Вы головкой не вертите, только глазками смотрите!
Звучит спокойная музыка «Снежинки падают»
Зрительная гимнастика: «Снежинка»
Мы снежинку увидали, — со снежинкою играли.
(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд).
Снежинки вправо полетели (Дети вправо посмотрели. Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом).
Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели. (Отвести ее влево).
Ветер снег вверх поднимал, и на землю опускал. (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз).
Дыхательная игра со снежинками
Как подул Дед Мороз в воздухе морозном
Полетели, закружились, ледяные звезды. (Дети дуют на снежинки).
Воспитатель: Ребята мне снеговичок говорит, что Зима - чудесное время года! Расскажите, ребята, за что вы любите зиму (Дети присаживаются на полянку).
Воспитатель: А, клубочек нам поможет. К кому клубочек попадёт, тот свой рассказ начнёт. (Составление творческих рассказов на тему «За что я люблю зиму», с помощью сюжетных картинок - мальчик катается на лыжах; девочка катается на коньках; дети лепят снеговика; дети играют в снежки. Дети начинают фантазировать, рассказывая о том, что можно делать зимой, несмотря на мороз и холод, и в результате оказывается, что зима – самое интересное и веселое из всех времен года).
Воспитатель: Снеговичок, а еще ребята знают стихи о зиме.
Дети (читают стихотворения) :
1). Разукрасила зима, белой ватою дома.
Вата там и вата здесь - в снежной вате город весь!
2). В ледяной карете мчится зимушка - зима
Ветер крыльями стучится в сонные дома.
Расцветают скверы, парки снежной белизной.
И мороз возводит арки над тропой лесной.
3). Белая зима пришла, снега много нанесла
Щиплет щечки, щиплет нос, строгий дедушка Мороз.
Снеговичок: Дети, как мне стыдно за то, что я зря Зимушку обидел. Зима, действительно самое лучшее время года. Теперь я это точно знаю.
Звучит музыка вьюги (Прослушивание звукового фрагмента вьюги и пурги).
Дети прячутся в «домики».
Появляется Большой Снеговик (кружится с вьюгой).
Б. Снеговик:
Я весёлый снеговик, с детства к холоду привык.
У меня весёлый нрав. Вместо шляпы у меня
Красивое ведёрко, отличный нос морковкой.
Всю зиму за порядком во дворе слежу.
Глазами - угольками по сторонам гляжу.
Чтоб было больше толку, мне дворник дал метёлку!
Пусть лето не приходит в мой дворик никогда!
Мне лучше для здоровья снега и холода!
Воспитатель: Дети, какое сейчас настроение у Снеговика? ( ответы детей: находят эмоции на схемах - радостное). Спасибо, дети, за то, что вы любите зиму и мне помогли понять, что зима - это прекрасное время года. И хочу подарить вам зимние раскраски. (Снеговик дарит детям раскраски и прощается).
Воспитатель: А, нам пора возвращаться в детский сад.
Из лесу мы идем, через сугробы и пенёчки,
Через веточки и кочки. (поднимаем ноги выше).
1—2—3 в детский сад назад пришли.
Вам понравилось наше путешествие? ( ответы детей: да). Мне тоже очень понравилось, особенно то, что наше путешествие закончилось хорошо. Спасибо!