Ольга Феськова
Конспект занятия ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ц]» Буква «Ц, ц»
▼ Скачать
Тема: согласный звук «Ц». Согласные буквы Ц, ц.
Цель: познакомить детей с глухим согласным звуком «Ц» и буквой «Ц».
Задачи:
Обучающие : учить соотносить букву со звуком Ц, упражнять в умении давать ему соответствующую характеристику (глухой, твердый, согласный, закреплять умение находить и обозначать место звука в слове (начало, середина, конец) определенным символом, формировать умение производить звуковой и слоговой анализ слов, закреплять навыки чтения слов и предложений.
Публикация «Конспект занятия ОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Согласный звук [Ц]“ Буква „Ц, ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие: развивать связную речь, внимание, память.
Воспитывающие: воспитывать самостоятельность и старательность при выполнении заданий.
Оборудование: цветные и простые карандаши, картинка цапли, звуковые фишки синего, красного и зелёного цвета, изображение буквы «Ц,ц», букварь Жуковой Н. С., пропись в клетку.
Ход занятия.
1. Мотивация.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и новой буквой.
-А поможет нам её угадать загадка:
Удивительная птица
На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Ну, конечно, это цапля. (Вывешиваю картинку)
- Ребята, скажите, какой первый звук в слове ЦАПЛЯ?
2. Расширение представлений по теме занятия.
- Произнесите звук Ц.
(Дети произносят звук Ц хором, индивидуально.)
-Как вы думаете, звук Ц гласный или согласный?
(Дети отвечают).
-Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук Ц. Как выходит воздух изо рта (несвободно, толчками). Что является преградой воздуху (язык, зубы).
А теперь положите руку на горлышко и произнесите еще раз звук Ц. Горлышко дрожит?
Дети: -Нет.
-Голос есть (нет). Значит звук Ц какой (глухой).
Звук [ц]- согласный, твердый, глухой.
Игра «Светофор»
Педагог читает слова, услышав звук «ц», дети поднимают синюю карточку и определяют нахождение звука : в начале, середине или в конце слова.
(Цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, теленок, мельница, цепь, яйцо.»
Речевая зарядка.
Ца- ца- ца- я умница.
Цо- цо- цо- покажи свое лицо.
Цу- цу- цу- я иду на улицу.
Цы- цы- цы- к нам летят скворцы.
Ец- ец- ец- в гнезде сиди птенец.
Ица- ица- ица- улетела птица.
Ец- ец- ец- вот и песенке конец.
Игра «Один и много».
Педагог называет один предмет, а дети должны назвать много.
(Курица – курицы, мельница- мельницы, рукавица, пуговица, луковица, лисица.)
Звуковой анализ слова ЦАПЛЯ.
Выкладывание схемы слова, составление из букв разрезной азбуки.
ц — [ц] — согласный, глухой, твёрдый
а — [а] — гласный
п — [п] — согласный, глухой, твёрдый
л — [л’] — согласный, звонкий, мягкий
я — [а] — гласный
В слове 5 букв и 5 звуков.
Знакомство с буквой Ц (показ буквы)
Что за хвостик на конце,
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет,
Комаров не отгоняет.
Вот какая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
- Из скольких элементов состоит буква Ц?
- На что похожа буква Ц?
(Дети прорисовывают букву Ц в воздухе).
Игра Закончить слова слогом ЦА.
-А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА, води (ЦА, певи (ЦА, кури (ЦА, умни (ЦА, больни (ЦА).
7. Составь (отремонтируй) предложение.
-Помогите мне правильно составить предложение.
Цветы, много, в, цветнике, разные.
Курица, цыплята, двенадцать, у, пестрая.
Пять, ручка, на, пальцы.
Хлебница, стол, стоять, на.
Конфетница, в, конфеты, лежать. .
3. Физкультминутка.
Физкультминутка "Цапля".
Цапля серая носатая (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя (руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка, (руки на поясе поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой, (руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая, (на двух ножках, руки к носу)
Целый день стоит, как статуя. (руки на пояс)
4. Тренировочные задания.
Букварь стр. 85-87. (чтение слов и рассказов).
Работа в прописи.
Пишем букву «Ц» и слоги.
Штриховка слона.
5. Итог занятия.
-Давайте ещё раз, вспомним, какой звук «Ц» (согласный, твёрдый и глухой).
-Назовите мне слова, в которых есть звук «Ц». (Ответы детей).
-Молодцы ребята!
-Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов