Наиля Талгатовна
Конспект занятия образовательного клуба «Индивидуализация»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка (индивидуализация)
Цель: создание условий для повышения уровня теоретической и методической компетентности воспитателей по проблеме реализации принципа индивидуализации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Публикация «Конспект занятия образовательного клуба „Индивидуализация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Слайд 1. Добрый день. Сегодня мы с вами обсудим вопрос организации образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка (индивидуализация).
Слайд 2.
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
Слайд 3.
Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха.
Слайд 4.
Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д.
Слайд 5,6. Рассмотрим различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании.
Слайд 7. Таким образом, можно сделать вывод. Индивидуализация….
Слайд 8. Эффективная реализация личностно-ориентированного подхода в обучении возможна в процессе применения проектной технологии и построения вместе с воспитанниками индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих максимально раскрыть потенциал личности.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося: интеллектуального. эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Основная задача педагога- предложить обучающему спектр возможностей и помочь ему сделать выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута.
Слайд 9. Одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы является групповой сбор. Групповой сбор-это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Задачи группового сбора (слайд)
Слайд 10.
Групповой сбор проводиться в круге, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей. Нежелательно использовать групповой сбор для обучения детей каким-то практическим навыкам или превращать его в занятие. В течение дня групповых сборов может быть несколько. Целесообразно проводить :
Слайд 11. Воспитатель может использовать некоторые приемы для приглашения детей на групповой сбор (слайд). С целью предупреждения нежелательного поведения во время группового сбора. Можно использовать такие приё мы как:
обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом: подушечкой, карточкой-символом, звездочкой, цветочком и т. д.
специальные не вербальные сигналы "Тишина", "Внимание";
обращение к правилам группы : "Один говорит- все слушают";
игра-считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность выступлений.
Слайд 12.
Рекомендуется использовать приемы по организации выбора центров активности на групповой сбор:
П/игра "Поезд" : воспитатель и дети - "вагончики" двигаются по центрам активности, рассматривают материалы, дети постепенно выбирают центры и остаются в них;
Дорожка выбора: рулон бумаги (обоев, разделенный на части по количеству центров в группе. Центры, количество одновременно работающих там детей четко обозначены. Ребенок может просто встать на дорожку в том центре, который выбрал, или обвести свою руку, или поставить свою игрушку.
Выставка: Воспитатель на месте группового сбора или недалеко от него устраивает выставку предметов и материалов из различных центров активности. Дети рассматривают выставку и делают выбор.
Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми - карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.
Цветок выбора: разновидность доски выбора. Каждый лепесток имеет обозначение определенного центра. Дети обозначают свой выбор, выкладывая свои карточки на лепестки. Разноцветные лепестки могут быть разрезаны на такое количество частей, сколько детей могут играть в данном центре одновременно. Дети разбирают части лепестков по своему выбору.
Картограф с обозначенными центрами: еще один вариант доски выбора. Дети обрисовывают свою руку в том центре, который выбрали или пишут свое имя на листочке и приклеивают его на выбранный центр.
Индивидуальные маршрутные листы с план- схемой группы, на которой обозначены центры активности. Ребенок рисует план своего перемещения по группе и центрам.
Индивидуальные листы выбора : эти листы составлены на несколько дней (недель). Центры обозначены, около каждого обозначения расчерчены клеточки. Ребенок, выбрав центр, закрашивает клеточку. После того, как дети выбрали центры и спланировали работу в них, групповой сбор заканчивается, и дети от планирования постепенно переходят к реализации своих планов.
Слайд 13.
Значение развивающей предметно-пространственной среды в индивидуализации воспитанников очень важно.
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др., чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу. В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющиеся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.
Слайд 14.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются компоненты детской субкультуры. В группе может работать стенд или уголок «Мое настроение», «Уголок именинника».
В центре «Мои достижения» или «Я научился» воспитатель совместно с ребенком фиксируют его достижения.
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.
В каждой группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.
Визитная карточка группы
«Звезда недели»
Стенд «Ура! Я научился!»
Стенд «Я дежурю»
«Экран настроения»
Коллекционирование / Мини-музей
«Портфолио семейного успеха» и многое др.
Важно привлекать родителей к организации предметно-пространственной среды. Воспитатели организуют детей для создания совместных дидактических игр, привлекая к этой деятельности и родителей. Постоянно организуются выставки и фотовыставки: - «Как я провел лето», «Жизнь в детском саду», «Новый год в кругу семьи», «Моя спортивная семья» и др. Родители вместе с детьми создают детские Фотоальбомы. Проводятся совместные мероприятия группы, детского сада.
Слайд 15.
Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю воспитательную и образовательную систему : в режимных моментах, во время прогулки, в самостоятельной деятельности, ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне. Воспитывая интерес к чему-либо следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.
К индивидуальной работе необходимо привлекать родителей как участников образовательного процесса. Это послужит как для повышения педагогической компетентности родителей, так и для повышения значимости семьи для ребенка.
При условии эффективного построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка (индивидуализация) возможно добиться успеха каждого ребёнка.