Забатурина Наталья
Конспект занятия по развитию речи детей с речевым нарушением «Путешествие в сказочный город» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в сказочный город
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 88»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Образовательная деятельность: «Развитие речи детей с речевым нарушением, посредством дидактических нетрадиционных материалов».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей с речевым нарушением „Путешествие в сказочный город“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Тема: «Путешествие в сказочный город»
группа компенсирующей направленности детей в возрасте от 5 до 7 лет
Подготовила : воспитатель
Забатурина Наталья Михайловна
г. Оренбург, 2022 г.
«Путешествие в сказочный город»
Цель: Развитие активного словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических нетрадиционных материалов.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать совершенствовать речь, в том числе ее звуковую сторону;
- продолжать учить составлять короткий описательный рассказ по картинке;
Развивающие :
- развивать у детей речь, словесно – логическое мышление, внимание, воображение, образное восприятие;
- активизировать в речи глаголы;
-закрепить знания детей о единицах речи : звук, гласный звук, согласный звук;
-развивать находчивость, сообразительность, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать желание помочь другому человеку;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Предварительная работа:
-провела беседы «Что такое алфавит», «Откуда азбука пришла»;
- познакомила детей с образованием гласных и согласных звуков;
- проводила игры на изучения гласных и согласных звуках;
- разучила физкультминутки,
Оборудование: телевизор, ноутбук, ворота, желтый воздушный шар (привязан за окном, большой синий гелиевый шар (для имитации полета на воздушном шаре, таблица «синквейн», мнемо-схемы, стихотворения в картинках; речка из ткани, деревянный мост, дерево в полный рост ребенка, прозрачные коробочки с манкой и трубочкой на каждого ребенка.
Виды детской деятельности:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательная.
Продуктивная.
Музыкально – художественная.
Ожидаемые результаты:
- активное участие в познавательной деятельности;
- развитие у воспитанников познавательного интереса;
- проявление эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, любознательности.
- воспитание нравственных качеств.
Критерии оценки деятельности детей на занятии.
1. Ребёнок активно участвует во всех видах деятельности.
2. Проявляет самостоятельность.
3. Сопереживает.
4. Эмоционально реагирует.
5. Соподчиняет мотивы.
6. Проявляет волевое усилие.
7. Аргументирует свой ответ.
План занятия :
1. Вводная часть:
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Анализ, обследование, выводы. 5 мин
2. Основная часть:
Показ слайдов, комментирование.
Определение способа помощи. 20 мин
Планирование.
3. Заключительная часть:
Оценка деятельности детей. 5 мин
Подведение итога занятия.
Продолжительность занятия : 30 минут.
Части занятия Содержание
1. Вводная часть.
Создание проблемной ситуации.
Создание мотивации для деятельности детей.
Определение цели
3 мин
2. Основная часть. Проектирование, решение проблемной ситуации.
Выполнение заданий.
Продуктивная деятельность.
20 мин.
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности. Подведение итогов.
2мин
Дети играют в различные игры, в это время замечают за окном воздушный шар.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это такое? (ответы детей). К нам прилетел воздушный шарик, а к нему, что-то привязано (ответ детей письмо, воспитатель открывает окно, забирает шарик). Да это письмо, ребята. Интересно, от кого? (педагог читает надпись на конверте). Это от жителей волшебного города, для детей группы «Тилимилитрямия». Посмотрим, что же там написано (педагог достает из конверта письмо о помощи от жителей сказочного города).
«Здравствуйте ребята! В нашем сказочном городе случилась беда. Снежная Королева заколдовала солнце. Теперь в городе темно и холодно, и весна никак не может найти к нам дорогу! Помогите нам, пожалуйста!».
Воспитатель: Что же делать? Как мы можем помочь городу? (ответы детей).
На чем можно отправиться в сказочный город? (ответы детей).
Конечно, для путешествия у нас есть «волшебный воздушный шар» (воздушный шар прикреплен в середине, вокруг стоят стулья).
Здесь в конверте, есть что то еще (ответы детей - фонарик). Возьмем его с собой, вдруг пригодится.
Эмоциональная разрядка (звучит сказочная музыка).
Закройте, пожалуйста, глаза, возьмитесь за руки и представьте, что мы летим на большом воздушном шаре сквозь облака и тучи. Внизу леса, поля, дома, магазины, детские сады и школы.
А вот мы пролетаем над рекой, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
Вот мы с вами и прилетели в сказочный город (дети открывают глаза, встают со стульчиков и проходят к центру группы, где стоят закрытые ворота).
Д/ и: «Что мы видим?»
Воспитатель: Как в любом сказочном городе, на границе стоят волшебные ворота, а на них висит замок. Что бы попасть в город, что мы должны сделать? (ответы детей).
Пальчиковая гимнастика:
Соединим наши пальчики в "Замок"!
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Постучали, (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы,
Покрутили, (не расцепляя пальцы, крутим кулачками)
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская замок полностью)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны).
- Ну, вот и ворота открылись, молодцы ребята!
(одновременно со словами воспитателя включается слайд)
Слайд № 1 (сказочный город внутри, все в снегу).
Слайд № 2 (солнышко грустное, без лучиков).
Воспитатель: Посмотрите на солнышко, почему оно грустное?
Дети: У него нет лучиков.
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь солнышку? (ответы детей).
Что нам может помочь и расколдовать солнышко?
А что еще было в конверте, вместе с письмом? (воспитатель обращает внимание детей на фонарик).
Воспитатель: Чтобы волшебный фонарик нам помог, нужно дружно произнести слова.
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи (свечу фонариком, свет падает на доску, где расположена игра «синквейн»).
Задание 1: д/ и синквейн: «Время года-весна».
(Воспитатель задает наводящие вопросы).
Что изображено на картинке?
Весна, какая? (отвечает каждый ребенок – красивая, чудесная теплая, долгожданная, холодная, мокрая, уникальная).
Весна, что делает? (ответы детей - приходит, наступает, оживляет, воодушевляет, согревает, уходит).
Как можно сказать одним предложением? (ответы детей : Весна - чудесная пора. Весна - одно из времён года).
Как можно сказать одним словом о весне? (ответы детей – красавица, солнце, лето).
Слайд № 3. Выполнив задание, у солнышка на экране появляется лучик (со звуком).
Воспитатель: Молодцы, а чтобы узнать, куда двигаться дальше, скажем все вместе:
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи (свечу фонариком, свет падает на алфавит).
2 задание: д / и: «Гласные и согласные звуки».
Воспитатель: Ребята, куда упал луч фонарика? (ответы детей).
А здесь чего-то не хватает? (ответы детей). Как вы думаете, куда делись буквы? (ответы детей). Посмотрите, что это у нас на столах? Предлагаю подойти к столам и посмотреть, что это.
В пластиковом контейнере на дне наклеена буква и засыпана манной крупой. Ребенок через трубочку раздувает крупу, видит букву и дает характеристику. Называет любое слово на свою букву. С помощью воспитателя из открытых букв составляются слова «Весна» и «Цветы».
Слайд № 4. По окончанию задания, на экране у солнышка появляется лучик (со звуком).
Воспитатель: Вы молодцы, и с этим заданием справились!
Отправляемся дальше. Произносим слова:
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи (свечу фонариком, свет падает на мост через реку).
Воспитатель: Чтобы добраться до реки, используем веселую физкультминутку:
По дорожке ты шагай, ноги выше поднимай (шаг с высоким поднятием колена).
На носочках ты шагай, свою спинку выпрямляй (ходьба на носках, руки в стороны).
И попрыгай по дорожке, хороши пружинки – ножки (прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
Дальше веселей шагай, маршируй, не отставай.
Задание 3: д/ и: «Волшебный мост»
Воспитатель: Вот мы и добрались до моста (слышится громкое журчание реки). Слышите, как сильно шумит вода в реке? Что бы перейти через реку, проходя по мосту, нужно ответить на вопрос, что делает река? (ребенок, проходя по мосту должен описать движение реки одним глаголом).
Дети. Река:
- течёт,
- бежит,
- журчит,
-шумит,
-плещется,
-бурлит,
-волнуется,
-шипит
-блестит.
Слайд № 5. По окончанию задания на экране у солнышка появляется следующий лучик (со звуком).
Воспитатель: Вот и еще один лучик мы добыли своими знаниями! Молодцы ребята, и нам пора за последним лучиком, произнесем волшебные слова:
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи. (Свечу фонариком, на одиноко стоящее дерево)
4 задание: д/ и: «Прочитай стихотворение» (используя мнемотаблицы, дети произносят слова, которые складываются в стихотворения и тем самым возвращают листья дереву).
Воспитатель: На что упал этот лучик фонарика?
Дети: На дерево.
Воспитатель: Да, это дерево. Что появляется на дереве весной? (ответы детей). А на этом дереве вместо листочков какие то странные схемы.
Воспитатель: Как мы сможем помочь дереву, чтобы стали появляться почки и листочки? (ответы детей).
(в этом задании делю детей по парам, прошу рассмотреть и подумать, потом прочитать стихотворение по мнемотаблице).
Слайд № 6. По окончанию задания на экране у солнышка появляется следующий лучик (со звуком). Воспитатель эмоционально обращает внимание всех детей на экран телевизора, где у солнышка появляются все лучики (со звуком) и оно улыбается (тем временем, сухое дерево меняется на дерево с почками).
Воспитатель: Ну, какие же вы молодцы, справились, с этим заданием и дерево снова ожило, на нем появились почки! И еще, вернули последний лучик.
Слайд №7. На экране в сказочном городе светло, ярко светит солнышко.
Воспитатель: Вот и засияло солнышко в этом замечательном городе. Его жители говорят вам: «Огромное спасибо!»
Воспитатель: Нам пора возвращаться в наш детский сад. Попрошу занять свои места в воздушном шаре.
Звучит музыка.
Закройте, пожалуйста, глаза, возьмитесь за руки и представьте, себе, что лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали всё, всё, всё во круг.
Воспитатель: Вот мы и прилетели. Ребята, где мы с вами побывали? (ответы детей). Что мы делали? (ответы детей). Молодцы. Спасибо вам большое за это путешествие. Скажем гостям до свиданья.