Зугра Бурангулова
Конспект занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Речевое развитие
Тема занятия : «Юные исследователи»
Возрастная группа: Средняя группа «Б»
Проводила воспитатель МБДОУ
«Плешановский детский сад №1»
Бурангулова Зугра Хасановна
1. Задачи:
1. Расширить представление детей о природе.
2. Развивать умения детей замечать и называть изменения в природе.
Публикация «Конспект занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух: различение на слух называние слов, в составе которых встречается определенный звук, формировать умения детей проговаривать чистоговорки, скороговорку.
4. Пополнить и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближнем окружении.
5. Развивать умения детей подбирать глаголы к определенному существительному.
6. Ввести в словарь детей существительные, образованные из двух слов, фразеологизмы.
7. Развивать умения описывать дерево, картину на тему «Осень».
8. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе наблюдений в окружающей действительности; воспитывать бережное отношение к природе.
2. Виды детской деятельности:
Учебная игра - занятие
3. Методы и приемы реализации содержания занятия :
словесные методы - беседа с детьми о времени года, чтение стихов об осени, рассматривание картин, игровые упражнения;
наглядные методы – использование демонстрационного, раздаточного материала, картинки «Деревья», осенний листочек; картинки про осень.
практические методы – здоровьесберегающие упражнения.
4. Подготовка к занятию :
Предварительная работа: Беседа с детьми о времени года – осени, чтение стихов об осени, рассматривание картин об осени.
Материал:
Раздаточный: Картинки на тему «Деревья», «Осень»
Демонстрационный – магнитная доска с картинками, осенние листочки.
5. Индивидуальная работа: с Мишей, Сашей, Артемом - закрепить умение проговаривать скороговорку.
Ход занятия
1. Организационный момент
Постановка цели занятия
- Ребята, мы сегодня с вами будем исследователями. Отгадайте загадку, вы узнаете, что мы сегодня будем исследовать :
Солнце греет очень мало, время золота настало.
Листья желтоватые летят, скоро голый будет сад.
Птицы в своры собрались, звери в спячку улеглись.
У кого друзья не спросим: к нам пришла, ребята…
Наш объект – Осень. Как вы думаете, что про Осень мы можем рассказать нашим гостям из ваших наблюдений?
(ответы детей)
2. Основная часть.
1. ЗКР – звук (О)
а). Артикуляционная гимнастика:
«Бегемот» : Рот пошире открываем, в бегемотиков играем:
широко откроем ротик, как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.
А потом закроем рот – отдыхает бегемот.
«Слон» :
Буду подражать слону: губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
«Лягушки» :
Подражаем мы лягушкам: тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки – я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем и нисколько не устанем.
«Часики» :
Тик – так, тик-так, Язычок качался так,
Словно маятник часов, ты в часы играть готов?
«Шарики» :
Я надул воздушный шарик, укусил его комарик,
Лопнул шарик, не беда! Новый шар надую я!
- Ребята, наши язычки готовы к работе: выделим первый звук из слова Осень (дети проговаривают слово, затем выделяют звук (О).
(О) – едет в машине
(О) – поднимаемся в гору, спускаемся;
(О) – плывем по волнам;
(О) – устали;
(О) – огорчились
(О) – обрадовались.
б). Дидактическая игра «Услышь звук (О) в словах».
- Ребята, для следующего исследования нужно, чтобы работали ваши уши: я сейчас назову слова. Если вы услышите в словах звук (О, то хлопаете в ладоши, а если не услышите, то не хлопаете.
Слова: листок, облако, небо, лист, солнце, дождь, ветер, лужа, дерево.
в) Ребята, закрепим звук (О) :
Чистоговоркой:
Погоняем лошадку – нооооо
Гусь с гусятами гогочут – го,го,го,го.
Курица говорит цыплятам – ко,ко,ко,ко, ко,ко, не ходите далеко
Ой,ой,ой – заинька косой
Ко,ко,ко – прыгнул далеко
Но,но,но - как в лесу темно!
Но,но,но – открыли мы окно.
Скороговоркой:
Ослик был сегодня зол, он узнал, что он – осел.
Вывод: Ребята, мы исследовали первый звук в слове «Осень» и покажем гостям, что он живет в этом доме – выставляем букву О на магнитную доску.
2. Гимнастика для глаз с листочком:
- Ребята, к нам прилетел осенний листочек. Давайте исследуем нашими глазами, куда он полетит. (Гимнастика для глаз)
3. Дидактическая игра «Листья что делают?»
Ребята, я хочу, чтобы вы вспомнили из ваших наблюдений, что же делают листья осенью? Пусть каждый из вас ответит листику, что листья делают осенью? (Ребята передают осенний листик по очереди, подбирая глагол)
Вывод: итак, мы исследовали осенний листик с вашей помощью, ребята, теперь можем поместить его на магнитную доску.
Продолжаем наши исследования, и теперь мне нужны самые внимательные исследователи. (Вова, Коля, Милена, Павла, Макс, Миша)
4. Дидактическая игра «Опиши дерево» - ребята описывают дерево, растущее на участке детского сада, не называя его, а дети должны отгадать, «Какое это дерево?»
Словарная работа: Ребята, а про кого так говорят «Дрожит, как осиновый лист» - (Ответы детей)
Вывод: на участке детского сада растут: береза, липа, осина, елка, сосна, рябина.
5. Физминутка
а) Исследователи, давайте вспомним, как мы помогали овощам расти. (Дети в хороводе исполняют потешки «Иван, Иван вырывай бурьян», «Капуста виласта»)
• Иван, Иван, вырывай бурьян, чтоб росла морковка, большая, как мутовка,
Чтобы росла репка, сладкая и крепкая,
Чтобы вырос огурец, длинноусый молодец.
• Капуста виласта, не будь голенаста, не будь голенаста, а будь пузаста.
б) А теперь будем солить капусту «Пальчиковая гимнастика «Мы капусту солим» :
• Мы капусту рубим, мы морковку трем, мы капусту солим, а теперь все это перемешиваем, сами пробуем и угощаем: «Кушайте, гости дорогие!»
в) Физминутка «Озорники»
Закружился надо мной дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош, где еще такой найдешь?
Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала.
Мы плясали как друзья – дождь из листиков и я!
Словарная работа - ребята, а как называется этот дождь из листиков? (Ответы детей) Ребята, а я хочу вам сказать, что слово «Листопад» образовано из двух слов – Лист и падать.
А теперь понаблюдайте, как у меня падают листочки. Как упал желтый листочек? А как упал красный листочек? Как вы думаете, почему они упали по разному?
г) Дыхательная гимнастика:
Ребята, давайте подышим воздухом Осени, а теперь при выдохе изобразите шум сильного ветра, слабенького ветра в лесу.
6. Подведение итога занятия
«Дидактическая игра «Опиши свою картину»
- Ребята, а теперь вернемся к нашим исследованиям : назовите художника, написавшего картину про осень? (Ответы детей)
А закончим мы наше занятие тем, что вы превратитесь в юных художников. Представьте, что эти картины написаны вами. Вам нужно выбрать картину про осень и рассказать, что вы изобразили на своей картине? (Дети выбирают картинки про осень, затем описывают эту картинку).
1. Ребята, какое время года мы с вами исследовали?
2. Какой звук живет в этом доме?
3. Назовите деревья, растущие на участке детского сада?
А закончим мы наше занятие СИНКВЕЙНОМ на тему «Осень» – что это? (это короткое стихотворение).
1. Осень
2. Осень какая (Выбор 2 прилагательных)
3. Осень что делает? (назвать 3 глагола)
4. (Составляем предложение про осень, не называя это слово)
5. (Ассоциация на слово Осень)
1. Осень
2. Ранняя, золотая
3. Идет, наступает, приходит.
4. Птицы улетели в теплые края. (Деревья пожелтели, Дети пошли в школу, С огорода убрали урожай, С деревьев падают листочки)
5. Время года, Погода, Явления природы.
1 ребёнок
Ежели на деревьях листья пожелтели,
Ежели в край далёкий птицы улетели,
Ежели небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года в осеннюю пору зовётся.
М. Ходякова
2 ребёнок
Вот на ветке лист кленовый.
Сегодня он совсем, как новый.
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой.
В. Берестов
3 ребёнок
В саду осеннем, у дорожки,
Осина хлопает в ладошки.
Вот почему на той недельке
Её ладошки покраснели.
Р. Сеф