Наталья Киселева
Конспект занятия НОД в подготовительной группе «Рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия НОД в подготовительной группе. Рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
Подготовила воспитатель : Киселева Н. В., г. Ставрополь.
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», Художественно – эстетическое».
Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, коммуникативная, изобразительная.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия НОД в подготовительной группе „Рассказ по картине В, М, Васнецова „Богатыри“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Васнецов В.М., художник, знакомство с картинами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской : Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;
- Познакомить детей с репродукцией картины В. М. Васнецова «Богатыри».
-Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);
- Развивать мышление, умение делать выводы, обосновывать суждения.
-Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Цели: закреплять умение рассматривать картину (В. М. Васнецов «Богатыри», слушать рассказывание; учить составлять рассказ по картине; отрабатывать умения пользоваться кистью, смешивать краски.
Целевые ориентиры дошкольного образования: различает жанры литературных произведений; знает структуру и особенности исполнения былины; имеет представление о творчестве художника В. М. Васнецова; Умеет составлять описательный рассказ по картине «Богатыри», употребляя в речи образные выражения, синонимы и антонимы; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, воспевающие красоту русских богатырей и русской природы; самостоятельно выполняет рисунки цветов разными способами; умеет правильно смешивать краски.
Словарная работа: обогащение и активизация словаря: шлем, кольчуга; лук и стрелы, щит и меч, копье – доспехи; дружина, дозор, Русь, Родина, Отчизна.
Предварительная работа: чтение «Илья Муромец» (Былина, сост. С. Чипурина, А, Митяев «Богатыри. Волх Всеславьевич», р. с. «Бой на калиновом мосту», С. Романовский «Русь»; просмотр мультфильмов «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей – разбойник»; рассматривание репродукций картин художников-передвижников: В. Верещагина; В. Васнецова; И. Шишкина; А. Саврасова, И. Левитана; слушание фрагмента «Богатырской симфонии» А. Бородина, произведений П. И. Чайковского.
Материалы и оборудование: картина В. М. Васнецова «Богатыри»; аудиозапись музыки; гуашь, кисти, листы бумаги.
Ход занятия.
1. Вводное слово воспитателя.
И садился тут Илья да на доброго коня,
Брал с собою доспехи богатырские :
Во- первых, брал палицу булатную,
А еще брал саблю вострую, А еще брал лук со стрелами, И поехал он из города Киева.
Воспитатель: Что это за произведение? (Это отрывок из былины.) Что такое былина? Былина – это русская народная песня- сказание о богатырях. О ком эта былина? (Эта былина об Илье Муромце.) Что вы знаете об Илье Муромце? (Илья Муромец – это крестьянин из города Мурома, стоял на защите русской земли и т. д.) Воспитатель: Как исполнялись былины? (Их исполняли распевно, тягуче, сопровождая игрой на гуслях.)
2. Рассказ воспитателя по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
Воспитатель: В некотором царстве, в не котором государстве жил- был добрый волшебник. И, как все добрые люди, делал добрые дела- приносил людям радость. Был он художником. Звали его Виктор Михайлович Васнецов. В студенческие годы он увлекался былинами, протяжными, как дорога в степи. Один из былинных рассказов так понравился Виктору Михайловичу, что он выписал его к себе в тетрадь:
Под славным городом Киевом,
На тех степях на днепровских
Стояла застава богатырская,
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович…
А и конь под Ильей, словно лютый зверь,
А и сам конь, как ясный сокол!
А и был на заставе Добрыня Никитич млад,
И пошел его добрый конь богатырский
С горы на гору перескакивать,
С холма на холм перешагивать.
А и был там Алеша Попович лад,
Что из красна города из Ростова.
Воспитатель: Рассмотрите картину В. Васнецова «Богатыри». Кто изображён на ней? (На картине изображены древнерусские богатыри Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич.) Три богатыря зорко стоят на страже границ Родины. Число три на Руси имело значение множественности, поэтому трех богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих русскую землю, воспринимают так, словно весь народ охраняет свою землю.
-Где происходит действие? (В Древней Руси.)
-Где стоит богатырская застава? (На просторе Руси.)
Чтобы это подчеркнуть, художник построил картину особым образом. Вот она – богатырская застава : мимо нее ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит! На Границе степи и леса стоят богатыри. Прекрасны и суровы необъятные просторы Родины. Пейзаж скромный, степной. Степь поросла ковыльной травой, вдали видны холмы, перелески. В бескрайнем небе клубятся тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи.
-Какое чувство вызывает у вас окружающая природа? (Тревоги, торжественности.) Пейзаж прост, он не отвлекает внимания от героев- богатырей.
Рассмотрите фигуры богатырей. Всадники заняли почти все пространство картины. Кони упираются в землю у нижнего края полотна, а верх завершают стальные шлемы. Мы видим богатырей всех вместе. Они олицетворяют народную силу. Этого впечатления и добился Васнецов. В чем богатырская сила? (Ответы детей.)
Художник не скупился на подробности. И каждая деталь имеет свой смысл.
Центральная фигура – Илья Муромец. Как вы думаете, почему? (Ответы детей. (Он старше других, самый главный на заставе.) Рассмотрите, как он выглядит. Что чувствуется во всем облике богатыря? (Мужество, сила, мощь.)
-Куда смотрит богатырь? (Он смотрит в даль)
-Рассмотрите воинские доспехи богатырей. Чем защищены их головы? (Шлемами.)
-Какую форму имеет шлем? (Он высокий, остроконечный.) Из какого материала он сделан? (Из железа, меди.)
-Чем защищена грудь, спина и руки богатыря? (Они защищены кольчугой.) Кольчуга- это старинный русский доспех в виде рубашки из металлических колец.
-Что держит богатырь в левой руке? (Щит.)Для чего он нужен? Хорошо виден щит у Добрыни. Щиты делали из железа, меди, кости, дерева: на лицевой стороне было выпуклое украшение посередине, а кругом- кайма. Чем вооружен Илья Муромец? (У него палица и копье.) А Добрыня Никитич, Алеша Попович? (Мечом, луком со стрелами.) Лук и стрелы были на вооружении у каждого богатыря. Стрелы носили в колчане на правой стороне, пристегнутыми к поясу, а с левой стороны – лук в специальном чехле.
-Рассмотрите богатырского коня Ильи Муромца. Какой он? (Вороной, могучий, статный, сильный.) Как можно описать позу коня? (Стоит, точно в землю врос; изгибает крутую шею, стоит величаво, высоко поднял голову, гривой потряхивает.) Чем украшена грудь коня? (Она украшена кожаным ремнем с украшением.)
-Какое впечатление возникает у вас, когда вы смотрите на Илью Муромца? (Чувствуется спокойствие, надежность, уверенность, выдержка, мудрость.)
-Посмотрите на Добрыню. Этот витязь также спокоен, как Илья Муромец? (нет, на картине видно, что путь белогривому коню, на котором восседает Добрыня, преграждает копье Ильи Муромца.)
Художник, видимо, хотел подчеркнуть, что этот богатырь не так рассудителен и спокоен, как Илья Муромец. Добрыня отважен, смел и силен, но более нетерпелив: он готов в любую минуту ринуться на врага, он сжимает рукоятку меча.
-Рассмотрите Алешу Поповича. Опишите его лицо. (Густобровый, над губой чернеют усики. Глаза лукавые, его взгляд говорит о хитрости, смотрит не прямо, а искоса. Где не может взять силой, возьмет хитростью.)
-Рассмотрите одежду Алеши Поповича. (Одежда красива и богата. Широкие молодецкие плечи туго обтянуты серебристой кольчугой.) Как вооружен Алеша Попович? (Луком и стрелами.) В одной руке наготове держит лук со стрелами, а в другой, опущенной – плетку, чтобы мигом подстегнуть коня. А за спиной Алеши видны гусли, прихватил их молодец даже на богатырский выезд. Да и по всему видно, что Алеша Попович и поэт, и гусляр. Есть в его живом взгляде, в выразительном смуглом лице что –то задорное.
3. Вот мы с вами и рассмотрели картину В. М. Васнецова «Богатыри», вы засиделись и нам с вами надо размяться. Вставайте в круг, закрывайте глаза и представьте, что вы стали богатырями. (Звучит музыка и дети делают физкультминутку).
Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встали раз, два, три -
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек
И на право, и еще через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо – получается на славу!
4. Рисование богатырей по образцу.
- Веселые краски нарисовали обширные, необъятные просторы нашей страны. И мы с вами превратимся в маленьких художников и попробуем нарисовать наших богатырей по образцу, и разместим их на нашей с вами картине.
Рефлексия.
Воспитатель: Ну вот мы с вами рассмотрели картину В. Васнецова «Богатыри» и попробывали нарисовать богатырей по образцу.
- Какое впечатление произвела на вас эта картина?
- Что вы узнали о богатырях?
- Какие новые слова вы узнали?