Токарева Любовь Витальевна
Конспект занятия по обучению пересказыванию в подготовительной группе «Рассказ Ю. И. Коваля «Стожок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
Обучающая- формировать целенаправленное восприятие и анализ текста, развить навык планирования пересказа (с опорой на наглядность);
Публикация «Конспект занятия по обучению пересказыванию в подготовительной группе „Рассказ Ю, И, Коваля „Стожок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Речевая- закреплять навык у детей грамматически правильно оформлять свое высказывание, продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
Воспитательная- воспитывать любовь и интерес к художественному слову.
Оборудование и материалы:
- рассказ Ю. Коваль «Стожок»
- графические схемы для рассказа
- конверты, разрезанная картинка (медведь)
- карточки-подсказки
- меховая жилетка, платочек, шляпка, очки.
- панорама к рассказу, мольберты, магниты, аудиокассета.
1. Чтение рассказов и сказок (с воспитателями) : И. Соколов-Микитов «В берлоге», «Медвежья семья»; Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Медвежья горка»; В. Бианки «Купание медвежат»; Ю. Коваль «Стожок»; «Медведь» (по сюжету Б. Сергункова) и др.
2. Изучение лексической темы «Дикие животные»
3. Работа с графическими схемами
4. Подбор признаков и действий к предмету, образование родственных слов
5. Рисование медведя (организация выставки работ)
Ход:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.
Станем рядышком друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
Знаете, вы ведь не просто поздоровались, а пожелали им здоровья.
Сейчас, ребята, мы поиграем в следопытов. Каждый из вас должен найти конверт с помощью моей подсказки.
Педагог раздает детям подсказки, с помощью которых они смогут найти конверты с фрагментами разрезной картинки. Каждая подсказка содержит графическое изображение предлога и предметную картинку. Например, предлог «под» и картинка с изображением стула. Значит, конверт следует искать под стулом. (За ширмой, на столе, в коробке, под книгой и т. д.)
Молодцы, ребята, вы нашли все конверты. Давайте откроем их и посмотрим, что в них лежит. В них лежат какие-то фрагменты.
Как вы думаете, мы можем собрать их в одну картинку?
Конечно, можем, давайте прямо сейчас их соберем.
Когда все конверты найдены, дети собирают на мольберте разрезную картинку с изображением медведя. Звучит тихая музыка.
Ребята, посмотрите, кто изображен, на картинке?
Правильно, на ней изображен медведь.
Воспитатель: А кто знает и сможет назвать родственные слова к слову «медведь»?
Дидактическая игра «Родственные слова»
Цель: Закрепление навыков словообразования, подбор родственных слов к слову «медведь».
Дети подбирают родственные слова к слову "медведь".
(медвежонок, медведица, медвежий, медвежатина, медведушка, медведище, медвежатник, медвежьи (следы).
А какие вы знаете сказки, рассказы с этим животным?
Дети: И. Соколов-Микитов «В берлоге», «Медвежья семья»; Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Медвежья горка»; В. Бианки «Купание медвежат»; Ю. Коваль «Стожок»; «Медведь» (по сюжету Б. Сергункова) и др.
Да, правильно, есть очень много различных сказок, рассказов, в которых героем является медведь.
Сегодня мы с вами вспомним интересную историю про медведя, которую поведал нам в рассказе «Стожок» Юрий Коваль.
Рассказ не только интересный, но и поучительный.
Чтение текста
Чтение отрывка проводится без установки на запоминание и пересказ.
Воспитатель выставляет на мольберт графические схемы, соответствующие содержанию, и читает по книге.
Воспитатель: ранее мы с вами этот рассказ читали, поэтому я прочитаю вам отрывок из этого рассказа. А вы постарайтесь его вспомнить.
Послушайте начало рассказа. Слайд 2
У излучины реки в старой баньке жил дядя Зуй со своею внучкой Нюркой. Еще летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена : поставил стог не на землю, а на сани, чтобы легче было зимой сено из лесу вывезти. А когда наступила зима, внучка напомнила деду про сено.
Воспитатель: А вот что произошло дальше.
Привез дядя Зуй сено из лесу. Стал лошадь распрягать.
- Ты чего, Зуюшка, привез? – кричит ему соседка Пантелеевна.
- Сено, Пантелеевна, чего же еще? – отвечает Зуй.
- А на возу у тебя кто?
Глянул дядя Зуй на стог и как стоял, так и сел в снег. Страшная какая-то, кривая да мохнатая морда выставилась с воза – медведь! «Рру – у!»
Медведь зашевелился на возу, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал. Рявкнул медведь и пропал в елочках.
Стал народ собираться. Толпятся люди, разглядывают медвежьи следы, говорят: «Вот какую берлогу себе медведь придумал – Зуев стожок».
Фонетико-фонематическая физкультминутка. Гласные звуки
«А, У, И, О, Э, Ы»
А – ротик шире детвора ААА руки вверх
У – губки хоботком тяну УУУ руки вперед
И – губки к ушкам растяни ИИИ руки в стороны
О – губки колесо ООО руки кольцом перед собой
Э – повторяем дружно ЭЭЭ руки овалом сзади
ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ руки овалом спереди
Активно работают губы. Произносим на выдохе сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями 2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.
Содержательный и языковой разбор текста
На все вопросы дети дают полные, развернутые ответы.
В: Как звали героев рассказа?
Героев рассказа звали дядя Зуй и Нюрочка.
В: Что забыл летом в лесу дядя Зуй?
Дядя Зуй летом забыл привести сено из леса.
В: Кто привез сено из леса?
Сено из леса привез дядя Зуй.
В: Кто встретил дядю Зуя в деревне?
Дядю Зуя встретила Пантелеевна.
В: Что она сказала дяде Зую?
Ты чего, Зуюшка, привез?
В: Что ответил Зуй?
Сено, Пантелеевна, чего же еще?
В: Кого Пантелеевна увидела на возу?
На возу Пантелеевна увидела медведя.
В: Как медведь соскочил с телеги?
Медведь зашевелился, наклонил стог набок и вывалился в снег.
В: Что сделал медведь, оказавшись на снегу?
(Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал.)
В: Кто стал собираться около саней?
(Около саней стал собираться народ).
В: О чем говорили люди?
(Люди удивлялись тому, что медведь себе берлогу в стожке сделал).
В: Где медведь сделал себе берлогу?
(Медведь сделал себе берлогу в стогу сена)
В: Ребята, а какая часть туловища появилась первым из стожка? (Первым из стожка появилась морда). Правильно, а чья морда? (Медвежья морда.)
Молодцы. Назовите правильно и другие части тела.
Игра “Чья, чей, чьи, чьё?” (Слайд № 4)
Образование притяжательных прилагательных.
(Медвежья лапа. Медвежий нос. Медвежий хвост. Медвежьи уши. Медвежьи глаза. Медвежье туловище.)
В: Ребята, что соседка дяди Зуя спросила, увидев на возу медведя?
Дети: А на возу у тебя кто?
Игра “Мы и скажем и покажем”. (Слайд № 5)
Развитие интонационной выразительности. Координация речи с движением.
Правильно. Она была, наверное, напугана. Как бы она спросила «А на возу у тебя кто?» :
Тихо, со страхом, покажите. (Ответы).
Громко, радостно. (Ответы).
Тихо, грустно. (Ответы).
Тихо с удивлением. (Ответы).
Громко с интересом. (Ответы).
Воспитатель: Молодцы! На вопросы ответили верно. Можно сделать разминку.
Физминутка
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт. (Ходьба на месте.)
Перекладину берёт,
Мышцы дружно напрягает,
Стройным, крепким быть желает!
Дидактическая игра «Используй нужный знак,)» (вызывать по желанию)
Цель: Работа над интонационной выразительностью речи.
Воспитатель: Что у меня в руках? (показываю,). В рассказе встречалось много интонационных предложений. Вам необходимо выбрать понравившийся вам знак и назвать предложение в соответствии с содержанием текста.
Карточку с изображением восклицательного или вопросительного знака педагог передает детям, стоящим по кругу. При этом дает образец восклицательного или вопросительного предложения в соот-ветствии с содержанием текста.
Дети передают друг другу карточку, называя свое предложение.
• Какой страшный этот медведь!
• Какой опасный медведь!
• Ах, как я боюсь медведя!
• Не буди спящего медведя!
• Какой зубастый (лохматый, злобный, могучий) этот медведь!
• Что привез дядя Зуй из леса? (Ответ ребенка и новый вопрос.)
• Кто встретил его в деревне?
• Что сделал медведь, проснувшись?
• Куда он побежал?
• Ты боишься медведя?
• Чем опасен медведь?
• У медведя острые зубы?
Игра «Сороконожка». (Дети в кругу)
Называние новых слов.
Стожок- сложенная в виде горки высушенная трава
Излучина — поворот реки.
Воз - сани.
Полозья - деревянные или металлические пластины для скольжения саней
Председатель - руководитель сельского хозяйства
Башка — голова
Медвежатина — медвежье мясо (в данном случае запах медведя)
Сено — высушенная трава
Сметал — сложил сено в виде горки
Хлопнул — стукнул, ударил
Запряг — надел на лошадь специальные приспособления (хомут, сбрую и т. д.) для того, чтобы она могла везти сани
Выставилась — показалась, высунулась
Чмокает — издает губами звуки
Распрягать — снимать с лошади приспособления для перевозки саней, отцеплять сани
Тряхнул — покрутил из стороны в сторону
Разить — неприятно пахнуть
Мохнатая — заросшая густой шерстью
Воспитатель: Молодцы, ребята! Знаете много новых слов. Отвечаете на вопросы. Теперь наверное не будете допускать ошибок.
Игра “Исправь ошибки”.
1. Жил дядя Зуй на реке. (Жил дядя Зуй у реки.)
2. Летом дядя Зуй накосил на лесу травы. (Летом дядя Зуй накосил в лесу травы.)
3. Поставил стог в сани. (Поставил стог на сани.)
4. Привез дядя Зуй сено от лесу. (Привез дядя Зуй сено из лесу.)
5. А в возу у тебя кто? (А на возу у тебя кто)
6. Глянул дядя Зуй в стог, так и сел в снег. (Глянул дядя Зуй на стог, так и сел на снег.)
7. Страшная морда выставилась из воза - медведь. (Страшная морда выставилась с воза - медведь.)
8. Медведь зашевелился, наклонил стог в бок и вывалился в снег. (Медведь зашевелился, наклонил стог на бок и вывалился в снег.)
9. Схватил на зубы снегу и на лес побежал. (Схватил в зубы снегу и в лес побежал.)
Повторное чтение
Повторное чтение проводится с установкой на запоминание и пересказ.
Воспитатель: Послушайте рассказ ещё раз и хорошо его запомните.
Повторно читаю рассказ.
Ребята, сейчас мы с вами попробуем пересказать этот рассказ, но помогут нам в этом графические схемы. Посмотрите, каждая схема означает действие, которое происходит в рассказе. С помощь этих схем, у вас хорошо получится пересказать рассказ.
Дети пересказывают рассказ по цепочке, парами или индивидуально.
Один из детей пересказывает отрывок из рассказа от первого лица (надев меховую жилетку и шапку).
Пересказ от лица самих персонажей. У нас есть шляпка, меховая жилетка, платочек и очки. Это предметы персонажей рассказа. Кому я дам шляпку, будет автором рассказа. Кому я дам меховую жилетке, будет дядей Зуем, у кого будет платочек будет произносить слова Нюрочки и у кого будут очки будет Пантелеевной.
Раздаю детям атрибуты.
Каждый из вас должен говорить только слова вашего персонажа. Остальные ребята, внимательно слушают, потому что может понадобиться помощь.
Выслушиваю пересказ детей.
Ребята, молодцы! У вас получился очень хороший пересказ рассказа. У вас получился последовательный рассказ. Добавляли звукоподражание своему герою. Запомнили все слова своего персонажа.
Ребята, как вы считает, у них поучилось пересказать рассказ?
Конечно, все большие молодцы, все справились!
Итог
Ребята, как назывался рассказ, который мы с вами сегодня пересказывали? Автор?
Правильно ли сделал дядя Зуй, когда поставил стог не на землю, а на сани?
А для чего он так сделал?
Ребята, чему нас учит данный рассказ, что хотел сказать им автор?
(осторожности, внимательности)
Основная идея рассказа в том, что хитрости иногда могут выйти боком для человека.
Вам было легко или сложно его пересказывать?
Кто хочет оценить ребят, которые пересказывали рассказ?
Хорошо, молодцы все ребята. Ребята, которые сегодня пересказывали, хорошо справились со своим заданием.
Все сегодня активно отвечали на вопросы.
Ребята, которые слушали пересказ рассказа, вели себя тихо и уважали своих товарищей, не мешая им.
Педагог предлагает детям в свободное время нарисовать понравившейся эпизод из рассказа.