Аликова Самиха Хасановна
Конспект занятия НОД по развитию речи для детей старшей группы «Русские народные игрушки»
▼ Скачать +Заказ
Русские народные игрушки
Цель: Прививать интерес к русским народным промыслам.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с русскими народными игрушками, сделанными из разных материалов. Помочь установить связь между поделками и людьми, сделавшими их.
Публикация «Конспект занятия НОД по развитию речи для детей старшей группы „Русские народные игрушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Развивающие: Учить сравнивать игрушки, находить сходства и различия. Обогащать речь яркими эпитетами, сравнениями.
Воспитательные: Воспитывать любовь к русской народной игрушке и людям, сделавшими её. Формировать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Предварительная работа: Беседы с детьми о народных промыслах, рассматривание предметов прикладного творчества, чтение потешек, загадывание загадок по теме.
Материал: Оформленная изба, игрушки, выполненные из различных материалов. Старинное вышитое полотенце. Большая матрёшка. Трафареты матрёшек. Краски гуашевые. Кисточки.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию.
Поедем на автобусе.
Дом по улице бежит,
Дом подошвами шуршит,
Подбегает к остановке (идут по кругу друг за другом, притопывая пятками, одновременно «крутят руль»)
Всех желающих берет
И опять бежит вперед.
(Продолжая движение, притопывая пятками и «крутят руль»)
Вот мы и приехали. А приехали мы в русскую избу. Давайте зайдём.
(Дети подходят к столу, на котором разложено вышитое полотенце).
Хотите узнать, что лежит под полотенцем? Тогда садитесь на лавочки.
Воспитатель приподнимает полотенце. Что вы видите?
Дети: Игрушки.
Вот игрушки так игрушки!
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней чудной красоты,
Чтоб ввести нас в мир России,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди мастера!
Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой?
(ответы детей).
Дети: Конечно, добрый и его доброта поселилась в каждой игрушке.
Воспитатель: Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним.
Ребята, из каких материалов сделаны ваши игрушки в группе?
Дети: из пластмассы, из резины, из металла.
Игрушки из пластмассы – пластмассовые, из резины – резиновые, из металла – металлические.
Давайте вспомним из каких материалов изготавливали игрушки в старину.
Дети: из дерева, из соломы, из глины.
Найдите игрушку из глины. Это дымковская барышня. Вначале делали свистульки, а потом и кошки, индюки, жар-птицы, барышни, кавалеры. Их сделали в селе Дымково. Ласково и нежно их называют «дымка». Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни деревня вся как будто в дымке.
Отгадайте загадки об этих игрушках.
Он копытом бьёт, удила грызёт (конь).
Мои руки крендельком, Щеки будто яблоки.
Со мной издавна знаком,
Весь народ на ярмарке (барыня).
По улице мостовой
Шла девица за водой,
Шла девица за водой,
За холодной ключевой (водоноска).
Всех нарядом удивил,
Крыльца важно распустил,
Хвост, как солнечный цветок,
Ярко-красный гребешок! (индюк).
Воспитатель: Молодцы ребята! Какие цвета использовали мастера, расписывая эти игрушки.
Ответы детей (малиновые, желтые, красные, зеленые, оранжевые, синие).
Воспитатель: Найдите, ребята, ещё одну глиняную игрушку.
(дети находят филимоновскую игрушку).
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная смешная
И чуть-чуть пузатая!
Подожди минуточку,
Ты откуда уточка?
Уточка свистит моя:
Филимоновская я!
Лесов вокруг деревни Филимоново мало, но зато много оврагов, а в них полно глины – белой, красной, черной, розовой. Какая отличительная черта у этих игрушек?
Дети: они веселые, разноцветные, красивые.
Русский народ не только умеет создавать замечательные игрушки. А ещё на Руси любили играть.
- А какие народные игры вы знаете?
(Ответы детей).
- Давайте поиграем в забавную игру «У Маланьи».
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши,
Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком,
Семь сыновей (семь пальцев,
Все без бровей (очертить брови пальцем,
Вот с такими ушами (растопырить ладоши, поднести к ушам,
Вот с такими носами (показать нос растопыренными руками,
Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы, развести руки в стороны,
Вот с такой головой (очертить большую голову,
Вот с такой бородой (показать руками с наклоном вниз,
Ничего не ели, на неё глядели
И все делали вот так … (любое движение).
Отдохнули? Повеселились?
Ребята, под полотенцем вы не увидели ещё одну игрушку, с которой раньше очень любили играть дети. Отгадайте, что же это?
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
А может три, а может шесть,
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрёшка).
Из какого материала сделана эта красивая матрёшка?
Дети: Из дерева.
Давайте посмотрим, что за секреты есть у матрёшки.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Приглядитесь внимательнее. Что вы заметили?
Дети: Они разные, у них разные платочки, губки бантиком, но у каждой по-своему нарисованы щечки – у одной розовые, у другой – красные.
Ребята, я расскажу вам, когда появилась первая матрёшка. Более ста лет назад в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку лысого старичка. Кукла раскрывалась, в ней находились ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрёшка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в сарафане с черным петухом в руках.
Сегодня матрёшек делают в городе Семенове Нижегородской области и в Сергиевом посаде под Москвой. Различаются они росписью и формой. Сергиево-Посадская матрёшка более приземистая. Мастера используют красную, синюю и зеленую краски. Семеновские матрёшки имеют более вытянутую форму. Их фартуки украшены ярко-красными цветами, между которыми вьются ветки с бутонами.
Вот такие были мастера на Руси. А какие пословицы знали мастера, оттого они, наверно, и работали хорошо.
Дети:
«Делу время, а потехе час»,
«Не спеши языком, а спеши делом»,
«Сделал дело – гуляй смело»,
«Каков мастер, такова и работа»,
«Не будет скуки, коли заняты руки».
Ребята, а вам хотелось бы превратиться в мастеров – народных умельцев?
(ответы детей).
Предлагаю вам расписать матрешек, а затем покажем их большой матрешке.
Самостоятельная работа детей. Показывают свои работы большой матрешке.
Молодцы, ребята! Матрёшка улыбается, значит, ей понравились ваши работы.
Где мы сегодня были? (в русской избе). Мы говорили о русских народных игрушках. Какие игрушки были в старину, из каких материалов их изготавливали?
Нам пора возвращаться в группу. Поедем снова на автобусе.