Анна Кюрджиева
Конспект занятия «Наш дом — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого показа НОД
в старшей группе компенсирующей направленности
"Наш дом – Россия»
Цель:активизация познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи
Образовательные:
- знакомить с историей возникновения Российского государства, особенностями и традициями русского народа;
- формировать представления о Родине;
- упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами -ич-,-ц-, называющих людей по месту их проживания;
Публикация «Конспект занятия „Наш дом — Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- учить детей передавать своеобразие цветового колорита гжельской росписи (сочетание белого и синего, использовать приемы кистевой росписи.)
Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, внимание, музыкальное и художественное творчество.
Воспитательная: воспитывать чувство гордости и уважения к своей Родине.
Оборудование: глобус, карта, флаг России, аудиозапись «Гимн Российской Федерации», наглядно-дидактическое пособие «Русские народные промыслы», костюмы к танцам, деревянные ложки, платочки, расписные балалайки, краски, кисти, силуэты посуды на альбомных листах по количеству детей.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций о России, российских городах; ознакомление с русскими народными инструментами, танцами, играми, песнями, бытом русского народа,
- проведение дидактических игр «Кто где живет?», «Когда-то и сейчас»;
- раскрашивание флага России;
- чтение тематической литературы, заучивание стихов;
- разучивание танца с балалайками, русского народного танца «Березка»;
- обучение игре на деревянных ложках;
- прослушивание гимна Российской Федерации;
- разучивание песен о нашей стране;
- рассматривание гжельской посуды.
Вводная часть
Дети в русских костюмах входят в зал под песню «У моей России длинные косички» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой)
Основная часть
Логопед. Ответим на вопрос: «Что такое Родина?» Россия – большая и прекрасная страна. Для каждого человека она начинается с родительского дома. Родина – это место, где вы родились и живете. Наша Родина – это поля, леса, реки, моря, океаны. (Показывает на глобусе нашу страну.)
Это земля, на которой жили и трудились наши предки – прабабушки и прадедушки. Она называлась Русью, а сейчас Россией.
1-ый ребенок
Россия! Россия!
Нет слова красивей,
Нет слова родней и милей!
А зори России – как алое с синим,
Как знамя Отчизны моей!
2-ой ребенок
Березки, березки,
Вы Родине тезки,
Вы русскому сердцу сродни!
На вашей бересте рубцы и полоски,
Как шрамы минувшей войны.
Дети исполняют танец «Березка»
3-ий ребенок
Над Волгой, над Леной,
Над Русью священной
Плывут и плывут облака.
Родимые реки, как алые вены
На сильных, рабочих руках.
4-ый ребенок
Мы о Родине своей
Распеваем песни,
Потому что нет нигде
Родины чудесней!
Логопед. Ребята, а какая главная песня нашей страны? Как она называется?
Дети. Гимн России.
Логопед. Правильно. Музыку написал А. Александров, а слова С. Михалков. Эта песня звучит при встрече гостей, на торжественных собраниях. Когда исполняется гимн России, присутствующие встают и этим выражают уважение и почтение к нашей земле.
Звучит «Гимн Российской Федерации».
Величаво и спокойно
Гимн России прозвучал.
Каждый думал тихо, стоя.
Затаил дыханье зал.
С этой музыкой взрослеем,
С этой музыкой растем.
Эту музыку по жизни
В своем сердце пронесем.
Что мы Родиной зовем?
1-ый ребенок
Дом, где мы с тобой живем.
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем!
Логопед. Что мы Родиной зовем?
2-ой ребенок
Все, что в сердце бережем.
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем!
Беседа с детьми о флаге России.
Три цвета на флаге России :
Красный, белый, синий.
С красной полосой флаг –
В ней кровь отцов и дедов.
С красным цветом Россией
Добыта честь и победа!
Синяя полоса – цвет неба ясного,
Чтоб жизнь в нашей стране
Была прекрасна!
Белый цвет – в нем добро,
Любовь, чистота.
Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!
Дети. Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет!
Красная полоска –
Солнечный рассвет!
Логопед показывает на карте границу России.
- А что значат голубые полоски и пятна?
Дети. Это реки и моря.
Дети называют реки и моря, логопед показывает их на карте и на картинках.
- Какого цвета много на карте?
Дети. Зеленого, это леса.
Дети рассказывают о значении леса.
- Какой еще цвет вы видите на карте?
Дети. Коричневый, это горы. (Показывают и называют горы.)
Логопед. В горах добывают полезные ископаемые. Вот мы с вами «прочитали» карту России. Что она нам рассказала? Наша страна очень большая. В России много городов. Природа очень красивая и разнообразная: множество рек, озер, гор, степей, морей. В России добывают полезные ископаемые: нефть, уголь, газ, руду, золото, алмазы.
1-ый ребенок
Наша Россия необъятна, красива и богата!
Привет тебе, мой край родной!
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями.
Среди зимы и в летний зной
Привет тебе, мой край родной!
2-ой ребенок
Танцев много разных знаем,
Их мы любим танцевать.
Но хотим мы в этом зале
Русский танец вам сплясать.
Дети исполняют танец с балалайками.
Логопед показывает на карте крупные города. А дети называют их. Выставляются иллюстрации российских городов. Проводится игра «Кто где живет?»
В Москве - москвичи.
В Санкт-Петербурге – петербуржцы.
В Самаре – самарцы.
В Саратове – саратовцы.
В. Воронеже – воронежцы.
В Волгограде – волгоградцы.
В Краснодаре – краснодарцы.
В Ставрополе – ставропольцы.
- На Руси в каждой области, в каждом селении люди занимались своим ремеслом.
Педагог.
Была доска некрашеной,
Простою, неприглядной,
А стала разукрашенной
И празднично нарядной.
Педагог. На реке Волге есть старинный городок Городец, там делают игрушки из дерева и глины. Самая известная игрушка – конь. (Демонстрируется иллюстрация.)
Веселит, ласкает взор
Пестрый, радужный узор:
Клетки, кольца, завиточки,
Змейки, ленточки и точки.
Просто загляденье -
Всем на удивленье!
- На реке Вятке стоит город с таким же названием. Зимой, когда топили печи, над городом стоял дым. Поэтому игрушка, которую делали в Вятке из глины, получила название дымковской. (Демонстрируется игрушка.)
Расписная хохлома!
Удивительной посудой -
Вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток.
- В заволжской деревне Хохломе производят деревянную посуду, расписанную красной и золотистой красками на черном фоне. (Педагог показывает хохломскую роспись.) В разных уголках России делают деревянные расписные ложки. (Демонстрируются ложки.)
Дети исполняют на ложках русскую народную мелодию «Калинка».
Продуктивная деятельность детей
Педагог. Недалеко от Москвы среди лесов и полей стоит город Гжель. Там люди нашли белую глину и решили лепить из нее посуду и игрушки, которые стали расписывать синими узорами.
Белый фон, как снег пушистый
А на нем лишь синий цвет,
Что узор рисует чистый,
И других здесь красок нет.
- Я приглашаю вас в мастерскую, где вы будете расписывать чайники под гжель. (Дети занимают места за столами и выполняют роспись. Звучит музыка). Педагог оценивает работы.
Итог занятия
- Сегодня мы говорили о Родине, о наших традициях, о народных промыслах, слушали гимн России, танцевали русские танцы и играли на ложках. А сейчас по русской традиции пойдемпить чай с баранками, медом, вареньем!