Елена Ампилогова
Конспект занятия «Народная игрушка — матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по пластилинографии в средней группе
«Народная игрушка - матрёшка».
Цель: Знакомство с нетрадиционной техникой лепки - пластилинографией.
Задачи:
Обучающие:
• знакомить с историей создания русской матрешки;
• формировать умение отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии;
Публикация «Конспект занятия „Народная игрушка — матрёшка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
• учить детей работать в технике «пластилинография» : отщипывание, размазывание, сплющивание.
Развивающие:
• развивать способность гармонично сочетать цвета;
• развивать познавательную активность детей;
• развивать связную речь детей.
Воспитывающие:
• воспитывать интерес к народной игрушке;
• воспитывать отзывчивость, желание помочь.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: матрёшка из 5 шт. ; наждачная бумага; деревянный брусок; картинка первой матрёшки; картинки матрёшек, выполненные разными мастерами; музыкальный сундучок.
Раздаточный материал: силуэты матрёшек, вырезанные из бумаги; доска для лепки; набор цветного пластилина; стека; салфетка.
Ход занятия.
Воспитатель: Доброе утро! Давайте немного поиграем.
1. Организационная часть.
Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:
Мы руками хлоп, хлоп,
Мы ногами топ, топ,
Мы плечами чик, чик,
Мы глазами миг, миг,
Вправо, влево повернись
И соседу улыбнись!
На столе педагога стоит сундучок.
Воспитатель: Дети, в моём волшебном сундучке спряталась загадка, если вы ее разгадаете, то я вам покажу отгадку.
Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, кто это? (Матрешки)
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Правильно угадали, получайте отгадку.
Воспитатель из сундучка достаёт матрешку.
Матрешка : Доброе утро, ребята! Вы правильно отгадали загадку, я - матрешка.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, как появилась матрешка, кто ее придумал и сделал? Тогда проходите на стульчики и обо всем расспросим нашу гостью.
Матрешка : Мы - матрёшки вырезаны из деревянного бруска, и разнимаемся на две части, другая матрешка также разнимается на две части и так далее и так может в нас быть до 10-12 деревянных куколок. Сначала делают самую маленькую фигурку, обрабатывают её специальной наждачной бумагой.
Воспитатель показывает деревянный брусок, наждачную бумагу, дает потрогать.
Воспитатель: Какой брусок на ощупь? А бумага какая?
Матрешка : Дети, как вы думаете, для чего фигурку обрабатывают наждачной бумагой?
Дети: Чтобы поверхность была гладкой и ее было легче расписывать.
Матрешка : Совершенно верно, чтобы куколка была ровной и гладкой. Затем художник расписывает (т. е. раскрашивает) матрешку. А потом ее покрывают лаком. Также делаются и остальные куколки.
Вот так выглядела самая первая матрешка.
Фото матрешки.
Воспитатель: Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Ребята и мою прабабушку звали Матрёной.
У каждого из мастеров, которые делали матрешек, есть свои особенности в оформлении, росписи, каждая куколка получается не похожей на других. Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем-то схожесть. Чем похожи все матрешки?
Дети: Матрёшка одета в сарафан, на голове платок и передник.
Воспитатель: А какие узоры вы видите?
Дети: Цветы, листочки, веточки, ягода, бутоны.
Воспитатель: Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Это игрушка, которая воплощает доброту, достаток, семейное благополучие. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимется, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой.
Физкультурная минутка «Матрешки» (движения по тексту)
Хлопают в ладоши
Дружные матрешки.
На ногах сапожки,
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонись,
Всем знакомым улыбнись.
Воспитатель обращает внимание на погрустневшую гостью Матрешку.
Воспитатель: Матрешка, что случилось? Почему ты стала грустная?
Матрешка : Потому что у меня совсем нет подружек и мне очень скучно одной.
Воспитатель: Ребята, как же нам быть?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, давайте раскрасим нашей гостье подружек. Чем можно раскрасить? Ответы детей. Педагог обобщает ответы детей. Я умею раскрашивать пластилином, получаются вот такие красивые рисунки. Эта техника называется – пластилинография. Хотите научиться также?
Ответы детей. Если не все дети желают работать пластилином, то предлагаю варианты (карандаши, краски).
Воспитатель: Ну, тогда проходите к столам и приступим к работе. Только сначала давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая игра «Матрешки»
Пять девчоночек в кармане.
Маню раскрываем,
Зину вынимаем.
Вот раскрыли Зину,
Вытащили Нину.
А из Нины мы достали
Чернобровую Наталью.
А внутри Наташи
Засиделась Даша.
Дашу мы раскрыли,
Выпустили Лилю.
Все девчонки из кармана
Вышли в красных сарафанах.
1–2 строчки — сжимаем руки в кулаки.
3–12 строчки — на счет вынимаем из кулаков по одному пальцу одновременно. Если не получается, можно освобождать пальцы поочередно с помощью другой руки.
13–14 строчки — раскрываем ладони и растопыриваем пальцы, словно показывая матрешек в ярких сарафанах.
2. Практическая часть.
Воспитатель: У вас уже есть изображения матрёшки, только его необходимо доделать, сделать ярким цветок. Для этого мы будем прикладывать пластилин к изображению и размазывать, стараясь не выходить за контур.
Изготовление поделки по образцу, под руководством педагога. Воспитатель при необходимости оказывает детям помощь.
Матрешка : Ребята, ваши матрешки получаются очень красивые и необычные. Но мне скоро нужно возвращаться домой.
* Если дети не закончили: матрешка предлагает оставить своих подруг погостить у ребят ("Своих подружек я оставлю погостить у вас, доделайте их и поиграйте с ними")
3. Заключительная часть.
Матрешка : Какие красивые куклы у вас, ребята, получились! Я очень рада новым подружкам. Спасибо вам!
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, кто приходил к нам в гости? Что нового вы сегодня узнали? А чем мы с вами расписывали наших матрешек? Как вы думаете, мы смогли помочь нашей гостье? Что вам понравилось на занятии? А что показалось самым трудным?
Не переживайте, ребята, вы обязательно справитесь со всеми трудностями. Спасибо за работу, вы молодцы! Идите мыть руки.