Алла Кошелева
Конспект занятия «Зимующие птицы» в старшей группе
▼ Скачать
Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, их особенностях.
Задачи: закреплять знания о зимующих птицах; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы». Дать детям представление о видах питания зимующих птиц. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Публикация «Конспект занятия „Зимующие птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: презентация «зимующие птицы», изображение кормушки, изображения птиц, магнитная доска, формочки, желатин, вода, корм для птиц.
Предварительная работа: беседа о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов, отгадывание загадок.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей, давайте с ними поздороваемся, подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение и утро было добрым.
Придумано кем-то, просто и мудро при встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро» солнцу и птицам,
«Доброе утро» улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель. Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, кто-то постучал к нам в окно. Я подошла к окну, открыла его, и в группу залетел голубь. В клюве он держал конверт с письмом. Давайте его прочитаем! (Воспитатель читает письмо). «Дорогие ребята! Нам сейчас очень тяжело, холодно и голодно! Помогите нам, пожалуйста! До встречи на прогулке».
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, от кого это письмо? Правильно, от птиц. Они просят нас о помощи. Что мы можем сделать, чтобы им помочь? (покормить птиц, когда птицы сытые, они выживут в любые морозы)
Чтобы помочь зимующим птицам, нужно лучше знать их образ жизни, знать, где они живут и чем питаются. Поэтому я предлагаю вам посетить волшебный зимний лес. Закройте глаза и представьте, что вы оказались в зимнем лесу.
(Включается слайд с музыкой о зимнем лесе. На фоне музыки звучит стихотворение)
Зимний лес стоит печальный
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Воспитатель: Тихо в зимнем лесу. На зелёных лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука, и, кажется, нет никого во всём лесу. (Включается второй слайд с записью пения птиц)
Воспитатель: Скажите, ребята, чьи голоса мы слышали? (ответы детей) Каких птиц мы чаще можем увидеть в лесу? (ответы детей) А каких чаще можем увидеть в городе? (ответы детей) Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие)
А какие птицы остаются у нас на зиму, вы угадаете сами.
Загадки:
1. Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (воробей)
Воспитатель. Посмотрите и скажите, какой он воробей? Чем питаются воробьи?
Дети: Воробей - шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички, любят пшено, зерна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.
2. Всё время стучит, деревья долбит,
но их не калечит, а только лечит. (дятел)
Воспитатель. Какой красивый дятел, опишите его. Какой у дятла клюв? Зачем он ему нужен? (Крепким клювом он стучит по дереву, долбит кору и достаёт насекомых.) А зачем дятел достаёт насекомых из-под коры? (Он спасает дерево от вредителей) Чем питается дятел? (личинками) Кто расскажет про дятла?
Дети: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стучит по нему клювом, извлекают личинок короеда. Дупло на дереве служит гнездом.
3. Хохолочек на головке.
Птица яркая. Так ловко,
Будто дует кто в свирель,
Распевает (свиристель)
Воспитатель. Какая яркая птица! Опишите ее. Чем питается свиристель? (ягодами, рябиной)
Дети: Это бежево-персиковые птицы с хохолком на голове, черной подводкой глаз, зоба, крыльев и хвоста. На кончиках крыльев видны красные пятнышки, а на хвосте – желтая линия. Благодаря нарядному оперению свиристели прослыли хохлатыми щеголями. Стаи перелетают с места на место в поисках корма. Таких птиц называют кочующими.
4. Верещунья — белобока,
а зовут её … (сорока)
Воспитатель. Какая сорока? Опишите её. Чем питается сорока? (семенами растений) Кто расскажет про сороку?
Дети: Сорока - длиннохвостая, белобокая, непоседа. Она очень любопытная птица, любит собирать себе в гнездо все блестящее. Питается семенами растений и пищевыми отходами.
5. Окраской - сероватая,
повадкой - вороватая,
каркунья хрипловатая. (ворона)
Воспитатель. Опишите её. Чем питается ворона? (она всеядна, также питается отходами)
Воспитатель. А, давайте-ка ребята, мы сейчас поиграем в ворон!
Физминутка
Вот под ёлочкой зелёной скачут весело вороны (Прыжки на одной
ноге, на другой ноге)
Кар-кар-кар.
Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны)
Спать ребятам не давали.
Кар-кар-кар.
Только к ночи умолкают.
Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте)
Ш-ш-ш-ш. (Приседание с выдохом)
6. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,
с первым снегом на рябине, он появится опять. (Снегирь)
Воспитатель. Опишите его. Чем питается снегирь? (Ягодами рябины)
Дети: Снегирь - самая зимняя птичка. У снегиря ярко-красное оперение, черная шапочка. Снегири любят поедать плоды рябины, калины едят только семена.
7. Она маленькая птичка, и зовут её … (Синичка)
Воспитатель. Ребята, расскажите про синичку, какой у нее окрас, чем питается? Где зимует?
Дети. Синичка - это небольшая птичка с желтым оперением на брюшке. А на голове черная шапочка. Синицы не улетают на зиму в теплые края, а переживают зиму,
укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синица питается семенами растений, очень люби сырое сало.
8. Эта птица-почтальон,
Вести приносила в дом,
Неспроста сейчас она
Символ Мира и Добра. (Голубь)
Воспитатель. Опишите его. Чем питается? (Хлебом, зернами)
«Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе».
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки о птицах. Давайте ещё их раз назовём (воробей, дятел, свиристель, сорока, ворона, снегирь, синица, голубь).
Воспитатель. А теперь предлагаю поиграть в игру. Вы ребята превращаетесь в птичек. Возьмите по картинке с птичкой. Запомните, какая вы теперь птичка. Слушайте меня внимательно. Каких птичек называю, только те птички и летят к кормушке.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
-Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
А в воскресенье было общее веселье.
Воспитатель. Молодцы, ребята, птичек посадили, и кормушка наша ожила.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила. Расскажите, какие правила вы знаете?
- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
- нельзя кормить птиц черным хлебом и рисом. Также нельзя жареное ил соленое, сало и семечки только сырые.
Воспитатель. Вы просто молодцы! Ну, что же, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Покружись, покружись, в детском саду очутись.
Мы с вами побывали в лесу, вспомнили зимующих птиц, их образ жизни. И сейчас я предлагаю вам помочь птицам и сделать вкусное угощение для птиц. Проходите за столы.
У нас есть корм для птиц, желатин, вода и формочки. Для того чтобы нам сделать вот такое угощение, нужно развести желатин водой, насыпать туда корм, и распределить по формочкам. В каждое такое угощение вкладываем веревочку, чтобы потом их повесить на деревья, и птицы могли лакомиться вкусным кормом. А когда наше угощение просохнет, мы выйдем на прогулку, и развесим угощения на ветки деревьев.
Рефлексия:
Ребята, вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось? Что для вас сегодня было интересного? Что оказалось сложным? Я надеюсь, что вы расскажете своим друзьям и родителям о том, как надо заботиться зимой о птицах.