Елена Согрина
Конспект занятия «Электричество» для детей среднего возраста
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание: расширить и обобщить знания детей об окружающем мире (ОО «Познание»); закрепить знания о бытовых приборах, о правилах безопасного поведения с электробытовыми приборами (ОО «Познание»); показать взаимодействие двух наэлектризованных предмета; уточнить и расширить представления детей о том, где «живет» опасное электричество и как оно помогает человеку (ОО «Безопасность»); закрепить правило пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности (ОО «Безопасность»); развивать стремление к поисково-познавательной деятельности (ОО «Познание»); развивать логическое мышление памяти, речи, умение выслушивать ответ товарища (ОО «Социально-коммуникативное»); воспитывать внимание, осторожность, наблюдательность, умение работать в коллективе (ОО «Социализация»).
Публикация «Конспект занятия „Электричество“ для детей среднего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Материалы и оборудование: персонаж Карлсона, иллюстративный материал или слайды по теме «электричество», мультимедийное оборудование, стол с подсветкой, тучка, письмо, материал для опытов:
Опыт 1- Воздушные шарики по кол-ву детей.
Опыт 2- кусочки шерстяной ткани, кусочки бумаги, карандаши.
Ход образовательной деятельности.
Дети входят в зал и становятся полукругом.
Воспитатель (В) : Ребята, посмотрите, сколько сегодня много нас пришло, давайте поприветствуем с друг другом.
Дети здороваются.
Воспитатель: Мы построим ровный круг.
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмитесь
Все друг другу улыбнитесь
Улыбнитесь и гостям
А гости улыбнутся нам
Дети садятся на стульчики полукругом.
Послушайте очень внимательно и догадайтесь, о чем говорится в нем:
Очень любим дом мы свой,
И уютный, и родной.
Но не каждый бы сумел
Переделать массу дел.
Нужно дома нам убрать,
Приготовить, постирать,
А ещё бельё погладить…
Как со всей работой сладить!
И чудесно, что сейчас
Есть помощники у нас.
Труд они нам облегчают,
Время наше сберегают.
Воспитатель: О каких помощниках говорится в стихотворении?
- Как одним словом можно назвать эти приборы? (электроприборы).
- Ребята, сегодня мы поговорим с вами об электричестве. Кто из вас знает, что это такое электричество? (ответы детей)
- А как оно попадает к нам в дом? (ответы детей)
Послушайте мой рассказ.
Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепловая, солнца, ветра. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.
Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы.
Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы, детские сады.
- Так где рождается электричество? (на электростанциях)
- Как попадает к нам в дом электричество? (по проводам)
- Для чего нужен электрический ток? (ответы детей)
- Как называются приборы, что работают от электричества? (электроприборы)
Д: Утюг, телевизор, чайник, телефон.
В: Для чего нужен электрический ток?
Д: Чтобы электроприборы работали.
В: Молодцы. Электроприборы окружают нас по всюду и помогают нам везде.
Раздается стук в дверь входит Карлсон с перебинтованной рукой, охает.
Воспитатель: Карлсон что с тобой случилось, что с твоей рукой?
Карлсон: Здравствуете, ребята! Вы же знаете, что я люблю пошалить! Так вот со мной столько всего случилось: сначала, мне захотелось, покачаться на люстре. Я так сильно раскачался, что люстра оборвалась. А когда я спускался по проводу вниз, меня так сильно чем-то ударил, что я чуть не потерял сознание; во-вторых, я очень люблю пить чай с малиновым вареньем, поэтому включил электрический чайник и забыл про него. А он кипел-кипел и весь выкипел; потом я решил погладить штанишки, когда собирался в гости к вам и обжегся об утюг… В общем, у меня все теперь болит… и настроение… прескверное.
Воспитатель: ой, ой, ой! Сколько же всего ты натворил! Это ты еще легко отделался! Ребята, правильно-ли вел себя Карлсон и что он делал не так? Какие правила безопасности он нарушил.
Дети становятся полукругом.
Дети: -он играл с электроприборами.
-нельзя касаться оголенных проводов (по проводам течет электрический ток)
-нельзя оставлять электроприборы без присмотра может начаться пожар без присмотра (может начаться пожар)
-нельзя трогать руками горячий утюг (можно обжечься)
-не пользоваться не исправными розетками и электроприборами.
-нельзя включать без разрешения взрослых и в их отсутствие.
Воспитатель: Вот видишь Карлсон, как много знают дети. Они не когда не играют с электроприборами так как знают что они все включаются в розетку, а в розетке есть электрический ток и при не правильном использовании электричество может на нас обидеться и уйти, и нам будет очень трудно без него.
Карлсон: А вы знаете, пока я спешил к вам, я пролетал над Волшебным городом, с которым что-то случилось. Раньше этот город был яркий, красивый, светился разноцветными огнями; а сейчас он стоит темный, мрачный. Что-же могло случиться?
Дети: ответы
Воспитатель: просто жители этого города не правильно пользовались электроприборами и электричество от них ушло.
Карлсон: а давайте им поможем. Я знаю дорогу, стройте за мной и мы полетим.
Дети строятся за Карлсоном «паровозиком».
Карлсон: (Заводит мотор) дрррррр, бррррррр. Ой, что-то мой моторчик не заводится, после того как я нарушил правила безопасности.
Воспитатель: Карлсон, мы тебе сейчас поможем.
Дети и Карлсон заводят мотор (артикуляционное упражнение «Заведи моторчик»).
Дети летят змейкой друг за другом и Карлсоном.
Физкультминутка «Ток бежит»
Представьте себе, что вы – маленькие частицы тока, которые бегут по проводам (дети бегут по кругу друг за другом) :
Ток бежит по проводам (бегут по кругу)
Свет несёт в квартиру к нам (фонарики вверх)
Чтоб работали приборы
Холодильник, мониторы
Кофемолки, пылесос
Ток энергию принёс…
Прилетели в город, находят письмо от его «Величества электричества».
Воспитатель читает письмо.
Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Я вернусь в город если вы поможете жителям «Волшебного города» отгадать мои загадки «его величество электричество»».
Воспитатель загадывает загадки. При каждом правильном ответе, ответ высвечивается на экране.
Загадки: 1.
В доме есть такой прибор,
Пыль убрать всегда готов.
Длинный шланг ему как нос.
Детки это - … (Пылесос)
2.
Его работа – это глажка:
Футболки, майки и рубашки.
Если папе недосуг,
Поможет мамочке… (Утюг)
3.
Посмотри на меня
В брюхе жарко у меня,
А в носу моем дыра.
Когда все во мне кипит,
Из нее пар валит…
(Чайник)
4.
Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку,
строчка в строчку,
Будет платье
вашей дочке…
(Швейная машинка)
5.
За двором играли долго
И испачкались немного.
Мама нас не поругает,
Ведь она ей помогает.
Её призванье – стирка.
Стиральная…. (Машинка)
6.
На черном ящике большом,
Голубой экран на нем,
Можно мультики смотреть,
Далеко при том сидеть.
С кучею реклам-сюрпризов.
Что же это… (Телевизор)
7.
Продукты быстро охлаждает
И сохранить их помогает.
Внутри есть свет, но не светильник
Большой на кухне… (Холодильник)
8.
Если нужно позвонить,
Вызвать или сообщить…
Нам легко поможет он,
У него приятный звон.
Наш домашний … (Телефон)
Дети отгадали загадки и электричество вернулось. (Загорелся свет в Волшебном городе).
Карлсон: как здорово у нас все получилось, ура, его Величество электричество, вернулось! Именно таким этот город и был раньше, давайте теперь пошалим с электрическими приборами.
Воспитатель: Нет, нет, Карлсон шалить с электричеством не стоит, ведь оно может быть как другом так и врагом. Сейчас мы отгадали загадки об электричестве, которое при неправильном обращении может стать опасным, а есть электричество не опасное, тихое, незаметное. Оно живет само по себе. Если его поймать, то с ним даже можно поиграть. Мы тебе это покажем.
Опыт№1. «Шарики».
На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.) .
Воспитатель: Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей) .
Давайте и ваши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
А еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся) .
Что тогда происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны) .
Вывод: в волосах тоже живет электричество.
Карлсон: А, точно-точно, когда я собирался к вам и стал расчесываться, мои волосы стали не послушными, торчат в разные стороны. Оказывается я тоже сумел поймать доброе электричество, а еще я поймал доброе электричество в одежде, я вам сейчас покажу.
Опыт№2. «С кусочками бумаги и карандашами».
- Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)
- Поднесите карандаш к бумаге.
- С бумагой что-то происходит? (Нет) .
- Как заставить бумагу притянутся к карандашу? (Предположения детей)
- Сейчас мы сделаем эти обычные карандаши волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного материала и натрите им карандаш. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги.
- Что происходит с бумагой? (Бумага притянулась к карандашу) .
- Как карандаш стал электрическим? (Его натерли шерстяной тканью.)
Воспитатель: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде. Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Подвижная игра «НЕ СПИ, НЕ ЗЕВАЙ».
Выбирается водящий. Играющие образуют круг, держа веревку двумя руками сверху. Водящий ходит по кругу, произнося слова: «Не спи, не зевай, руки быстро убирай!»- стараясь коснуться рук одного из играющих. Цель играющих - вовремя убрать руки, отпустив веревку. По ходу игры веревка не должна падать на землю, поэтому, как только водящий отходит, играющий, которого он хотел осалить, сразу же берет веревку. Тот, кого водящий осалил, меняется с ним ролями.
Рефлексия.
Воспитатель: -Какие вы молодцы где мы сегодня оказались (в Волшебном городе)
-Кому помогли вернуться в город (его Величеству электричеству)
-Чему вы сегодня научились (делать предметы волшебными)
Карлсон: А теперь нам пора прощаться с Волшебной городом.
Воспитатель: А давайте на память о волшебном городе возьмем волшебные шарики, которые весят на стене.
Дети забирают шарики.
Воспитатель: Милый Карлос, ты поможешь нам вернуться в группу?
Карлсон: Да, я с удовольствием вам помогу.
Воспитатель: А мы угостим тебя чаем с вареньем.
Под звук работающего моторчика, дети строятся за Карлсоном и уходят в группу.