МААМ-картинки

Конспект занятия на тему «Традиции и быт донских казаков»

Марина Архипова
Конспект занятия на тему «Традиции и быт донских казаков»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

- Знакомить детей с жизнью, бытом и казачества;

Задачи:

-Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

- Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям.

Ход занятия:

Казачка – Давайте с вами поздороваемся, как здоровались казаки : «Здорово ночевали!

Дети: «Слава богу!»

Казачка :

Ты - казачий мой край необъятный,

Ты - донская сторонка моя,

Публикация «Конспект занятия на тему „Традиции и быт донских казаков“» размещена в разделах

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля.

А как вы думаете, о чем пойдет речь? донском крае)

Казачка :– Проходите, присаживайтесь, гости дорогие! Ребята, а вы знаете на какой земле вы живете? (ответы детей)

- А в какой станице?

- А вы казаки? Можно ли вас так назвать?

- А знаете ли вы ребята, кто такие казаки?

Дети: Казаки, свободные люди.

Казачка : Молодцы. Слово казак означает– удалой, вольный человек.

В давние времена, 400 лет назад, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. А почему по берегам рек расселялись, строили свои жилища люди? Да потому, что, где вода – там и жизнь. И стали зваться донскими. А как вы думаете, почему донской край называют еще – казачьим? (потому, что тут живут казаки). Казаки были смелыми в бою и трудолюбивыми в мирной жизни. Семьи были большими и дружными. Верной спутницей казака была казачка. Когда казак был на войне, она становилась главной в семье. Она выполняла домашнюю работу, воспитывала детей, работала в поле, а если надо, могла взять оружие и встать на защиту своей станицы. Вот такие казаки!

Казачка : - Послушайте меня казачата, я хочу вам загадать загадку.

Загадка

Лес на берегах стоит

Под мостом она бежит,

И течет вода куда-то

Догадались вы ребята?

У молчу ответ пока,

Под мостом бежит ….

- Правильно это река. Какая главная река в нашем Донском крае?

Дети: Река называется Дон.

(показ иллюстрации реки Дон)

Хозяйка. Посмотрите – вот река Дон. А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

1 реб. Река Дон большая, широкая, она тянется далеко по всей нашей области.

2 реб. По реке Дон ходят корабли, теплоходы.

3 реб. По берегам реки расположены села, города.

Казачка : И сильны казаки они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности.

Казачка : А вы знаете казачата, какие обязанности имели казаки?

Кто ведёт домашнее хозяйство (домашнее хозяйство ведет казачка)

Кто пашет и засевает широкие донские поля (пашет и засевает широкие донские поля казак)

Кто поёт своим детям колыбельные песни? (своим детям поет колыбельную песню мать -казачка)

Кто готовит вкусный казачий борщ (вкусный казачий борщ готовит казачка)

Кто ухаживает за лошадьми (ухаживает за лошадьми казак)

Кто печёт вкусный каравай (печет вкусный казачий каравай хозяйка - казачка)

А что делали казачата? (казачата любили играть, лепить из теста, когда подрастали помогали по хозяйству)

- Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женщин! С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, и устраивать игрища. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Физминутка:

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри.

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки. (Ходьба.)

Кто за казаком идет,

В поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках.)

Скачет резво конь лихой

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком. (Скачут.)

Будем мы с моим конем на границе стоять,

Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Молодцы, ребята! Присаживайтесь.

Казачка : А сейчас поговорим о казачьей избе. Казачьи, да и все русские избы были построены из дерева, т. к. лесов в России. Делали их с помощью топора из толстых бревен. Казачьи избы называли куренями. Расположение комнат в таком доме шло по кругу, вокруг печки. Внутри куреня насчитывалось не меньше трех комнат : стряпная, спальня, чистая или зала. Стены делали из нетолстых бревен, обмазывали снаружи и внутри глиной. Пол был земляной, для этого насыпался ровный слой глины и утрамбовывался, каждый год пол смазывался смесью - глины и коровьего помета. Вначале крылись курени чаканом - камышом, лубом или тесом, а позже железом. Вокруг дома шел небольшой балкончик - балясник. Для отопления зимой и приготовления пищи делали печь-каменку. Труб и дымоходов печь не имела. Для выхода над печью делалось отверстие - волоковое окно. Помимо волокового окна в курене было еще одно-два окна. Но стекло было большой редкостью, окна затягивались бычьими пузырями.

Казачка : А я хочу предложить,вам казачата,поиграть в игру «Вокруг куреня хожу»

Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:

«Вокруг куреня хожу

И в окошечки смотрю,

К одному я подойду

И в окошко постучу»

Тук-тук. Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там?» Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя». Ребенок: - Зачем пришла? Водящий: - Побежим на перегонки. Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.

Казачка : Молодцы, ребята,а вы знаете,что казаки - люди гостеприимные. Всегда рады гостям. И сегодня мы тоже приготовим угощение. А вот поможет нам в этом, загадка.

3. Загадывание загадки.

Наша барыня - сударыня

Шаста и бела,

Щи да каши наварила

Пирогов нам напекла

(печь – каменка).

Казачка :

Без печки курень - не курень

В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности готовили в печке-каменке. А еще каменка обогревала дом, на

ней сушили одежду, и обувь, грибы и ягоды. На печке-каменке можно было спать. Но казачки были трудолюбивые, хорошими хозяйками, любят чистоту и порядок, а ещё они очень любят вкусно готовить. А вы знаете любимые блюда казаков? (лапша, борщ, уха,, узвар - компот из сухофруктов) .А давайте с вами приготовим узвар и борщ (дети делятся на две команды, одна команда готовит узвар, другая борщ).

Казачка : Хорошо играли, от души.

Ребята, а сейчас вспомним пословицы о казаках?

Казачья смелость порушит любую крепость.

• Кто пули боится, тот в казаки не годится.

Казачьему роду нет переводу.

• Чти родителей своих.

• По главному казаку и семья ценилась.

• Жизнь сладка, где семья крепка.

Казаки не только занимались хозяйством, семьями, они любили свою Родину и защищали её когда на русские земли нападали враги.

- Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!

1 реб. Казаки были сильные люди, если вдруг начиналась война – казак садился на коня, и воевал до победы.

2 реб. Казак смелый, отважный воин: воевал на коне с винтовкой через плечо.

3 реб. Каждый казак имел личное оружие – саблю, винтовку, лошадь.

Казачка : А какая главная казачья заповедь?

Дети: «Люби Россию, ибо она твоя мать»

- А кто главный у казаков?

Дети: Главный у казаков Атаман.

Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

Казачка : Молодцы казачата! Посмотрите, что это за оружие у. Это нагайка (повторить 2 раза детям)

- Для чего служила нагайка казакам?

Дети : Нагайка — короткая плеть, служила оружием.

Казачка : Я предлагаю поиграть в игру «Передай нагайку».

Игра «Передай нагайку»

Дети стоят в кругу по цепочке передают нагайку под музыку, по команде воспитателя: Стоп! в руках которого оказалась к этому времени нагайка, отвечает на вопрос.

- Как называли предводителя войска казаков? - Атаман.

- Как назывался казачий населенный пункт? - Станица.

- Как называется казачья шапка? - Папаха.

- Какое оружие было у казаков? - Шашка.

- Как называется казачий дом? - Хата, курень

- Из чего поили чаем гостей? Самовара.

- Воду приносили из чего? Колодец.

-Лучший друг казака (конь).

-Как у казаков назывался рыбий суп (уха).

- В чем готовили казачки еду? (чугунках)

-Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (печка)

Любимое угощенье казачат (пряник).

Казачка : Молодцы казачата. Как хорошо поговорили мы с вами о казаках. А у нас пироги поспели и чай готов теперь приглашаю вас к чаю

Милости просим, гости дорогие!

И хорошо, что б в наши дни

Традиции с тобой мы берегли

В чудном Донском крае,где живем мы,

Где жили здесь когда-то

Наши предки казаки.

Шутки, прибаутки, веселье!

Казачка :

выносит на подносе пироги. А у меня есть вкусное угощение.

Пироги капустные

Очень даже вкусные

Берите, не стесняйтесь,

Пирогами угощайтесь!

Дети: Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль да пироги знатные!

Публикации по теме:

Конспект ОД «Лодка для казаков» в старшей группеКонспект ОД «Лодка для казаков» в старшей группе Цель: формировать представление о быте донского казачества. Задачи: - учить создавать объёмные фигуры; - развивать мелкую моторику пальцев.

Дидактическая игра «Продолжи пословицу донских казаков»Дидактическая игра «Продолжи пословицу донских казаков» Культурные традиции донских казаков – это неиссякаемый источник народной мудрости, который передаётся от поколения к поколению. Пословицы.

Физкультурное развлечение «Игры донских казаков» в подготовительной группеФизкультурное развлечение «Игры донских казаков» в подготовительной группе Цель: Обогащение двигательного опыта детей и оздоровление детского растущего организма через народные подвижные игры; воспитание любви.

Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст) Цель: создание условий для духовно – ценностного развития подрастающего поколения посредством знакомства с боевой доблестью донских казаков.

Конспект НОД для старшей группы «Основное занятие казаков-рыболовство»Конспект НОД для старшей группы «Основное занятие казаков-рыболовство» Цели:формировать представление о том, как жили наши предки;закрепление рыб,которые водятся в реке Дон. Задачи:развивать познавательный.

Конспект занятия на тему: «Календарь» Познавательное развитие. Первичные представления об объектах окружающего и социального мира. Тема: «Календарь» О. Цель: Учить детей ориентироваться.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Консультация «Традиции и обычаи казаков» Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются.

Конспект занятия на тему «Дружба» Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать.

Конспект занятия «Жизнь и труд казаков» Цель: -познакомить детей с орудиями труда казаков; -расширить знания детей о жизни и быте первых поселенцев-казаков; Задачи: -продолжить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия на тему «Традиции и быт донских казаков»
Опубликовано: 26 сентября 2021 в 20:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия на тему «Традиции и быт донских казаков»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Архипова (УИ 578379) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД