Елена Мартынова
Конспект ОД «Лодка для казаков» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представление о быте донского казачества.
Задачи:
- учить создавать объёмные фигуры;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение, художественно-эстетический вкус;
- воспитывать интерес к продуктивной деятельности.
Оборудование и материалы: ТИКО - конструктор, схемы, презентация.
Ход образовательной деятельности.
Дети с воспитателем входят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Публикация «Конспект ОД „Лодка для казаков“ в старшей группе» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А теперь давайте поприветствуем друг друга.
Организационный момент:
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Стук в дверь.
Почтальон: Здравствуйте, это группа № 6? Вам письмо.
Воспитатель: Спасибо. Ребята, давайте прочитаем письмо.
«Здравствуйте, ребята группы № 6. Пишет вам донской казак Степан Тимофеевич. В нашей станице произошла беда. Налетел сильный ветер и переломал все наши лодки. Решил попросить я у вас помощи, ведь казакам без лодки очень плохо».
- Ребята, а зачем казакам лодки? (рыбу ловить)
- Чем ловят рыбу? (удочками, сетями и другими приспособлениями).
- Как называется самая главная река в нашей области? (Дон)
- А какая рыба водится в Дону (щука, сом, карась, краснопёрка, ёрш, сазан, сельдь, лещ, толстолоб)
- Ребята, а вы знаете какие бывают казачьи лодки?
- Внимание на экран:
Слайд № 1
Каюк - лодка-долбленка изготавливается из вербы. Дерево срезается весной и пару лет оно вялится и сохнет. Затем с помощью топора придаются наружные формы каюку в виде челнока и внутренняя часть выбирается кайлом. Готовую лодку смолят и спускают на воду. Управляется каюк одним веслом. Такая лодка не устойчивая. В связи с этим качеством, у казаков сложилась поговорка, когда что-то угрожает жизни, говорят тебе «каюк». Каюки изготовляются только на Верхнем Дону.
Слайд № 2
Казанка - это лодка - плоскодонка, изготовленная из досок, с плоским дном и малой посадкой, т. е. всеми своими качествами приспособленная, для плавания по мелководью. Получила свое название, возможно по речке Казанке. Такие лодки и сейчас в обиходе и их можно увидеть по берегу Дона.
Слайд № 3
Будара - это самая именитая лодка у казаков. Лодка изготовлялась из осины. В лесу выбиралось подходящее дерево, и в ствол загонялись дубовые клинья на протяжении пяти лет, тем самым искусственно придавая нужную форму. Выдолбленной бударе нашивали еще борта доской. В готовом виде это было целое произведение искусств. В белый цвет выкрашивалась атаманская лодка, остальные выкрашивались в произвольные цвета.
- Ребята, из чего изготавливались лодки? (из дерева).
- У нас с вами нет дерева, да и строить так мы не умеем… Но у нас есть замечательный конструктор «Тико». Вот из него мы и сконструируем лодки для нашего казака.
- Но перед началом работы давайте немного разомнё мся с помощью физминутки:
«РЫБАКИ»
Рано утром у реки (разводят руки в стороны)
Ловят рыбку рыбаки. (имитируют закидывание удочки)
Сидя рядышком с дружком, (присаживаются на корточки)
Кот следит за поплавком. (прикладывают руку ко лбу – смотрят вдаль)
- А теперь можно приступить к работе.
Практическая работа (работа со схемами)
- Давайте рассмотрим схему лодки : она состоит из двух бортов и дна.
- Из каких геометрических фигур мы будем конструировать лодку? (равносторонних треугольников)
- Сколько надо треугольников на один борт? (7)
- Из каких геометрических фигур мы будем конструировать дно? (квадрата и двух равносторонних треугольников)
- Вначале собираем все части отдельно, а затем ко дну присоединяем борта и соединяем их между собой.
- Ребята, посмотрите, а вот и наша река Дон. Давайте спустим наши лодки на воду, и поплывут они в станицу к казакам.
Рефлексия:
- Ребята, вам понравилось конструировать лодки? А для кого мы их конструировали? А зачем они казакам? Вы молодцы, работали хорошо, лодки получились замечательные. Степану Тимофеевичу они обязательно понравятся.