Галина Пустовалова
Конспект занятия по составлению описательного рассказа на тему «Зима» (подготовительная группа детей с ФФН)
▼ Скачать + Заказать документы
«Составление описательного рассказа на тему «Зима»
Цели:
Связная речь: учить детей при описании событий указывать время действии,
используя разные типы предложений (простые, распространенные, сложные);
Словарь: учить подбирать определения к заданным словам;
Грамматика: совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию
Публикация «Конспект занятия по составлению описательного рассказа на тему „Зима“ (подготовительная группа детей с ФФН)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
«письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ; объяснить название и правила игры «Живые слова»;
Звуковая культура речи: добиться четкого произношения слов и фраз,
включающих звуки ц и ч, приучать правильно пользоваться интонацией вопроса, делить трехсложные слова на слоги.
Ход занятия
Логопед обращается к детям:
- Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой. Чем зима отличается от других времен года?
- Какой снег зимой? Когда мы идем по снегу, что с ним происходит? (Хрустит, скрипит, поет песенку)
- Какая бывает погода зимой? (Холодная, снежная, вьюжная, морозная)
- Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, спят, укрывшись снегом)
- Как живут зимой птицы и звери? (Зимующие птицы не боятся снега, но в большой мороз им не бывает холодно, поэтому птицам надо помогать)
- Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная)
- А сейчас придумайте рассказ о зиме. Опишите, какое бывает зимой солнце, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали.
- Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей, чтобы они увидели, чему в научились. Говорите не спеша, чтобы я успевала записывать.
Логопед записывает 2 – 3 рассказа, давая детям понять, успевает ли он записывать, побуждая говорить медленно. Выясняет, какой рассказ больше понравился и какой следовало бы поместить в уголок для родителей.
Физкультминутка.
Организуется игра. Одна половина детей изображает снежинок, другая – ветер. Ветер дует, снежинки кружатся. Игра повторяется дважды.
Логопед обращается к детям:
- Вы вспомнили и сказали много разных слов о зиме: холодная, снежная, морозная, вьюжная и о снеге: пушистый, белый, искристый, хрустящий. А сейчас послушайте и догадайтесь, о чем я буду говорить – о зиме или о снеге. Кто догадается, подскажет нужное слово.
Падает пушистый белый … (снег). Правильно, я хотела сказать: падает пушистый белый снег. Про что я сказала? (Про снег). Что я с казала про снег? (Падает пушистый белый снег).
- Дети, вы умеете играть с куклами, машинами. А вы знаете, что со словами тоже можно играть? Хотите, я вас научу? Игра называется «Живые слова», потому что в ней словами будете вы сами.
- Кто хочет быть словом? (Вызываю по желанию троих детей).
- Теперь вы не обычные дети, а дети-слова. Ты, Кристина, слово – дерево. Какое ты слово, Кристина? Скажи громко. Каким словом стала Кристина? (2-3 ответа). Лариса будет словом – покрыты. А Катя – словом снегом. Какими словами стали Лариса и Катя?
- Наши слова стоят по порядку. Кристина скажет слово и даст руку Ларисе, потом Лариса скажет своё слово и даст руку Кате, последней скажет своё слово Катя. А все остальные будут слушать. Начали.
- Про что сказали эти слово? (про деревья).
- Что они сказали про деревья? (Деревья покрыты снегом).
- Какое первое слово? Какое идет потом? А потом какое?
- Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, и каждое встанет в любом месте нашей комнаты, где захочет. А когда я позову: «Слова, ко мне!» - они снова встанут по порядку.
Логопед хлопает в ладоши, слова расходятся.
- Наши слова ушли. Вы хорошо их запомнили? Где слово покрыты? Какое слово стоит у окна? А вы помните, что они сказали? (Дети отвечают на вопросы и повторяют предложение).
- Я снова позову слова, а вы проверьте, правильно ли они встанут: «Слова, ко мне!» (Дети - слова подходят и встают по порядку).
- Мы сейчас проверим, правильно ли встали наши слова. Называйте каждый свое слово. (Логопед следит за тем, чтобы ребенок громко и правильно произносил слово и брал за руку рядом стоящего).
- Настя, (вызван малоактивный ребенок) подойди и покажи последнее слово.
- Света, назови это слово.
- Катя, скажи громко, какое ты слово. Правильно, это слово снегом. Садись на место. Теперь не стало слова снегом. Кто может сказать какие слова остались? (Деревья покрыты).
- А что же получилось? (Деревья покрыты)
(Спросить у детей, что забыли сделать «слова», они не взялись за руки).
Затем логопед предлагает сесть на место слову «покрыты».
- Какое слово осталось? Да, у нас осталось только одно слово – деревья, и ему некого взять за руку. (ребенок садится на место).
- Вот вы и познакомились с игрой «Живые слова». Почему так называется игра? Правильно, потому что словами были дети: они громко произносили свои слова, брали друг друга за руки, расходились по группе и снова вставали по порядку. В следующий раз мы снова будем так играть.
Логопед читает стихотворение:
Курица и цыплята.
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыпленок, то умница. (А. Капралова)
- Какой звук чаще встречается в этом стихотворении? Назовите слова, в которых есть звук ц. Послушайте слово: курица. Сколько слогов в этом слове? Правильно, в этом слове три слога. А в слове умница сколько слогов?
Логопед читает еще одно стихотворение.
Внучка.
Утром дед спросил у внучки:
- Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
- Я не белоручка! (Е. Авдеенко)
- Какой звук встречается чаще всего в этом стихотворении? Назовите слова, в которых есть звук ч.
- Послушайте скороговорку: цыпленок с курицей пьют чай на улице. Скажем ее медленно. А теперь быстрее.
- Еще скороговорка: очень часто бьются у Танечки блюдца. Произносим ее медленно. Быстрее. Быстро.
Итог занятия.