Евгения Мартынова
Конспект занятия «Семёновская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с историей появления, Семёновской матрёшки, процессом ее изготовления как народного промысла Нижегородского Края.
Задачи:
1)Расширить знания детей о художественных промыслах Нижегородского Края.
2)Познакомить детей с процессом изготовления Семёновской матрёшки.
3)Формирование у детей навыков сотрудничества, умение договариваться между собой.
4)Восстановить любовь и уважение к народной традиции в искусстве.
Материал: Яблоко, заготовки матрёшки, карандаши 1 кор. На 2 человека, мед. пряник, 2 матрёшки, иллюстрация с процессом изготовления, слайды
Публикация «Конспект занятия „Семёновская игрушка“» размещена в разделах
Предварительная работа: Чтение стихотворения, рассказов, просмотр иллюстраций, фильмов, создание мини -музея «Семёновская игрушка», выставка книг, рассматривание портретов первых умельцев семеновских матрёшек.
Активизация словаря:
Мерино, пурпурный, контур, стиль, ассиметрично, поточный метод, токарь, стамеска, ножовка, донце.
Ход. занятия.
1. Психогимнастика.
1. Яблоко.
Дети перекатывают из ладошки в ладошку яблоко по кругу говорят при этом слова : «Катись, катись яблоко наливное
Катись по блюдечку золотому
Скажи какие люди здесь собрались(.добрые, умелые, смелые….).
2. Вкусное варенье.
Рот открыт,широким языком облизать верхнюю губу и спрятать язык в глубь рта.
«Вот такое объедение; Очень вкусное варенье»
3. Пальчиковая гимнастика. «Капуста»
«Мы капусту рубим, рубим; Мы капусту мнем, мнем
Мы капусту солим,солим. А потом жмём, жмём.»
2. Проблемная ситуация.
Педагог. Сейчас я вам прочту одно хитрое стихотворение (заготовка матрешки в руках воспитателя)
Почему здесь нет цветов, ни кружков, нет завитков
Ни листочка, ни травинки; Всё исчезло вдруг куда- то
Удивляются ребята? И понять не можем мы
Кто же спрятался внутри; Что за кукла к нам пришла
И фигура так стройна! Только мы понять не можем
На кого она похожа?
Педагог: Ребята, сможем ли мы узнать по этой кукле, кто это?
Дети: Нет
Педагог: Почему?
Дети: Потому, что на ней лица нет, она не одета, на ней не нарисовано никакого узора.
Педагог: Кто же нам сможет помочь в нашей беде? Кто же нам расскажет, кто это и откуда появилось это чудо?
Звучит музыка:
Педагог: Алый шёлковый платочек
Яркий сарафан в цветочек; А внутри скорлупки есть
Может-3, а может -6; А из одной скорлупочки
Матрёшка вышла в юбочке; Очень любят все матрёшки
Разноцветные одёжки; Сами ткут и прядут
Сами в гости к вам идут; Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к вам пришла матрёшка!
Матрё шка: (Персонаж взрослый человек)
Встретить вас я очень рада; И в беде вам помогу
Где и как мы появились; Я сейчас вам расскажу
Где живём мы очень дружно; Наряжает кто всех нас
Кто узор нам выбирает; Кто расписывает нас
Подходите все поближе; Что бы мой рассказ услышать.
3. Беседа: Картинная галерея с иллюстрациями процесса появления Семёновской матрёшки.
Сторона Нижегородская богата речками, лесами и полями.
А ещё богата, помните ребята; Трудовыми, золотыми мастерами
Город славный есть Семенов; Средь густых лесов стоит
И матрёшкой деревянной, этот город знаменит.
Деревня Семёнов была одним из главных центров по изготовлению и покраски деревянных игрушек и посуды.
Первая Семёновская матрёшка была сделана умелым токарем Аверьяном Вагиным из деревни Мериново, которая расположена в 8 км. от Семёнова. Его сын принёс дер. куклу,
сделанную в Сергиев- Посаде, окрашен в светло- зелёный цвет и изображён человек с усами и бородой. По аналогии с пасхальными яицами, Вагин решил сделать дер. куклу из 2-х частей. Это был прототип Семёновской матрёшки. Первая матрёшка была окрашена в пурпурный цвет. Так же происхождение Семёновской матрёшки было связано с потомственным мастером Арсением Майоровым. Однажды глава семьи Арсений Фёдорович привёз из Нижнего Новгорода пустую неокраш. матрёшку. Деревяная кукла была расписана его дочерью Любой, она использовала гусиное перо для нанесения контуров, а для заполнения рисунка использовала маленькую клеточку и аналиновые красители. Люба разместила в центре куклы большой ярко -красный цветок. Постепенно был сформирован определённый семёновский стиль живописи матрёшек, в отличий от других он был более красочным и ярким. Семёновские художники используют старые традиции применения цветочного орнамента. Они оставляли большие неокрашенные участки дерева и рисовали матрёшку аналиновыми красками, а потом покрывали лаком.
И сейчас прежде всего рисуют тонкой кистью контуры лица, глаза, губы, затем окрашивают шарф на голове матрёшки, юбку, фартук, рукава. В основе композиции Семёновской матрёшки, является фартук, на котором рисуют букет красивых цветов.
Художники в основном используют 3 цвета- красный,синий и жёлтый, из них они делают различные комбинации цвета платка, платья и фартука. Центральная декоративная часть матрёшки на фартуке традиц. написана асимметрично и смещена немного вправо. Расписывают матрёшки поточным методом, т. е. каждый художник пишет что то своё, один-платочек, другой-личико, глазки, ручки, третий- кофточку, сарафан, четвёртый-цветы. Как художник задумает, такая матрёшка и получится (показать матрёшку).
Матрё шка: А сейчас ребята я хочу с вами поиграть. Вы согласны?
4. Дидактическая игра. «Укрась матрёшку»
Матрё шка: Но чтобы кукла получилась нарядной, художнику чтобы приступить к работе нужна деревянная кукла- заготовка.
Дети украшают элементами узора своих матрёшек.
Педагог: Спасибо,что с нами поиграла,интересное задание показала. А теперь матрёшка просим мы побыть у нас и послушать наш рассказ.
Матрё шка: Алый шелковый платочек; Яркий сарафан в цветочек
Все расписаны на диво; Очень ярко и красиво.
5. Педагог: А как вы думаете какая должна быть заготовка, чтобы кукла получилась красивой.
Дети: Ровная, гладкая, правильной формы, которая хорошо открывается.
Педагог: Такую форму может сделать мастер профессия которого называется токарь.
Летят опилки белые ; Летят из под пилы
Ведь это токарь делает; Матрёшку для красы
И на станке,ножовкой; Стругает заготовку
Прячутся друг в дружке; Шустрые подружки (Детям показывают слайды)
Токари г. Семёнова создали свою собственную форму матрёшки, она имеет относительно узкую верхнюю и более широкую часть снизу. Сначала токарь делает заготовку из дерева (липа, берёза, лиственница или осина).Каждый мастер знает свой секрет дерева и подготовки его к обработке. Надо, как они говорят, чтоб дерево звенело, пело. Высушенные брёвна распиливают на чурки,болванки. Затем дер. чурка,
чтобы, стать красавицей проходит через многие руки. Белую куколку (показывают) покрывают специально белым составом и только потом расписывают. Часто работу токаря сравнивают с работой скульптора. Легким выверенным движением с большим мастерством вытачивает
токарь голову и туловище матрёшки снаружи и внутри, используя нож и стамеску. Семёновская матрёшка заметно отличается от других матрёшек. Эти матрёшки могут состоять из множества мест. Здесь делают 15-20 кукольных матрёшек. На фабрике худ. росписи в городе Семёнове была сделана самая большая матрёшка, состоящая из 72 штук.
Матрёшка была в диаметре 0.5м и высотой 1м. Кто-то, увидев самую маленькую куколку, которая была похожа на завёрнутого в пелёнку младенца, восхищенно воскликнул: «Ну прямо Матрёшка!» Так девочку и называют Матрёна, или любовно, ласково, Матрёшка, Матрёшечка, Матрёнушка.
Первой на свет появилась самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней нижняя часть (донце)для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Хорошая матрёшка отличается тем, что все ее фигурки легко входят друг в друга;
Две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются, рисунок правильный и четкий. Первые матрёшки покрывали воском, а лаком их стали покрывать тогда,когда они стали детской игрушкой. Лак предохранял краску, не давая им так долго портится, откалываться, сохранял дольше цвет. Но,и конечно, же, хорошая матрёшка должна быть красивой.
6. Физкультурная минутка.
Педагог: «Кто быстрее»
Дети дети делятся на две команды. Каждая команда собирает матрёшку из 10 кукол.
Матрё шка: Славно вы повеселились; И все вместе порезвились
Наша русская матрёшка Не стареет сотню лет;
В красоте, в таланте русском; Весь находится секрет
А хотите ребята нарисовать мне моих сестер –кукол?
Дети: Хотим.
Матрёшка даёт вырезанные заготовки и карандаши
Дети рисуют: Звучит фоновая русская народная мелодия.
Педагог: Погляди скорей матрёшка, каких сестрёнок тебе нарисовали ребята.
Щёчки розовеют; Пёстренький платочек; Платьице в цветочек.
Матрёшка. Ой, какие славные и нарядные получились мои сестрёнки. Вы словно мастера сотворили чудеса.
А теперь пора простится; И домой мне возвратится
Дети: До свидания матрёшка.
Все матрёшки хороши; Ими край ведь славится ;Приходи же к нам ещё
Тебе у нас понравится