Галина Куликова
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей с ЗПР 5–7 лет «Семейные обычаи на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в группе ЗПР (5-7 лет)
Тема: Семейные обычаи на Руси
Авторы: Куликова Г. А., Куликова Е. В., воспитатели МАДОУ ЦРР д/с № 133
г. Калининград
Цель: формирование у детей интереса к русскому быту, фольклору, традициям, обрядам, обычаям.
Задачи:
-расширять и углублять представления детей о старинных обычаях
Публикация «Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей с ЗПР 5–7 лет „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
- обогащать словарный запас существительными: плетень, колыбель, полог, люлька
- закреплять знания пословиц о семье, родных, Родине
- воспитывать уважение, интерес к русскому фольклору; чувство эмпатии
Подготовительная работа: беседа «Предметы русской старины», «Русская изба»; заучивание колыбельных песенок, шуточных диалогов; чтение русских народных сказок, потешек, прибауток. Организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материалы и оборудование: интерьер русской избы – стол, печь, люлька, плетень, корыто, полотенце вышитое, вышитая русская рубаха, уголёк, зёрнышко, монетка, кусочек хлеба с солью, аудиозаписи с колыбельной песенкой, клубочек.
Ход занятия:
(Звучит колыбельная, входит хозяйка)
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие,
Гости званные и желанные,
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Я вас очень ждала.
В избе порядок навела,
Пол подмела.
Да и, как говориться в старину:
Не красна изба углами,
А красна пирогами.
Вот и я тесто замесила,
Пироги в печь поставила,
Чтобы вас угостить и чаем напоить.
Ой, а где мои детки?
Дети: Мы здесь!
Хозяйка: Проходите мои дорогие, мои цветочки. А где цветок там и медок. Усаживайтесь по удобнее, дайте мне на вас полюбоваться. Вот и собрались мы снова в нашей избе все вместе. А когда вся семья вместе, то и душа на месте. Сидим мы с вами за большим столом всей нашей дружной семьёй. Во главе стола раньше сидели самые уважаемые люди в нашей жизни- наши родители. Потому что они дали нам жизнь, они кормят нас, оберегают. Давайте вспомним пословицы о родителях:
- Уважай отца и мать будет в жизни благодать.
-При солнышке тепло, при матери добро.
- Нету лучшего дружка, чем родная матушка.
Дружная семья и гору сдвинет.
Когда семь вместе, то и душа на месте.
В гостях хорошо, а дома лучше.
- Есть дед будет и обед.
А скажу я вам, ребята, что раньше наши предки верили, что охранял дом и семью дедушка домовой, А чтобы он был добр к хозяевам, ставили ему блюдце с молоком под печь. Давайте и мы угостим домового.
(наливают молоко и ставят у печки)
А теперь скажите мне, ребята, какие праздники бывают в доме?
(ответ детей)
А самый главный, самый важный праздник в доме - это рождение ребёнка. Его ждали, о нём думали. А когда ребёнок рождался, вывешивали рубашку на самое видное место - на плетень, чтобы все знали новый человек в мир пришёл. Вот и у нас на плетне рубашечка висит. Значит в доме у нас малыш. (подходят к колыбельке) А где лежит наш малыш? Правильно, в колыбельке, которую завешивали пологом. Как вы думаете для чего? (ответ детей). Правильно, чтобы свет не мешал, чтобы комары не кусали, чтобы люди не добрые не сглазили. Смотрите, что здесь? Это хлеб да соль. Раньше на Руси хлебом- солью встречали дорогих гостей. Вот и малышу положили. Здравствуй, родной, наконец-то ты родился, как долго мы тебя ждали.
А теперь мы его покачаем и песенку споём - колыбельную.
(качают и поют по желанию)
Пока наш маленький спит, я расскажу вам о старинных русских обычаях.
В давние времена пока в свой первый день рождения ребёнок спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить своими руками ему подарки. Кто сошьёт рубашку, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит.
А когда ребёнка первый раз купали, в ванночку клали три вещицы. (показывает и рассказывает) Уголёк - привыкай малыш к домашнему теплу, зёрнышко - чтобы сытым был, денежку - чтобы богатым был. Когда ребёнка первый раз после купания пеленали, но не в пелёнку, а в отцову рубаху, чтобы вырос он сильным, здоровым и работящим, как и его родители.
Ой, слышите, просыпается наш маленький.
(подходят к люльке, достают куклу)
Хозяйка: Слышите, ребята, кто-то за печкой кряхтит
(из- за печки вылезает домовой)
Домовой: Ой, беда, беда, огорчение.
Хозяйка: Ребята, да это же дедушка домовой к нам пожаловал. Что за беда у тебя дедушка приключилась?
Домовой: Да вот мне в обед сто лет будет, а меня дразнят другие домовые.
Хозяйка: Как дразнят?
Домовой: А так. Домовой- хвост трубой. А у меня и хвоста никогда не было.
Хозяйка: Тебя дразнят, а ты в долгу не оставайся и не обижайся. Вот ты кто?
Домовой: Дед Пихто.
Хозяйка: А я бабушка Никто.
Домовой: Бабка, а тебе поклон прислали.
Хозяйка: Кто?
Домовой: Маша
Хозяйка: Какая Маша?
Домовой: Свинья наша.
(смеются)
Домовой: Вот и правда, когда всё шуткой так и не обидно, так и весело. Давайте, ребятки сядем мирком да поговорим ладком.
(шуточные диалоги домового с детьми)
- Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А ещё хочешь?
- Хочу.
-Что ты делаешь?
- Ничего.
- А он что?
- Помогать пришёл.
- Понял, Ванюшка?
- Понял, бабушка.
- А что ты понял, Ванюшка?
- А ничего, бабушка.
- Кто ты будешь?
- Елизар.
- Куда едешь?
- На базар.
- Что везёшь?
- Рожь.
- Что возьмёшь?
- Грош.
- Что купишь?
- Блин.
- С кем съешь?
- Один.
- Не ешь один, не ешь один!
- Мы с тобой шли?
- Шли.
- Кожух нашли?
- Нашли.
- Я тебе его дал?
- Дал.
- Ты его взял?
- Взял.
- А где же он?
- Что?
- Кожух.
- Какой кожух?
-Да такой! Мы с тобой шли?
-Шли.
- Кожух нашли?
- Нашли…
- Куда, Фома, едешь?
-Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- На что тебе молоко?
- Ребяток поить.
- На что тебе детки?
- Чтоб счастливым быть!
Домовой: Верно, ребятки. Самое большое счастье для ваших родителей это вы -детки. (Берёт клубок, наматывает нитки и что-то шепчет)
Хозяйка: А что это ты, дедушка домовой, делаешь?
Домовой: А это я добрые мысли связываю, сказки сказываю, песни сочиняю, играми детей забавляю.
Хозяйка: А с нами поиграешь?
Домовой: Конечно. Клубочек этот у меня волшебный. Может во что угодно превращаться. (Игра «Волшебный клубочек» - Эй, клубочек, повернись, в уголёк превратись, в котёночка и т. п.)
Домовой: А ещё хочу я вас игре научить «Птички» называется.
Летели две птички,
Ростом невелички.
Как они летели,
Люди все глядели.
Как они садились,
Люди все дивились.
Как они вставали,
Крепко обнимались.
Домовой, Хозяюшка и дети обнимаются)
Домовой: Ой, Хозяюшка, Как у тебя в избе вкусно пахнет!
Хозяйка: Заигралась я с вами и совсем забыла, что у меня пироги в печи поспели. Прошу, гости дорогие, на пироги да на чай. Мы рады тому, кто в нашем дому.
(Угощение)
Используемая литература:
1. Воспитание детей на традициях народной культуры
(составитель В. П. Ватаман – Волгоград, 2007)
2. На золотом крыльце сидели Г. П. Фёдорова ; СПб., 2000