Евдокимова Виктория Вячеславовна
Конспект ООД. Ознакомлению с окружающим миром и развитие речи. (Подготовительная группа для детей с ЗПР). «Фрукты. Сад»
▼ Скачать + Заказать документы
П. З.
Коррекционно – образовательные
Формирование элементарных экологических представлений
Уточнить и систематизировать представления о фруктах; где растут фрукты; что из них готовят. Учить употреблять обобщающее слово «Фрукты». Обогащать и уточнять знания детей о деревьях сада. Учить понятия – плоды и плодовые деревья. Формирование навыка слогового анализа слов. Формирование навыка сравнения предметов по высоте на глаз, умение пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже). Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах десяти). Закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма).
Публикация «Конспект ООД, Ознакомлению с окружающим миром и развитие речи, (Подготовительная группа для детей с ЗПР), „Фрукты, Сад“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Коррекционно – развивающие
• Развитие глубокого вдоха, фонематических представлений, диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, мышления. Развитие общих речевых навыков, координации речи с движением, тонкой моторики, артикуляционной моторики.
Коррекционно – воспитательные
• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование
Демонстрационный материал: предметные картинки с фруктами (яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, вишня); корзинка с муляжами фруктов, картина «Фруктовый сад» (яблоня, груша, слива); мнемотаблица к рассказу «Яблоня»; музыкальный центр, диск с записью пьесы П. Чайковского «Октябрь» из альбома «Времена года», диск с записью музыкального сопровождения к упражнению «Садовник» (Р. Н. П. «Полянка»).
Раздаточный материал: конверт с частями дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды); плоскостные изображения фруктов и плоскостное изображение банки, бутылки и кастрюли; альбомы, контейнер с карандашами, массажные мячики.
Предварительная работа
Рассмотреть на участке детского сада строение дерева (корень, ствол, ветки, листья, а на картине рассмотреть деревья с плодами). Учить понятия – плоды и плодовые деревья. Разучивание упражнения «Садовник». Чтение стихотворения «В саду».
Ход занятия
1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Отгадывание загадок с помощью картинок. Развитие мышления).
(Дефектолог встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках, дети здороваются с дефектологом и по его просьбе выбирают из контейнера по одной предметной картинке, а затем проходят в кабинет и садятся на стульчики вокруг стола).
Дефектолог. Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить её на наборное полотно.
Далее дефектолог загадывает загадки, а дети ставят на наборное полотно картинки-отгадки (слива, яблоко, груша, лимон, апельсин, вишня) называют их и садятся.
Я зелёную матрёшку
От подруг не оторву.
Подожду, пока матрёшка
Упадёт сама в траву.
(Груша).
Дефектолог. Верно. Слушайте следующую загадку.
На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Сливы).
Дефектолог. Верно. Слушайте следующие загадки.
У неё есть косточка
Да красненькая кофточка.
(Вишня)
Дефектолог. Молодцы! Вы отгадали загадки.
2. Основная часть
2.1 Введение в тему. (Уточнить и систематизировать представления о фруктах, где растут фрукты. употреблять обобщающее слово «Фрукты»).
Дефектолог.
Что изображено на картинках? Назовите, одним словом. (Фрукты.)
Где растут фрукты? (В саду, на деревьях.)
Как называется профессия человека, который разводит сад и ухаживает за ним? (Садовник.) Слово «Садовод» состоит из двух слов: сад и разводит.
2.2 Рассматривание картины и беседа по ней «Фруктовый сад». (Обогащать и уточнять знания детей о деревьях сада. Учить понятия – плоды и плодовые деревья, развитие диалогической речи).
Дефектолог. (Пожалуйста, закройте глаза. В это время дефектолог выставляет на доску картину «Фруктовый сад» (яблоня, груша, слива). Дети открывают глаза, дефектолог даёт детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание).
Дефектолог. Давайте представим, что мы с вами попали в сад и превратимся в юных садовников и как можно больше узнаем о фруктах, которые растут в саду. Вы согласны? (Да).
Что изображено на картинках? Назовите одним словом. (Деревья.)
— Какие это деревья? (Яблоня, груша, слива.)
— Какие плоды приносит яблоня? (Яблоки.)
— Какие плоды приносит дерево груша? (Груши.)
— Какие плоды приносит дерево слива? (Сливы.)
— Эти деревья приносят плоды, которые люди употребляют в пищу (едят). Эти деревья называются плодовыми. Яблоня, груша, слива — плодовые деревья.
— Так как называются эти деревья? (Плодовые деревья).
— Дефектолог. Как называются плоды, которые приносят плодовые деревья? (Это фрукты.)
Игра «Яблоневый сад». (Формирование навыка сравнения предметов по высоте на глаз, умение пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже). Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах десяти).
(Дефектолог в произвольном порядке располагает на доске плоскостные изображения яблонь разной высоты.)
Дефектолог.
Под моим окошком яблоневый сад.
На ветвях высоких яблоки висят.
Сколько яблонь в моем саду? Сосчитайте.
Дети. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. Всего десять яблонь.
Дефектолог. Расставьте яблони, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой, по порядку.
(Дети все вместе выполняют задание.)
Дефектолог. Очень хорошо. А теперь посчитайте яблони по порядку.
Дети. Первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая, десятая.
Дефектолог. Сравните по высоте третью и четвертую яблони.
Ребёнок. Третья яблоня выше четвертой яблони. Четвертая яблоня ниже третьей яблони. Дефектолог Молодцы! убирает деревья.
Дефектолог. Мы с вами кто?
Дети. Садовники.
Дефектолог. Правильно. Наступила осень. Фрукты созрели, и мы собираем, что? (Урожай).
Дефектолог. Очень хорошо! Молодцы! Давайте представим, что мы собрали урожай фруктов. Дефектолог «Ах, как вкусно!»
3. Дефектолог начинает рассказ. (Развитие артикуляционной моторики, мимических мышц).
Вот персик (яблоко, апельсин)
Мы кусочки откусили (Широко открыть рот, а затем закрыть и щёлкнуть зубами).
Пожевали – та – та – та – та («пожевать» зубами широкий кончик языка, одновременно произнося слоги. 2та»).
Проглотили – ам! (Широко открыть рот и произнести звукоподражание «А – м- м –м!»).
Ах, как вкусно (почмокать губами).
Удивительно приятно! (Облизать губы круговыми движениями языка по кругу – сначала – верхнюю губу, а затем нижнюю).
А теперь, ребята, посмотрите и постарайтесь отгадать, какой фрукт я попробовала : кислый лимон или сладкую сливу?
Дефектолог морщится, изображая, что ему очень кисло, а потом просит детей самим изобразить лицо человека, который без сахара съел лимон.
А теперь поиграем в игру «сладко и кисло».
Если я назову сладкий фрукт – вы улыбнитесь, а если кислый – поморщитесь. (Груша, лимон, слива, лимон, банан, лимон).
4. Игра «Компот» (Развитие навыка слогового анализа слова).
Дефектолог кладёт на стол плоскостные изображения кастрюли.
Дефектолог. Продолжаем готовить блюда из фруктов. Давайте вместе сварим компот. Вы кладёте в кастрюлю те фрукты, что у нас есть, и делите их названия на слоги.
1 – й ребёнок. Яб – ло – ки. В этом слове три слога.
2 – й ребёнок Сли – вы. В этом слове два слога.
3– й ребёнок. Гру – ши. В этом слове два слога.
4 – й ребёнок. Пер – сик. В этом слове два слога.
5 – й ребёнок. Аб – ри кос. В этом слове три слога.
Дефектолог убирает изображение кастрюли и фруктов и достаёт блюдце с нарезанными фруктами.
Дефектолог. Молодцы. Какой ароматный компот. Давайте понюхаем его и скажем: «Ах, какой ароматный компот!».
Дефектолог предлагает детям выйти на ковёр и встать в круг. Он держит блюдце на уровне носа детей. По команде дефектолога дети делают глубокий вдох, не поднимая плечи, а на выдохе на мягкой атаке произносят предложенную фразу.
5. Подвижная игра «Садовник». (Развитие общих речевых навыков, координации речи с движением, тонкой моторики. Расширение глагольного словаря).
Дефектолог предлагает детям построиться в круг и выполнить знакомое упражнение под музыкальное сопровождения (Р. Н. П. «Полянка»).
Дети. Мы вчера в саду гуляли Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы деревья там сажали Изображают, как копают яму и сажают в неё дерево
Яблони белили Движение правой руки вверх – вниз.
Забор починили Имитируют удары молотком.
Дефектолог.
Ты скажи, садовник наш,
Что ты нам в награду дашь?
Дети. Дам в награду На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого.
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных
Спелых яблок,
Вишен целый килограмм.
Вот что вам, в награду дам.
6. Составление рассказа-описания о дереве «Яблоня» (Обучение составлению рассказа - описания о дереве «Яблоня», с использованием мнемотаблицы. Развитие связной речи).
Дефектолог приглашает детей сесть на стульчики. Давайте с вами составим красивый рассказ о дереве. Например «Яблоня». А поможет нам в этом замечательная таблица. (Дефектолог выставляет на доску мнемотаблицу). Дети составляют рассказ по цепочке. Потом один ребёнок составляет рассказ – описание о дереве «Яблоня». Остальные дети составляют рассказ – описание на индивидуальных занятиях.
Например. Женя Ч. : «Это яблоня. В земле у яблони корни От корней яблони растёт ствол. От ствола ветки. Веток много. Они бывают толстые и тонкие. На ветках растут листья и яблоки. Яблоки красные, круглые, сладкие. Яблоки вкусные и полезные.
7. Игра с массажными мячиками. (Развитие ручной моторики, тактильных ощущений)
Дефектолог убирает муляжи, достаёт контейнер с массажными мячиками, раздаёт по одному мячику каждому ребёнку.
Дефектолог. А теперь давайте поиграем с массажными мячиками. Возьмите мячик в правую руку. Представьте, что это не мячик, а мягкая ароматная слива.
Сливу я держу в руке, Кладут мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке, Крепко сжимают его.
Отпускаю, разжимаю Раскрывают ладонь.
И ладошками катаю. Катают мячик между ладонями.
8. РАБОТА В АЛЬБОМЕ. (Развитие тонкой моторики. Развитие грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).
На столе лежат альбомы и цветные карандаши.
Дефектолог. Сейчас я прочитаю стихотворение «В саду». А вы слушайте внимательно.
Фрукты растут на деревьях в саду.
Яркие фрукты у всех на виду.
Груша зелёная, как кабачок.
Яблоки красные. Синие сливы.
Светиться золотом жёлтый лимон.
В кроне висит оранжевый апельсин.
Что за художник у нас на виду.
Фрукты раскрасил в нашем саду?
Дефектолог предлагает детям. Вспомнить, о каких фруктах говориться ы стихотворении.
Дети. Груша, яблоки, сливы, лимон, апельсин.
Дефектолог предлагает детям нарисовать в альбомах фрукт и раскрасить его соответствующим цветом. Кто затрудняется, дефектолог раздаёт трафареты фруктов. Выполнив задание дефектолог просит детей подобрать как можно больше слова отвечающих на вопрос «Какой?»
1 – ребёнок. Зелёная, овальный, сочная груша.
2 – й ребёнок. Красное, круглое, румяное яблоко.
3– й ребёнок. Синие, овальные, ароматные сливы.
4– й ребёнок. Жёлтый, овальный, кислый лимон.
5 – й ребёнок. Круглый, оранжевый, сладкий апельсин.
Дефектолог предлагает детям закрыть альбомы и сложить карандаши в контейнер.
Итог занятия (Оценка работы детей).