Вера Николаевна
Конспект занятия на тему «Роспись доски по мотивам золотой хохломы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: организовать художественно-эстетическую деятельность детей, направленную на формирование знаний о хохломской росписи, активизацию словаря по теме «Хохломская роспись», совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе, использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия на тему „Роспись доски по мотивам золотой хохломы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Образовательные: создать условия для уточнения и расширения знаний у детей о хохломской росписи, совершенствования умения рисовать концом кисти, тычком, выполнять узор в определённой последовательности.
Развивающие: способствовать развитию мелкой моторики рук, через рисование мелких завитков;
Воспитательные: способствовать формированию у детей любви к природе, своей Родине, народному творчеству.
Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, творческая, продуктивная.
Оборудование: хохломская посуда, шкатулка, трафареты разделочной доски, восковые карандаши (жёлтый, красный, зеленый, чёрная акварель, широкая кисть №5 или №6.
Интеграция образовательных областей:
- Художественно-эстетическое
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное
- Физическое развитие.
Словарная работа: Хохлома, листики, капельки, завитки.
Ход деятельности.
1 этап. Мотивационно-организационный.
Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Посылка). Посмотрите какая она расписная. Как вы думаете, кто бы мог нам ее прислать? (Ответы детей). Я тоже думаю, что это хохломские мастера. А что вы знаете о хохломской росписи? Что ей расписывали? (Ответы детей). Какие элементы росписи вы знаете? (Ответы детей). Молодцы! А вы хотите посмотреть, что в посылке? (Достаю хохломскую посуду).
2 этап. Ориентировочный.
Ребята, что это? (Хохломские доски, ложки и т. д.) Вы правы, это все Хохломская посуда.
3 этап. Основная часть.
Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?
Хотите, я расскажу вам сказку о хохломе? (Одобрение детей)
Педагог на мольберте располагает картонную заготовку в виде доски, рядом на столике лежат восковые мелки: зелёные, красные, и желтые.
Жил-был давным-давно мужичок, мастер деревянную посуду делать. Вот как-то раз и решил на базаре сбыть выработанную продукцию. Пол дня на базаре провели все без толку развернулся в обратную дорогу. Доехал до опушки и остановился – стыдно домой с пустыми руками возвращаться …Прилёг на травку, а солнечный Лучик поиграть с ним задумал: бочек припекает, в глазок заглядывает, а мужик хмурый как тень. Спрашивает его Лучик, чего он такой не живой прям как доски его. Поведал мужик беду свою, что не продал ничего, а дома его детки с гостинцами ждут. Жалко Лучику стало мужичка и решил он ему помочь. –Вот держи мой лучик золотой, вижу что не бездельник. Так посмотри по сторонам и лучику моему применение найди. … Посмотрел, подумал мужик взял доску и лучиком три листика внизу на ней нарисовал золотые…
Педагог на заготовке наносит желтым восковым мелком рисунок в виде листиков хохломских.
-Так увлекся мужичок, расписывая доски, что не заметил, как солнышко садиться стало, и лучик в его руках покраснел и добавил он тогда красных ягодок.
Педагог добавляет красным восковым карандашом над жёлтыми листочками крупные ягодки-клубнички
-Покатилась росинка по зеленой травинке, подхватил её мужичок и набросал зеленые завитки и капельки у себя на посуде.
Между ягодками жёлтым карандашом рисуем листочки-капельки от меньшего к большему. Между нижними листиками рисуем завитки желтого и зеленого цвета. Добавляем мелкие цветы и завитки наверху.
Педагог добавляет зеленым восковым карандашом характерные элементы.
-Совсем стемнело на опушке – все стало черным казаться и лучик тоже. Тогда взмахнул он им и нанес последние мазки.
Педагог обводит доску красным восковым карандашом, закрашивает доску черной акварелью.
-И заснул утомленный. А утром просыпается, диву дается – какая красота перед ним. Замерла на его посуде красота растительная; травки, листочки, завитки, ягодки да капельки. И сияет так будто золотое – Лучик красу свою подарил. Поехал тогда мужичок опять на базар и когда у него спрашивали: «Откуда такое диво?», он с гордостью отвечал: «Из Хохломы». Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
Физминутка.
Птица хохломская крыльями махала Руки в стороны, махи
Крыльями махала – злато рассыпала. Махи, встряхиваем кисти рук
Головой качала, в стороны качала Наклоны головы
Да, с землицы русской травы собирала. Наклоны в пол, собираем
Травы собирала, чаши украшала, Собираем, обводим руками круг
Мастерство с любовью нам передавала. Руки к сердцу, руки вперед.
А теперь вы, как настоящие хохломские мастера попробуете воссоздать сказку на своих досках. Но для начала разомнем наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика «Цветки».
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивание кистями рук вправо, влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперед, назад.)
4 этап. Самостоятельная работа.
Не забывайте: кисть держать прямо, рисовать элементы концом ворса.
А теперь начинайте работу. (Рисование проходит под тихую спокойную музыку. Во время работы педагог следит за правильной осанкой детей, за различным изображением завитков, ягод и листьев.)
5 этап. Заключительный. Анализ работ.
А теперь ребята возьмем свои работы и выставим их на полочку.
(Дети поочередно ставят свои работы на полочки, начерченные на магнитной доске)
Предлагаю вам выбрать из этих работ те, которые вам больше понравились и рассказать о них. (2-3 анализа работ самими детьми).