Гульнара Жаппасбаева
Конспект занятия по разделу «Рисование» на тему «Городецкие доски» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знания детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами, традициями русского народа.
Задачи:
-закреплять умение расписывать, располагать узор на деревянной дощечке; совершенствовать навыки работы с кистью.
-развивать чувство ритма и композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству.
-закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.
-воспитывать в детях трудолюбие, умение доводить начатое до конца; воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров
Дидактические средства:
Публикация «Конспект занятия по разделу „Рисование“ на тему „Городецкие доски“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Два образца досок с разной композицией узоров; элементы городецкой росписи на магнитах; таблица поэтапного изображения основных городецких узоров; готовые силуэты досок, краски, кисти, палитры, подставки для кистей, салфетки, стаканы с водой;
Предварительная работа :
Рассказ воспитателя о истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства ; дидактические игры «Собери целое», отгадывание загадок о промыслах; подвижные народнык игры «Ручеёк», «Гори-гори ясно».
Словарная работа: розан, купавка, бутон, гирлянда, оживка ;
Ход занятия:
(В начале занятия звучит народная мелодия). Дети заходят в группу и встают в круг.
Воспитатель:
Дети, у меня сегодня радостное настроение, и я хотела бы с вами им поделиться. А для того, чтобы поднять друг другу настроение, достаточно сказать комплимент. Давайте возьмё мся за руки и скажем вместе :
В этот день и в этот час
Комплимент звучит для нас!
Мы прекрасны, хороши,
Говорю я от души!
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела конверт. На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям подготовительной группе №1» от директора музея. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме?
Ответы детей
Воспитатель:
«Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для выставки нам не хватает расписных досок. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать?».
Дети поможем сотрудникам музея?
Ответы детей
Воспитатель:
Но сначала надо собрать образец.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Воспитатель:
Вот вы и составили образец, а вы догадались какая это роспись?
Ответы детей : Городецкая роспись.
По каким элементам вы догадались?
Ребенок 1
- Коль на доске девица.
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо- птица-
Это значит Городец
Ребенок 2
-Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
(показ иллюстрации)
Воспитатель:
Правильно, дети. Давай вспомним немного о чудесном, древнем городе Городец. Кто расскажет?
Ответы детей : Это старинный город Городец. Основателем этого города является Юрий Долгорукий. Именно в этом городе и его окрестностях и зародилась Городецкая роспись.
Воспитатель:
Ребята, а что изготавливали городецкие мастера?
Ответы детей : игрушки, посуду, прялки, шкатулки
(показ иллюстрации)
Воспитатель:
Городецкие мастера изготавливали и узорные игрушки, шкатулки, панно и хлебницы. А ещё художники изображали целые композиции, например чаепитие.
(показ иллюстрации)
Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. Для этого я буду загадывать загадки.
1. Словно чудо тут и там распускается…
Ответы детей : розан. (показ иллюстрации)
2. Она круглая, как чашка, а зовут её …
Ответы детей : ромашка (показ иллюстрации)
3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она …
Ответы детей : купавка (показ иллюстрации)
4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся …
Ответы детей : бутон (показ иллюстрации)
Воспитатель:
Что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд?
Ответы детей : коня, птицу, петуха.
Воспитатель:
Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры?
Ответы детей : оживки.
Воспитатель:
Да это белая и чёрная оживки. А теперь посмотрите на расписные доски и как
по-разному можно расположить гирлянды.
На первой доске три закруглённые бутоны, расположена в прямую линию. На второй доске тоже закруглённые гирлянды, но расположены они по кругу. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.
Воспитатель:
А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды?
Ответы детей : (розовый с красным, голубой с синим).
Воспитатель:
А для оживок, какие цвета возьмёте?
Ответы детей : (белый и черный).
Воспитатель:
Дети, как вы будете рисовать оживки?
Ответы детей : (кончиком кисти).
Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. (Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых). Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах. Обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.
Воспитатель:
Немного устали? Отдохнём?
Подвижная игра : «Гори – гори ясно»
Воспитатель:
Дети, вы можете приступать к работе. Садитесь на свои места.
(Звучит тихая русская народная музыка).
Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.
Анализ занятия :
В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить работы.
Воспитатель:
Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)
Молодцы, дети, у всех получились замечательные работы.
Дети читают стихотворение о Городце.
Любовались гости чудом
Громко восхищались,
Городецкой красотой
Сражённые остались.
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
В Городце у нас все двери,
В Городце весь детский сад,
Городец у нас все любят,
Все в саду – и стар, и млад.
Листья, горлицы и кони,
Петухи, скворцы, цветы –
Городецкие узоры
Небывалой красоты
Воспитатель:
Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем до-свиданья!