Наталья Кочурова
Конспект занятия в старшей группе по рисованию на тему «Роспись тарелки мотивом «гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по рисованию на тему : «Роспись тарелки мотивом «Гжель».
Программное содержание:
Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по рисованию на тему „Роспись тарелки мотивом „гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Тарелки. Рисование и украшение тарелочек
- Темочки
1. Продолжить приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить детей с полным циклом производства гжельской посуды; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Формировать практические умения и навыки рисования с эскизом при росписи узора на заготовке-тарелке, выполняя в центре узор из гжельских мотивов, по краям кайму. Совершенствовать навыки работы с красками.
3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
4. Развивать речь детей, мелкую моторику рук.
Оборудование:
Предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т. д. гжельская посуда для выставки, гуашь, вода, кисти, салфетки, набор картинок для демонстрации элементов росписи.
Предварительная работа:
Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми заготовок-тарелок из глины с нанесением белого покрытия гуашью к занятию. Проработка будущего орнамента для росписи на эскизах.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Светланы Ледковой:
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И легким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнем камин,
В котором, жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым.
Воспитатель: мы с вами уже знаем, что синие и голубые узоры и цветы на белой посуде – это гжельские узоры.
Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.
Воспитатель: Кто расписывает такими узорами?
Дети: Гжельские мастера.
А где живут и работают такие мастера вы знаете?
Дети: В подмосковном местечке Гжель.
В цехе художественных изделий будущие вазы или статуэтки отливаются в форму. Затем каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы, чтобы оно стало гладким, а краска ложилась ровно. В цехе художественной росписи фарфора мастер-живописец вручную расписывает каждый предмет. Разметка узора наносится через кальку порошком измельченного древесного угля путем припудривания. В мастерских художников от эскиза идея воплощается в высокохудожественное произведение искусства.
Исполнитель росписи обязательно ставит свою подпись на каждом изделии. Завершается производственный и в то же время творческий процесс обжигом. На вагонетку осторожно устанавливают расписанные, глазурованные изделия, и вагонетка заезжает в печь размером с дачный домик.
Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, а что украшают гжельскими узорами?
Дети: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, сервизы.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, а из чего гжельские мастера делают свои изделия?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Какими узором украшают мастера свои изделия?
Дети: Завитки, цветы, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.
Воспитатель: Правильно, еще очень часто изображают сказочных животных и птиц. А на больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
А вот ещё одно стихотворение Л. Куликовой:
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Воспитатель: А какими цветами расписывают мастера свои изделия?
Дети: Голубыми, синими, темно-синими.
Воспитатель: Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок выглядит серо-черным.
Воспитатель: Давайте отдохнем.
Физкультминутка «Держим кисточку» :
Держим кисточку вот так: это трудно? Нет, пустяк!
(Рука на локте. Кисточку держат тремя пальцами выше её металлической части.)
Вправо – влево, вверх и вниз побежала наша кисть.
(Движения кистью руки по тексту.)
А потом, а потом кисточка бежит кругом.
(Кисточку держат вертикально.)
За тычком идет тычок! Закрутилась как волчёк.
(Выполняют тычки без краски на листе.)
Воспитатель: На предыдущих занятиях мы с вами лепили тарелки как гжельские мастера из глины, потом мы заготовки-тарелочки сушили и покрывали гуашью. А Каким цветом мы покрывали наши изделия?
Дети: Белым.
Воспитатель: Правильно белым. Мы уже знаем, что гжельские узоры это- синие и голубые узоры и цветы на белой посуде. А для чего мы рисовали с вами эскизы к росписи тарелки-заготовки.
Дети: - Для выбора лучшего узора для росписи тарелочки.
Воспитатель: А Сегодня, мы с вами почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами-живописцами. Вот наши тарелки-заготовки, которые мы с вами готовили к росписи, они у нас белые нераскрашенные (Воспитатель раздает каждому ребенку его белую заготовку-тарелку и эскиз к ней). Давайте распишем наши тарелки-заготовки как настоящие мастера-живописцы! А в конце работы мы устроим выставку наших работ.
Теперь дорогие мастера гжельской росписи можно начинать свою работу.
9.
10.
11.
12.
13.
Итог занятия :
В конце занятия дети раскладывают тарелочки на выставочном стенде. Ребята рассматривают свои работы, отмечая успехи и аккуратность.
14.
Воспитатель: Молодцы ребята! : Потрудились вы на славу. Хорошие мастера и мастерицы из вас вырастут!
Оформляется выставка работ под девизом:
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.